Понятие о былине. Принципы классификации былин. Поэтический стиль былин. История изучения былин. Анализ монографии по былинам (по выбору) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о былине. Принципы классификации былин. Поэтический стиль былин. История изучения былин. Анализ монографии по былинам (по выбору)



Былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты; имеющиеся в них социально-бытовые сюжеты также обычно включают в себя героические мотивы.

В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, поединок с врагами Русской земли. Богатырь побеждает полчища врагов, и его победа имеет решающее значение для Русского гос-ва. Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов. Враждебные силы воплощаются в образах фантастических (Тугарин Змеевич), или аллегорических (Идолище поганое). Богатырь отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, нередко огромным ростом. Образ богатыря – эпическое обобщение, данное с помощью синекдохи: перенесение качеств множества людей на одно лицо. В нем воплощается мощь русского народа, народное представление об идеальном герое.

Былины – песни среднего объема, отличаются устойчивой структурой и особенностями поэтики: запевами и зачинами, замедлениями действий, общими местами и концовками. Основная идея былин – необходимость защиты Русский земли. Также важной идеей былин служит идея единства Русской земли, которая ослаблялась междоусобиями князей.

Классификация былин

В научной лит-ре предлагались разного типа классификации былин, что обусловливалось различием взглядов ученых. Представители мифологической теории выделяли 2 группы соответственно двум типам богатырей: былины о старших богатырях, в образах которых больше отразились мифологические элементы (напр., былины о Святогоре, Микуле, Потыке), и былины о младших богатырях, в образах которых следы мифологических сюжетов незначительны (напр., былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче).

Во второй половине 19 в. такое деление былин было отвергнуто. Представитель исторической школы В.Ф.Миллер, считавший, что основная часть эпоса – героические былины, разделил произведения на 2 типа: былины богатырские и былины-новеллы. Для первых он полагал характерными героическую борьбу богатырей и гос.цели, а для вторых – внутренние столкновения, социальные или бытовые.

В.Г.Белинский ранее предложил деление былин на два цикла – киевский и новгородский. Но советские ученые дополнили его тем, что учли особенности сюжетов и образов героев, которые хранили в себе черты владимиро-суздальские, рязанские и галицко-волынские, т.е. фольклористы пришли к выводу, что былины слагались и в других землях.

В современной фольклористике, с одной стороны, сохраняется деление былин на два цикла - киевский и новгородский. С другой – воинские (об Илье Муромце, Добрыне Н., Алеше П.) и социально-бытовые («Вольга и Микула», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович» и др.).

Поэтика былин

В былине сюжет довольно развернут, пространство и время шире, значительнее. Былина – эпическая форма. Для нее характерны сюжетность и повествовательность. Персонажи былины не сопоставляются с личностью певца и не передают его мыслей и переживаний. Эпичность былин состоит и в том, что картины событий масштабны, монументальны, как и сами образы богатырей. Внутренний мир ч-ка, его мысли и душевные состояния передаются кратко, напр., выражаются в жесте и движении.

Стихотворная форма в былине многосложная. Напевы исполняются речитативом. Стих былины отличается величественностью. Поэтика былин двупланова, т.к. с одной стороны, задача состоит в возвеличивании Русской земли и ее защитников, а с другой – в осуждении врагов. Поэтому худ.ср-ва в былине экспрессивны, что позволяет показать необыкновенность персонажей. Важной стороной былины является сохранение традиционности. Каждый певец старается сохранить в былине ее традиционный строй, движение сюжета, хар-ку богатыря, ср-ва выразительности.

Обязательные структурные элементы былин – запев, зачин, общие места, повтор, лейтмотив, концовка. Но запев – своеобразный элемент композиции. Он не связан прямо с содержанием былины, а служит вступлением, которое имеет цель – привлечь внимание слушателя, создать определенное настроение. Зачин – устойчивое начало былины, которое служит исходным моментом действия и часто содержит экспозицию (указание на время и место действия) и иногда завязку (княжеское поручение богатырю). Общие места – это устойчивые элементы повествования. Напр., хвастовство богатыря на пиру, седлание коня, описание страшного вида врага. Еще один устойчивый элемент – тройное повторение. В былинах богатырь три раза вступает в поединок с врагом, три раза Алеша сватается за жену Добрыни, три раза бросает Садко в воду дары морскому царю.

Все особенности традиционного строя былин соответствуют величественному стилю. Основой сюжета является обычно важное событие, но в центре былины – всегда богатырь. Напряжение создается при столкновении врагов и при конфликтах богатыря и князя. Повествование развивается однолинейно, без вводных эпизодов. В былине наиболее употребительны эпитеты («шатры белые», «сильные могучие богатыри», «стольный Киев-град»), сравнения, тавтологические обороты, гиперболизация.

История изучения былин

Начало изучения былин относится к первой половине 18 в., когда ими заинтересовались историки В.Н.Татищев и Герхард Фридрих Миллер. Позже связь былин с русской историей пытался установить К.Ф.Калайдович, редактор второго издания сборника Кирши-Данилова. Глубокое истолкование былинам дал В.Г.Белинский. Он увидел в былинах не только отражение общественных отношений и условий жизни, но и выражение его исторического сознания. Особенностями былин он считал стихотворную форму, изображение подвигов богатырей. Также взгляды Белинского, Чернышевского и Добролюбова дали основу для формирования исторической школы. Этому помогали суждения о былинах известных собирателей П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга. С 50-х гг. в русской фольклористике стали формироваться особые направления в подходе к былинам. Первым из них было мифологическое. Оно было представлено Ф.И.Буслаевым, О.Ф.Миллером. Они предполагали, что в основе эпических жанров лежат древние мифологические сказания. Напр., Миллер в своей книге «Илья Муромец и богатырство киевское» стремился раскрыть мифологическую основу образов богатырей, которые были воплощением светлых сил, борющихся с темными. Далее возникла теория заимствования во главе с Теодором Бенфеем, который увидел сходные сюжеты в фольклоре разных народов. В разработке этой теории также работал русский фольклорист А.Н.Веселовский, который увидел и доказал, что заимствование предполагает встречную среду с мотивами или сюжетами, сходными с теми, которые приносились со стороны. Далее сложилась историческая школа (В.Ф.Миллер), которая стремилась раскрыть связи русских былин с русской историей. В основе лежала мысль о том, что былины исходили от исторических событий и в качестве прототипов героев имели исторических лиц.

Анализ монографии по былинам

В. Я. Пропп «Русский героический эпос»(1958)

Автор утверждает, что важным признаком эпоса является героический хар-р его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Содержанием эпоса всегда явл. борьба и победа. Одним из главных признаков русского эпоса явл. то, что он слагается из песен, которые предназначены для музыкального исполнения. Музыкальное исполнение былин тесно связано с их содержанием, они не могут быть разъединены. Другой важный признак эпоса – стихотворная форма песен, связанная с напевом. Также автор говорит о том, что былина близка к исторической песне, но тем не менее между ними есть разница: былина древнее песни. Былина и историческая песня выражают сознание народа на разных ступенях его исторического развития в разных формах. Эпос рисует идеальную действительность и идеальных героев. В эпосе исторический опыт народа обобщается в худ.образах необычной силы, и это обобщение – существенный признак эпоса. Былинам свойственна величавость, монументальность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.009 с.)