Жанровый состав календарной обрядовой поэзии. Анализ обрядового величания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровый состав календарной обрядовой поэзии. Анализ обрядового величания



В составе календарной обрядовой поэзии выделяют следующие жанры:

Колядки – сезон колядовых обрядов открывался святочными обрядами. В основе святочных обрядов лежала магия первого дня года. Во время святок проводились игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Самым ярким эпизодом святочных праздников было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песенок. Преимущественно этим занималась молодежь, которая за эти пения вознаграждалась угощениями. Колядки – песни нвогоднего содержания, в которых, как правило, была парная рифма. В колядках дается идеализированное описание дома величаемого: обычная изба в колядках превращалась в терем. Для обращения к хозяевам использовались устойчивые формулы: хозяин – «светлой месяц», хозяйка – «красно солнышко», дети – «часты звездочки». Описание наряда крестьянина также характеризуется идеализацией: «надевал кафтан во сто рублей». Эта фантазия имела глуоко социальный смысл – в идеализации рисовалось желаемое. Пожелания величаемым – тоже важная часть колядки. Она характеризуется трезвостью и реалистичностью содержания. Крестьянину желают урожая, сытости, здоровья и т.д. Заканчивается колядка требованием вознаграждения за пожелания. Если же колядовщиков не одаривают, они высказывают плохие пожелания и даже шуточную угрозу расправы. …У хозяина в дому велись бы ребятки, Велись бы телятки, Велись бы ягнятки…

Подблюдные песни – связаны со святочными гаданиями девушек. Пелись при гадании, когда девушки собирались в одной избе, ставили на стол блюдо с водой и опускали туда либо кольца, либо серьги. В момент пения одна из девушек доставала украшения из воды. Чье украшение было извлечено, к той и относилось содержание исполняемой в это время песни. Это были небольшие песни с бытовой разработкой (так, были песни, предвещающие скорое замужество, хороший урожай, или, напротив, бедность). Носили не заклинательный, а предсказательный характер. Кому вынется, Тому сбудется, Кому сбудется, Тому не минуется. Слава!

Масленичные песни – делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, другая – с проводом Масленицы. Обряд встречи Масленицы проводился с помощью соломенного чучела наподобие женщины, которое впоследствии сажали на сани и возили по деревне с песнями мажорного, жизнерадостного характера – величальными. В них образ красавицы-Масленицы, наличие щедрого угощения, изобилия. Обряд проводов, когда Масленицу вывозили за пределы деревни и либо сжигали, либо разрывали и закапывали в снег, сопровождался песнями минорного характера, похожими на свадебные корильные. Масленица обвинялась в том, что она обманула всех людей: разорила их, все поела, и посадила на великий пост. В древности проводы носили заклинательный характер – проводы зимы и закликание весны. Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная…

Масленица-мокрохвостка! Поезжай долой со двора, Отошла твоя пора!

Веснянки – Выкрикивались собравшимися в небольшие группы девушками. В них был призыв весны и её восхваление. В веснянках сочетаются признаки величаний и заговорных заклинаний. Характеризуются эмоциональностью, обилием обращений (и в повелительном наклонении). Используются образы замка и ключей: просьба к весне принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму». Приди к нам, весна, Со радостью Со великой к нам Со милостью!

Егорьевские песни – егорьев день отмечался в апреле, именно тогда на поле первый раз выгоняли стадо. Накануне этого дня молодежь ходила по дворам и раздавала пожелания хозяину и его скоту. Эти песенки обычно завершались требованием подарка. Телоньки, телитесь! Свинки, пороситесь! Курочки, неситесь!

Вьюнишные – песни, которыми в субботу или в воскресенье первой послепасхальной недели поздравляли молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. Содержание – пожелание молодым счастливой жизни. Символ семейного счастья– образ гнезда. В вьюнишных песнях ярко выразились патриархальные устои крестьянской семьи, где женщина была на положении рабыни. Как в вершине тех деревьев Соловей гнездо свивал, В середине тех деревьев Пчелы гнезда вьют, Во корнях тех деревьев Горностай гнездо свивал…

Семицкие песни – пелись на седьмой четверг после Пасхи, который знаменовался обрядом «завивания венка». Девушки шли в лес и сплетали ветви берез с травой, считая, что так они передадут силу земле. Напевали песню, в которой были слова: «завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрява». После

этого девушки с венками шли к реке и пускали их в воду, тем самым гадая, какая семейная жизнь их ждет. Если венок поплыл по воде – все сложится благополучно, если пошел на дно – наоборот. Все венки поверх воды, А мой потонул. все друзья гостинцы шлют, А мой не прислал. Все друзья домой идут, А мой не пришел.

Летние обрядовые песни

- связанные с обрядом похорон Костромы – в колодку клали чучело и имитировали обряд похорон. Это символизировалось умиранием и воскрешением бога растительности. Сначала обряд имел аграрный характер, а потом превратился в забаву. Кострома, Кострома, Ты нарядная была Развеселая была, Ты гулливая была! А теперь Кострома, Ты во гроб легла!

- песни на Ивана Купала – собирали лечебные травы, прыгали через костры – все это имело очистительное значение. Купальские обряды нашли отражение в песнях: Ходил чижик по улице, Собирал девок на Купальню: «Ну, девки, на Купальню, Ну-те да вы, девки, на купальню!»

Осенние обрядовые песни – осенью все обряды были связаны с заботами о хорошем уроже. Песнями восхваляли начало и окончание сбора урожая: Ох и слава богу, Что жито пожали, Что жито пожали, И в копы поклали, На гумне стогами, В клети закромами, А в печи пирогами.

