Происхождение и развитие рабочих песен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и развитие рабочих песен



Особый интерес для нас представляет устная поэзия рабочих, которая со временем занимала все большее место в русском фольклоре. Особенности идейно-тематического содержания и функций рабочей поэзии всецело обусловлены особенностями возникновения и развития рабочего класса России, его общественной ролью в жизни страны. Фольклор рабочих (рабочий фольклор) – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды. Рабочий фольклор в пореформенный период получает все большее развитие, он становится заметным явлением, вызывает живой общественный интерес, а поэтому публикуется прежде всего в периодической печати. Так, в 60-80-е годы, в различных газетах и журналах (в журнале. «Современник», газетах «Томские губернские ведомости», «Сибирская газета», «Русские ведомости» и др.) были опубликованы рабочие песни «Лет семнадцати мальчишка», «Не последний был красильщик», «О, се горные работы», «Обещал Ваня жить в деревне», «Как рабочий Голубкова», «Что баклашински ребята», «Уж ты зимушка-зима», «Что шахтерска жизнь проклята», «На Донской земле привольной» и др. В это же время произведения рабочего фольклора появляются в различных трудах и сборниках академического характера. Так, например, у С. Турбина в «Стране изгнания» (1872) приводится песня приискателей «Мы по собственной охоте», в сборнике В. Магниц- ского «Песни крестьян села Беловолжского» (1877) печатается рабочая песня «Слава богу, наш хозяин», в «Записках Уральского общества любителей естествознания» (1881) публикуются пословицы и поговорки, записанные на одном каменном заводе Урала, в книге М. Огиевского «Новые элементы в южно-русском песенном творчестве» (1892) приводится рабочая песня «Ой, на горке на крутой» и т.д. Однако пробудившееся всеобщее внимание к рабочему фольклору отнюдь не говорит об одинаково благосклонном к нему отношении. Представители разных социальных групп, различных социологических направлений относились к рабочему фольклору по-разному.

Положительно оценивали новый (в том числе и рабочий) фольклор, видели в нем отражение нового этапа в историческом развитии России прогрессивные деятели русской культуры. Примером могут служить очерк Г. И. Успенского «Новые народные песни» и статья публициста В.Арефьева «К вопросу о собирской песни.Об историческом значении новой народной поэзии говорил и представитель прогрессивной части академической филологической науки В.Н. Перетц ("Современная русская народная песня», 1893).

Резко отрицательно отнеслись к рабочему фольклору представители либерально-народнического направления русской социологии и фольклористике конца 19 в. В новом фольклоре эпохи капитализма, в том числе и в рабочей поэзии, они видели крах, деградацию, гибель национального народного творчества.

Поначалу рабочие песни создаются в староскладном песенном стиле. Они, как и традиционные крестьянские песни, характеризуются тоническим размером стиха, отсутствием рифмы, употреблением традиционных композиционных приемов и стилистических средств (параллелизмов, сим- волов, постоянных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами и т. д.). Примером может служить песня «Вы леса ль, мои лесочки леса мои темные», возникшая, вероятно, в XVIII в., но записанная П. В. Киреевским в 30-е годы XIX в. Начало этой песни содержит образ ракитового кусточка - символа горя и печали:

Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные!

Вы кусты ль, мои кусточки, кустики ракитовые!

К этому же типу песен в староскладном стиле относятся и рабочие песни «Как во городе Санктнитере», «Ты взойди-ка взойди, солнце красное», «Ай да вы заводы» и некоторые другие. Однако следует сказать, что рабочих песен в староскладном стиле, очевидно, было создано немного. До нас дошло их очень небольшое число.

Подавляющее большинство рабочих песен создается в новом песенном стиле. Эти песни, с одной стороны, используют некоторые композиционно-стилистические приемы традиционных крестьянских песен, а с другой - испытывают значительное влияние книжной поэзии, В них употребляются книжные слова, их размер уже не тонический, а силлабо-тонический (чаще всего хореический). Они имеют обязательную (как правило, смежную) рифму. Смежная рифма является основной в рабочих песнях 18-19 вв. Однако следует заметить, что в последней трети 19 в. в них проникает и перекрестная рифма, вследствие чего литературность их формы проявляется еще более отчетливо. Примером может служить записанная в 1909 г. песня «В Ярославле в пятом годе» в которой дается сатирическое обличение одного из главарей ярославских черносотенцев Косаурова. Новые черты наблюдаются и в композиции рассматриваемых песен. Композиционные формы и приемы традиционных крестьянских песен получают в них творческое развитие, Как отмечалось ранее, самая распространенная форма крестьянской лирической песни - композиционная форма схемы «описательно-повествовательная часть + монолог или диалог». Эта форма довольно широко применяется и в рабочих (особенно ранних) песнях. Но используется она своеобразно, по-новому. Характерной в этом отношении является возникшая в 18 в. песня ткачей «Ярославль наш батюшка», в которой первая, описательно-повествовательная часть выполняет совершенно иную, чем в традиционных крестьянских песнях, функцию. Если в традиционных лирических песнях эта часть нередко включала в себя символические образы, была очень краткой и играла роль своеобразного вступления, не имевшего большого значения для выражения конкретного идейно-тематического содержания, то совершенно иное мы наблюдаем в рабочей песне «Ярославль наш батюшка». Описательно-повествовательная часть в этой песне довольно развита, содержит важную информацию и служит средством раскрытия ее тематического содержания: Здесь дается описание города Ярославля (его улиц и слобод, различных ремесел). Особенно подробно песня останавливается на описании ярославских мануфактур. В песне «Ярославль наш батюшка» мы, по существу, сталкиваемся с проявлением нового эстетического принципа в русском народном песнетворчестве, выразившемся в отходе от условных поэтических формул и стремлении к отражению действительности в ее формах и образах, Отсюда достоверность, оптовая описатель- ность, всевозможные детали и частности в характеристике отдельных явлений, событий и фактов.

