Миф и сказка. Проблемы возникновения и развития сказочного эпоса в работах аникина, новикова. Анализ сказки «иван – медвежье ушко» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миф и сказка. Проблемы возникновения и развития сказочного эпоса в работах аникина, новикова. Анализ сказки «иван – медвежье ушко»



В конце XIX в. Владимиров в книге «Введение в историю русской словесности» выделил в сказках животный эпос, мифы и бытовые произведения. Под мифом он разумел волшебные сказки. Но мифы это не сказки; кроме того, не во всех волшебных сказках действуют мифические существа; наконец, нельзя всякий фантастический образ считать мифическим, например жар-птицу.

ранний период в истории публикации русских сказок представляет несомненно значительный общественно-литературный и научный интерес. Как показывают письменные и печатные источники, народная сказка с давних пор занимала важное место в духовной жизни русского общества.

Как известно, примерно до середины XIX века термин «сказка» употреблялся во многих значениях. Сказками назывались различного рода документы (например, поименные списки населения или «ревизские сказки», показания на следствии или на суде, отчеты о происшествиях и т. п.), некоторые чисто литературные произведения — прозаические и стихотворные, отдельные произведения фольклора (например, былины) и, наконец, то, что действительно является сказкой в современном значении этого слова.

Первое упоминание собственно сказок в памятниках письменности исследователи относят к 1649 году — времени датировки грамоты Верхотурского воеводы Рафа Всеволожского, где осуждаются те люди, которые «сказки сказывают небывалые».

Подобно другим жанрам фольклора, сказка служила одним из источников произведений древнерусской письменности. Особенно же ее роль возросла в XVIII веке — в эпоху становления русской национальной художественной литературы нового времени. В самом деле, трудно назвать кого-либо из видных писателей XVIII века, кто бы так или иначе не использовал в своем творчестве народную сказку — в устной или книжной форме ее передачи. Это обращение было широким и разнообразным, захватывая почти все жанры литературы того времени.

Сказка «Иван Медвежье ушко» имеет огромное количество вариантов. Основное содержание сказки: «Юноша (часто сын медведя) проявляет необычайную силу, иногда вредит своему хозяину, навлекает на себя жалобы; его изгоняют, он совершает подвиги». Необходимо заранее оговориться, что сюжет распадается на два подтипа: волшебную сказку о чудесном рождении медвежьего богатыря и родственную ей по композиции бытовую сказку о хозяине и работнике. Шесть вариантов этого сюжета, которые следует упомянуть, были отобраны в крупнейших сборниках русских сказок:

1. Медведь затащил замужнюю жену в берлогу и прижил с ней сына, до половины обросшего шерстью. Мальчик вырос, затосковал по людям и решил вместе со своей матерью убежать от медведя в свое село. Медведь их догнал, но сын его убил. Из-за своей силы он уродует играющих с ним детей. Ему дают трудную задачу – выгнать чертей из мельницы. Он с ней справляется, добывая себе таким образом право остаться в селе.

2. Медведь захватил в лесу замужнюю жену и прижил с ней сына: до пояса – человек, а от пояса – медведь. Спустя несколько лет Иванко Медведко с матерью собрались и убежали на село «к батьке». Тот задает Иванке задачи типа «покарауль дверь», которые он выполняет буквально. Отец, замыслив избавиться от него, посылает Иванко на озеро к чертям. Иванко дурачит черта, получает деньги и затем их отдает отцу.

3. «Попадья прижила с медведем сына Ивана Медвежье Ушко, который содрал кожу с медведя и пришел с матерью к попу; затем взял в товарищи встретившихся Горыню и Дубину богатырей, с которыми поселился в лесу. После неудачных попыток своих товарищей лично совладал с силачем-старичком и был спущен на цепи под землю, где достиг медного, серебряного и золотого домов, взял с собою трех дочерей этого старичка и был вытащен с ними по цепи. Однако товарищи богатыри оборвали цепь, и он снова упал вниз. Под землею он вступил в бой со змеем. Оттуда его вынесла Нагай-птица в благодарность за спасение своих птенцов. Ее Иван Медвежье Ушко кормил мясом, а когда его не хватило, вырезал свои икры. Исцеленный птицей расправился со своими товарищами, встретил свою жену, а других девиц повыдал замуж».

4. У стариков не было детей. Старуха купила репку, положила ее в печку, и эта репка там преобразилась в живую девочку, которую старики назвали Репка. Однажды Репка пошла с подружками за ягодами, они все зашли в берлогу, медведь их угостил и сказал, что женится на той, которая не будет есть. Только Репка не стала есть, осталась с медведем и прожила с ним год. И наконец ей удалось убежать к родителям. Дома она рождает ребенка – половина человек, половина медвежья. Иванко растет по часам, играя, уродует ребят. Решает уйти из села. По дороге встречается с Усыней, Горыней и Дубыней. Вчетвером доходят до избушки в дремучем лесу. Три его товарища по очереди готовят ужин, но всегда приходит Баба-яга и все съедает. К тому же вырезает ремни из их спин. Приходит она и к Иванушке, но тот ее побеждает и забирает у нее ремни. Яга обращается в бегство, так богатыри видят вход под землю. Ивашко спускается, освобождает трех дочерей Яги, и затем благодаря их советам убивает Ягу. Богатыри вытаскивают красавиц, на Дубыню невесты не хватает, и он разрубает веревку с Ивашкой. Медведко три дня сидит под землей и потом сам находит дорогу назад. Там встречается со своей невестой, которая отказалась выйти замуж за Дубыню. Ивашко добирается до богатырей, убивает их и со своей невестой возвращается к старикам.

