Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности народной прозы. Сказка в ряду других прозаических жанров фольклора. Анализ сказки «марья Моревна»
Жанр сказки - вид повествовательного в основном прозаического ф-ра (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произ-я, в содержании которых с т.з. носителей ф-ра отсутствует строгая джостоверность. Сказочный ф-р противостоит строгодостоверному фольклорному повествованию. Это несказочная проза (миф, былина, ист.песня, легенда, сказ, предание, быличка) - жанр лит.повествования. Лит.сказка либо подражает фольклорной, либо создаёт дидактическое произ-е на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее 16 в. От слова «казать» имело значение «перечень, список, точное описание». Современное значение приобретает с 17 по 19 вв. Ранее использовалось слово «баснь». До 11 в. «кощуна». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, что это такое и для чего она нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка правилам и целям жизни, необходимости защиты своего ареала и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждится на уважении к своим предкам. Сюжет сказки «Марья Моревна» Сюжет типичен для волшебной сказке. В ней говорится о нескольких этапах жизни Ивана-царевича: - в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшийся старшим в семье, Иван отдаёт сестёр замуж за сокола, орла и ворона - следующий сюжет – женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевны. После нарушения её запрета Иван-царевич утрачивает свою возлюбленную, которую похищает Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испытания, в т.ч. и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов: мёртвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись помощниками, Иван-царевич побеждает своего противника и освобождает возлюбленную. Идея сказки Герой сказки, совершив опрометчивый поступок – нарушив запрет – проходит испытание и побеждает своего противника. Он проявляет доброту и благородство, силу и упорство. Именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу. Добро в сказке побеждает зло.
Поэтика Жанр – народная волшебная сказка. В основе сюжета ВС, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи волшебных помощников или чудесных средств. Таким образом, структура сказки имеет хар-р инициации. Это исследуется в работе академика В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки». ВС сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка. развитие сюжета, кульминация и развязка. Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно 2 поколения: старшее (царь с царицей) и младшее (Иван-царевич с сёстрами). В этой части ВС часто присутствует мотив ухода старшего поколения. В сказке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму – смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдаёт сестёр замуж. Женихами оказываются сокол, орёл и ворон. В этом проявляются глубокие исторические истоки сказки – упоминание об эпохе тотемизма. Завязка состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены – открывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный. За этим, как обычно, в ВС следует беда – похищение Кощеем Марьи Моревны. Иван-царевич совершает несколько попыток спасения жены. Погибает от рук Кощея, его оживляют шурины. пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные героем, потускнели (серебряные ложки, вилка, табакерка). В этом эпизоде присутствует магия по смежности. Важную роль в ВС играет обращение героя к Бабе Яге, выполнение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой проявляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке — волшебного коня), помогающего герою победить врага. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее. Развязка — это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» — приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств — своего и жены.
Также герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций). Функции распределяются среди персонажей: антагониста (вредителя) — Кощей Бессмертный, дарителя — Баба Яга, помощника — львица, пчелиная матка, птица, царевны — Марья Моревна, героя — Иван-царевич. Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с помощью традиционных клише: 1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа): «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» — сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал. 2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды): приход Ивана-царевича к Бабе Яге, клишированное описание портрета — «Баба Яга, костяная нога»; клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.; постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др. В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнительных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.) |