В других рабочих песнях 18- первой половины 19 вв. этот новый эстетический принцип получил еще более яркое выражение, Возникает своеобразный тип песни-картины. Главная черта такой песни - описательность (конечно, с выражением определенного отношения к изображаемому). Одним из ранних образцов такой описательной песни, песни-картины быта, является уже упомянутая песня «О, се горные работы!», В ней дается подробный рассказ о тяжелых условиях приискового труда рабочих, детально описываются орудия их труда. Описательные песни-картины создаются в рабочем фольклоре и в пореформенное время. Примером могут служить шахтерские песни «На Донской земле привольной», «Шахтер в клеточку са- дится», «Загудел гудок на пять».

Второй тип рабочей песни по своей композиции в известном смысле прямо противоположен рассмотрениям нами описательному типу. Главный признак этих песен повествовательность. Песни этого типа можно назвать песнями-рассказами. Первые образцы в жанре песни-рассказа очевидца мы встречаем уже в XVII в. Это исторические песни о походе донских казаков на Азов, песня о присоединении Смоленска, некоторые песни разинского цикла и др. Однако следует подчеркнуть, что окончательно жанр песни-рассказа оформляется именно рабочей среде. В рабочем фольклоре песни-рассказы создаются с конца XVIII в. до начала XX в. По своему идейно-тематическому содержанию они могут быть самыми различными - бытовыми, производственными и социально-историческими. Образцами жанра песни-рассказа являются рабочие песни «Мы в посылке долго жили» «Не последний был красильщик», «Как на Сормовском заводе» «Как четвертого числа», «Эй, ты, зимушка-зима», «Рассказать что ли от скуки» и др.

В рабочих песнях-картинах и песнях-рассказах точно указывается время и место действия, даются достоверные географические названия, чины и фамилии тех или иных лиц. Содержание этих песен излагается от лица и участников или свидетелей, очевидцев событий, Этим подчеркивается жизненность и достоверность содержания, В песнях обоих типов описание тех или иных явлений или рас- сказ о тех или иных фактах и событиях имеет главное значение Это придает песням черты эпичности, Но в них довольно отчет- ли во звучит и лирическое начало - выражение определенного идейно-эмоционального отношения к изображаемым явлениям фактам и событиям, Именно поэтому и песни-картины и песни- рассказы можно отнести к лиро-эпическим жанрам рабочего ф-ра.

Наряду с песнями лиро-эпического характера (с доминантой эпического начала) в рабочем фольклоре создавались песни и чисто лирические, В них также находят отражение те или иные факты из бытовой и социальной жизни рабочих, Но не в этом их главная ценность, Главный смысл лирических рабочих песен не в описании тех или иных жизненных явлений, не в рассказе о тех или иных фактах и событиях, а в выражении к ним определенного идейно-эмоционального отношения, в передаче определенных мыслей, чувств и настроений, Лирические рабочие песни, как правило, по своим размерам значительно меньше лиро-эпических песен-картин и песен-рассказов.В них не получили сколько-нибудь значительного развития ни описательное, ни повествовательное начала, На отдельные виды они делятся не по сюжетно-композиционным признакам, а по характеру самого содержания, по своему пафосу, выражаемым эмоциям, Основными видами песенной лирики рабочих следует считать песни-элегии, песни-сатиры и песни-гимны,

Песни-элегии - это грустные размышления рабочих о своей жизни, эмоциональному содержанию они напоминают народные плечи, Особенно много рабочих песен-элигий возникло в первой половине XIX в. Но они создавались и позже, Образцом рабочих песен-элегий являются песни «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное!», «Ай да вы заводы, вы мои заводы кирпичные!» и «Кто на приисках не бывает».

Главное назначение рабочих песен-сатир - выражение гнева, ненависти к угнетателям, осмеяние классовых врагов рабочего класса - купцов, фабрикантов, заводчиков заводской администрации. Этому посвящены такие песни рабочих, как «У Корзинкина во ткацкой», «Распроклятый Турчанин», «Ох, Демидов уж умен, умен» и др. В период первой русской революции возникают острые сатирические песни, в которых саркастически высмеивается царь и его приспешники, Примерам может служить песня «В день девятый января».

