Понятие о народной драме. Типы народного театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о народной драме. Типы народного театра



Понятие «русская народная драма» неразрывно связано с понятием «русский народный театр»: они почти совпадают, так как в русском народном творчестве, по сути дела, нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка (вокальная или инструментальная). Таким образом, народная драма и народный театр – явления синтетические, в которых слиты различные виды искусства и их элементы. В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (игрища), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр («Петрушка и вертеп»). Все указанные формы действ делятся на два типа. В одних словесный текст и действие находятся в различных отношениях. Например, в обрядах и ряженьях словесный текст подчиняется действию и лишь в определенные моменты сопровождает его, а в хороводах и играх, наоборот, подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его. В действиях второго типа эти элементы развиты равномерно, более тесно связаны между собой и имеют примерно равное значение (в сценках и пьесах). Основным отличим народных драматических действ служит их синтетичность, которая является общим признаком всех фольклорных произведений и состоит в соединении слова, напева и исполнения. Но синтетичность драматических действ более сложна, нежели синтетичность других жанров фольклора, т. к. включает в себя обычно и костюмировку, и пользование некоторыми декорациями и бутафорией, а нередко и пляску; исполнение требует также употребления жестов и мимики. Однако синтетичность драматических действ различна: при исполнении бытовых сценок, как «Барин и староста», актеры произносят текст, а в хороводе они поют его. Важнейшим отличием драматических действ от других жанров служит перевоплощение исполнителей в образы других людей или даже животных. Момент перевоплощения бывает и при исполнении произведений других жанров, например, сказок. Мастера-сказочники нередко как бы разыгрывают эпизоды сказок, представляют их в «лицах», используя жесты, мимику, а особенно интонацию, окраску голоса. Но только в драматических действах исполнители полностью перевоплощаются в образы персонажей ряженья, сценок, пьес.

Фольклорный театр - традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада. Специфические признаки фольклорного театра - отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации. Условная природа фольклорного театра - отсутствие сцены, декорации, смещение времени, пространства. Бытовая детализация - используется представление предметов быта, точность воспроизведения трудовых процессов, подчеркивание физических недостатков через прием гиперболизации (приувеличение до больших размеров и наоборот).

Типы:

Балаган — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле — действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). Балаганы известны с XVIII века

Вертеп – особый вид кукольного театра, в Россию он пришел из Европы. Вертепная драма связана с обычаем устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками богородицы, младенца, пастухов, животных, этот обычай пришел в славянские страны из средневековой Европы. Вертепная драма разыгрывалась в специальном ящике, разделенном на два этажа, который переносили два человека. Носителями вертепа были бродячие попы и монахи, бурсаки, а позднее крестьяне и мещане. Свое название эти сцены получили от того, что сцена рождения Христа разыгрывалась в вертепе, пещере, скрытой от людей. События, связанные с рождением Христа, исполнялись в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая, комедийная часть - в нижнем. Верхний этаж обычно обклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем, над яслями рисовалась звезда. Нижний этаж обклеивался яркой цветной бумагой, справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и уходили. Деревянные куклы делались высотой пятнадцать-двадцать сантиметров, их раскрашивали или наряжали в матерчатые одежды, закрепляли на стержнях, с помощью которых передвигали по прорезям в полу ящика. Кукольник сам говорил за всех персонажей

Театр Петрушки – ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой

Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету

Народная драма является высшим проявлением народного театра. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были "Лодка" и "Царь Максимилиан". Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", "Маврух", "Пахомушка" и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.)