5. У мужа с женой не было детей. Однажды жену захватил медведь, и родился у них сын-богатырь. Рос не по дням а по часам. Захотелось ему из берлоги на белый свет. Он разрушает берлогу и вместе с матерью убегает. Медведь их догоняет, Иван его убивает, приходит к «родному» отцу. Работает вместо отца, но хозяину Иван не нравится, он решает его убить. Ему это не удается. Иван уходит из деревни. По пути встречается с Горохом и Великодубом, доходят вместе до избушки и по очереди готовят там еду.

Приходит нечистая сила, все съедает и избивает богатырей, включая и Ивана. Все вместе они ищут нечистую силу, обнаруживают вход под землю. Иван туда спускается, в медном, серебряном и золотом дворцах находит трех красавиц сестер, побеждает их мужей-змеев. Последнего убивает благодаря совету младшей сестры. От всех трех получает перстень с заколдованным дворцом. Богатыри вытаскивают красавиц, а веревку с Иваном отрубают. Иван защищает птенцов жар-птицы, она в благодарность выносит его на землю. В конце пути Ивану приходится кормить птицу своим мясом, потом она его исцеляет. Неузнанным Иван приходит в царство своей невесты. Достает из дворца платье, вуаль и туфли. Его приглашают во дворец, младшая дочь его узнает по кольцу, все рассказывает своему отцу. Иван наказывает богатырей и воцаряется.

6. Поп прижил с медведицей сына. Тот в одну неделю стал большой и сильный. Отец с сыном решают сбежать от медведицы. Та их не отпускает. Иван убивает ее. Поп сына боится и посылает его выполнить сложную задачу. Однако Иван со всеми задачами справляется и сам решат уйти в работники. По пути встречается с тремя богатырями. Они в чистом поле хотят построить себе дом. По очереди готовят еду. К ним приходит бабка, все съедает и избивает их. Иванушко хочет ее убить, вместо этого она ему предлагает жениться на ее дочери. Иван соглашается. Спускается под землю, приходит в дом бабки. Дочка ему советует напиться сильного вина, благодаря чему Иван одолевает бабку и женится на ее дочери. Оставшиеся на земле богатыри вытаскивают девицу и веревку с Иваном отрубают. Тот бродит под землей, приходит в избушку. Там от бабушки получает птицу. Она выносит его на землю, он ее кормит. Иван приходит в уже построенный дом богатырей, убивает их, женится на своей невесте и возвращается к родителям.

Как мы видим, в выбранных сказках еще хорошо сохранились элементы, ярко показывающие тесную связь сюжета с мифами и обрядами. Эта связь проявляется мотивом чудесного рождения, быстрым ростом героя, его зооморфными чертами и т.п. С тотемистическими верованиями связаны сюжетные мотивы о чудесном рождении богатыря. Как уже указывалось в обзоре сюжетов, родителями нашего героя являются или медведь и замужняя жена (причем в одном случае замужней женой оказывается попадья), или медведь и девочка, и, наконец, поп и медведица. Последняя альтернатива встречается единично и можно считать вариант «медведь и замужняя жена» основным. Персонажи типа поп, попадья характерны, скорее, для бытовой сказки, которая по отношению к волшебной сказке, установилась позже. Быстрый рост героя тесно связан с его чудесным рождением, если этот признак в версии отсутствует, то скорее всего это более новая версия сказки, так как бытовые сказки вытесняли многие фантастические признаки. Зооморфные черты героя, ассоциирующиеся с его необычным зачатием, без сомнения принадлежат к одним из самых древних признаков персонажа, связывающих его, то есть сказочного героя, с героем мифическим. И так же, как и в предыдущем случае, и здесь проявляется бытовая замена. Убийство родителя не-человека отсылает к медвежьему мифу и к обряду умирающего и воскресающего зверя. Последний характеризуется убийством зверя и последующей просьбой к нему вернуться на эту землю и привести с собой других медведей. «Основным частям обряда – смерти и желаемому воскрешению зверя – соответствует смерть медведя и рождение медвежьего богатыря в мифе. Миф объясняет воскрешение животного: Зверь-отец, пройдя через женское тело, рождается снова на свет в своем прежнем облике». Древнейшим лесным испытателем по работам Проппа можно считать Бабу-ягу. Поэтому бабку и нечистую силу можно характеризовать как замену Бабы-яги, в отличие от «старика с ноготь, борода с локоть», который представляет собой замену неизвестного характера. Далее герой, во многих вариантах, проходит через испытания, а после получает награду, основным вариантом такой награды является женитьба. Итак, наша сказка связана с мифами, так же у нее можно найти отголоски тотемности, но в последствии она трансформировалась и многие её варианты утратили эти особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.007 с.)