Рабочие песни-гимны стали возникать в конце 19- начале 20 вв, Их основное содержание - призыв к освобождению, свержению царизма, Чаще всего они представляли собой переделки литературных песенных гимнов, Так, например, на основе известной песни-гимна Л. Лаврова «Марсельеза» в России, в рабочей среде, возникли «Рабочая марсельеза», «Пролетарская марсельеза» и «Шахтерская марсельеза». Но возникали в рабочей среде и оригинальные песни-призывы, Например: «Подымайся, люд рабочий!», «Друзья! Довольно слез и стонов!», «На баррикады!" и др.

Песня уже с самого начала заняла ведущее место, в рабочем фольклоре, Именно в ней необычайно ярко проявилось его идейно-тематическое и художественное своеобразие, Главной темой рабочей песни становится тема труда, а основной проблемой - взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (купец, владелец фабрики, заводчик, управляющий, заводская администрация, мастера приказчики, надсмотрщики и т, д.). В освещении темы труда рабочие песни представляют собой в фольклоре совершенно новое явление. Если в традиционных крестьянских песнях тема труда специально не ставилась, а затрагивалась лишь попутно, то в рабочем песенном творчестве она занимает центральное место, ей посвящаются специальные песни, даже целые циклы песен. В рабочих песнях подробно перечисляются орудия труда, нередко дается детальное описание самого процесса труда, Примером может служить уже упоминавшаяся песня конца XVIII в, «О, се горные работы!». В песне XVIII в, «Ярославль наш батюшка» подробно описывается работа ткачей на ярославских мануфактурах, которые

Руками челнок бросают,

Ногами штуки подымают,

Фланели полотна ткут

Всяких разных ведь штук.

Мануфактурное производство было основано на разделении и постоянном совершенствовании ручного труда, Уже самые ранние песни ткачей создают образ рабочего-умельца, виртуозного мастера ткацких дел. Так, в упомянутой песне «Ярославль наш батюшка» о рабочих-ткачах говорится, что они «во всем проворны», ткут скатерти, платки, "тафты француски» и «кружева персицки», Причем все это они делают с большим мастерством; «Это все у них ничто, хоть заморский приеть хто». Но если песня «Мы в посылке долго жили" в основном расска- зывает о походе крепостных крестьян на рудник, то песни "О, се горные работы!» и «На разбор нас посылают» посвящены уже непосредственно жизни рабочих на горнозаводских предприятиях. Так, в песне «О, се горные работы!» рисуется картина ужасных условий труда и жизни рабочих, Мастер требует от рабочих прилежания, возможно большей выработки, «чтобы Правдин был богат». Подрядчик грозит им рукой и «стращает» их лозой, а оберштейгер пускает в ход кулаки.

В эпоху капитализма в рабочем фольклоре создаются сказы, пословицы и поговорки. Однако ведущее положение в устной поэзии рабочих этого времени занимают песенные жанры (собственно песни и частушки). В рабочих песнях и частушках эпохи капитализма получили дальнейшее развитие основные темы и образы рабочих песен дореформенного времени, но в них появляются также новые темы и образы. Их главным источником и содержанием становятся современность, важнейшие общественные явления пореформенного времени. После Крестьянской реформы 1861 г. развитие капитализма России с каждым новым десятилетием принимало все больший больший размах. Это получило яркое отражение в рабочих песнях пореформенного времени. Многие из этих песен посвящены рассказам о постройке новых фабрик и заводов. Возникают также песни, в которых рассказывается о строительстве железных дорог в центральных районах России. Рабочие песни пореформенного времени, как и эпохи крепостничества, правдиво рисуют картины тяжелейших условий труда и жизни рабочих. Особенно характерны песни приискателей и рабочих горнорудных заводов. Рабочие этих предприятий и после отмены крепостного права, по существу, были на положении крепостных. Именно поэтому в пореформенном песенном творчестве рабочих Урала и Сибири, как и в их дореформенном, центральное место занимает описание каторжных условий труда.

Песни литературного происхождения и революционные песни рабочих

Песни литературного происхождения в народе, в том числе и среди рабочих, начинают распространяться в 18 в Постепенно этот процесс все более и более усиливается. Однако если литературные стихотворные произведения 18 и первой половины 19 вв, имели преимущественно бытовой характер и за исключением песен декабристов, не предназначались для исполнения в народе, то во второй половине 19 в, создается немало революционных стихотворений и песен специально для распространения в народе. Особенно широко бытовали такие песни, как «Дубинушка», «Марсельеза», «Замучен тяжелой неволей» и «Похоронный марш». Однако в третий период русского освободительного движения создавались и новые песни, которые прямо призывали рабочих на борьбу с царизмом. В 1902 г. марксист А. Кац перевел на русский язык «Интернационал» Эжена Потье, который становится ведущим революционным гимном рабочего движения в России, Партия большевиков придавала большое значение распростра- нению революционных песен среди рабочих, Эти песни часто печатались в партийных газетах и журналах, исполнялись на собраниях, сходках, маевках и митингах. Под влиянием революционных песен литературного происхождения создавались фольклорные революционные песни, которые бытовали среди рабочих.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.011 с.)