Величания — Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойственна торжественная интонация, высокая лексика. Конечно, все это достигалось фольклорными средствами. Ю. Г. Круглов отметил, что все художественные средства "употребляются в строгом соответствии с поэтическим содержанием величальных песен — они служат усилению, подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородных черт его характера, самого великолепного со стороны поющих к нему отношения, то есть служат основному принципу поэтического содержания величальных песен — идеализации". Чаще всего величания пелись на свадьбе для изображения жениха или невесты в лучшем свете. Ох, ты, винная ягодка Наливное сладкое яблочко - Удалой добрый молодец.

 

Специфика использования обрядовой поэзии в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина

Обрядовая поэзия - это фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами. Мы можем классифицировать её по жанровому составу на календарную (зимний, весенний, летний и осенний циклы); семейно-бытовую (родильная, свадебная, похоронная); заговоры. 

А. С. Пушкин и фольклор. Предыстория.

На рубеже 18-19 вв. в Европе и России пробуждается интерес к народному искусству. Проблема НАРОДНОСТИ литературы занимала центральное место в эстетических учениях пушкинской эпохи. Она была выдвинута в процессе формирования предромантизма и романтизма и связывалась с вопросами национальной самобытности. Период от Ренессанса до романтизма характеризовался тенденцией к демифологизации (развенчание сложившихся неправдоподобных, мифических представлений). Именно романтики впервые проявили интерес к мифу и фольклору, к народным ритуалам и поверьям, патриархальной старине.

Пушкин первым среди русских писателей оцени роль народа в создании национальной культуры.

Александр Сергеевич записывает народные сказки, песни, предания, обряды, поддерживает молодых собирателей, изучает сборники песен, пословиц и сказок славянских и европейских народов.   

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Обратимся к роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Здесь автор противопоставляет миру оторванного от народа столичного дворянства мир семейства Лариных, связанный с народной средой, церковной и русской национальной культурой, мир, в котором рождается и воспитывается "русская душою" Татьяна, образ которой овеян песенной и сказочной поэзией,- "милый идеал" Пушкина. Изучение народных поверий, свадебных и календарных обрядов, в том числе святочных гаданий, дало возможность Пушкину создать исторически и этнографически (национально) точный образ семьи Лариных, хранящих "привычки милой старины". Рассмотрим специфику использования обрядовой поэзии.

Глава 5. Татьяна очень любила русскую зиму, в том числе крещенские вечера, когда девушки гадали. Она верила во сны, приметы и гадания.

"Настали святки. То-то радость"! - Святки зимние - 25 декабря - 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Последнее связывается с обилием детей и семейным счастьем. Поэтому святки - время выяснения суженых и первых шагов к заключению будущих браков. Обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна. Пушкин отобрал обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. «После всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты <...> Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними "свою судьбу". Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню: "хлеба да соли". Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение; но все эти значения были не везде одинаковы. Так, во многих местах одно и то же значение прилагалось к разным песням, смотря по местному обычаю: к скорому замужеству; к свиданию; замужество с ровнею; замужество с чиновным; к сватанию; к бедности и другие. Гадали также на растопленный воск или свинец.

Во время святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). «Девушки после гостей начинали кликать суженого и ворожить разными способами под руководством опытных нянюшек». Все гадания на Васильев вечер «почитались важными и сбыточными».

 (Ироничность гаданию придаёт имя суженного одной из девушек:

 - Как ваше имя? Смотрит он... -Иронический тон повествования создается за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с ее ожиданиями. Пушкин сначала избрал имя «Мирон» (VI, 385), утвержденное литературной традицией XVIII в. как одно из комических и простонародных.)

Сон Татьяны

Гадание «на сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс - древний языческий символ защитительного круга - сохраняет значение оберега и в русских этнографических материалах) («Татьяна поясок шелковый сняла»). поскольку свадебный обряд во многом копирует в зеркально перевернутом виде обряд похоронный, то в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина-вампира и Мельмота, который создался под воздействием романтических «небылиц» «британской музы». - Девичье зеркало лежит. - Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место (через зеркало можно увидеть суженного). Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют.

Тема смерти

Один из важнейших символов сна - «зима» и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой «холодный»: «снег», «сугроб», «лед», «метель». Первое значение данных символов - «смерть». Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью. Снег не просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. Деревья - души усопших.

Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и «лесником», и «лесным чертом», и «лешим», и «лесным архимандритом». Медведь - хозяин леса, а значит, и проводник в царстве мертвых.

Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или ручей [см. Афанасьев, 1995: III, 280]. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского.

Таким образом, одно из значений первой части сна - смерть, однако все вышеперечисленные образы, будучи символами, имеют и совершенно противоположное толкование - они вносят в сновидение тему брака.

Тема брака

Снег - символ плодородия. Считалось, что снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты: «Мать (Батюшка) Покров, покрой сыру землю и меня молоду!». По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где ее настигает медведь, предвещают будущее замужество.

Тему брака продолжают и следующие два символа - мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей - значит выйти замуж. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит ее к хижине Онегина, - будущий жених Татьяны, т.е. генерал. В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В одной из подблюдных песен:

Медведь-пыхтун

По реке плывет;

Кому пыхнет во двор,

Тому зять в терем

Если медведь - жених-генерал, то весь лес «в своей нахмуренной красе» символизирует светское общество. Значение «лес как светское общество» возникло, по-видимому, на основе метафоризации семы «холодный»: холодный - значит бездушный, фальшивый. В романе автор писал о Ленском:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев

 Еще одна деталь подтверждает наше предположение. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами «Здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной - своей женой. Таким образом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, - смерть Ленского и брак с генералом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.018 с.)