Об особенностях занятий по сценической речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об особенностях занятий по сценической речи



Скоро придут педагоги по сценической речи

 

Скоро предстоит такое дело: ко мне должны прийти московские педагоги по сценической речи, и я собираюсь продемонстрировать им чтецкие работы наших студентов. У педагогов наверняка мозги как-то «набекрень»: они должны начать спрашивать, почему вы так читаете Пушкина?

Экзамен по сценической речи

 

Этот кусочек рассказа будет посвящён работе по сценической речи, по лепке фразы, работе, которую в нашей мастерской в основном ведёт Вячеслав Михайлович Букатов.

Недавно прошёл экзамен в нашей театральной Мастерской. Что было на экзамене? Самостоятельные, чтецкие творческие работы наших учеников. Студенты читали довольно большой отрывок, на полторы страницы текста, из прозы Андрея Платонова, лирическое стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и басню по выбору.

Достоинства работы студентов может оценить зритель, который интересуется и дорожит приобретёнными артистом умениями. Если же зритель – человек, который слушает молодого исполнителя и ждёт только художественных наслаждений, он всегда будет предъявлять дополнительное количество претензий: они должны быть более спокойны, более свободны, более медленны, чувствовать себя больше художниками, а меньше мастерами, которые оттачивают и демонстрируют технику.

Техника, которую чтецы выдавали, заключалась в том, что студенты довольно быстро, мелко говорили длинный, длинный текст А. Платонова. Говорили  так, что одно цеплялось за другое и внимание было не оторвать. Хотя Платоновский текст очень сложно зацеплен. Зрители восемь раз слушали этот текст, и каждый раз слушателям было невозможно оторваться, потому что исполнители на наших глазах   лепили фразу. А это захватывающе интересный процесс.

Подозреваю, что многие читатели этих строчек не поймут, о чём я говорю. Наверное, мне надо было бы пересказать здесь основные законы лепки фразы, которые указал П.М. Ершов в своей «Технологии актёрского искусства», но ограничусь тем, что отошлю непонимающих к тексту книги. Здесь же поясню, что интерес у зрителя и слушателя вызывает человек, который говорит о чем-то очень сложном. О чём никак нельзя сказать коротко. Он рассказывает о том, что связано большим числом ассоциаций и воспоминаний, и поэтому не может быть рассказано в двух словах. Человек говорит живым натуральным голосом мелко, и это вызывает доверие к искренности, хотя авторские слова Платонова не всегда относятся к обиходной упрощённой речи

Неотрывно интересным было стремительное движение рассказывающего в попытке воспроизвести, казалось бы, краткий сюжет, насыщенный необходимейшими подробностями. И именно эта работа ума и сердца каждого исполнителя была предметом нашего зрительского внимания и интереса. Повторяю, на наших глазах человек работал, стремился к цели, воссоздавал массу мыслей и чувств, переживаемых персонажем.

Благодаря работе чтецов при исполнении стихотворения, у меня появилось следующее представление о содержании стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Весь смысл исполнения стихотворения Пушкина в том,  что человек, начавший читать это стихотворение, понимает, что сейчас он находится в определённой жизненной точке. Всё это настало опять, и он рассказывает, что было раньше, было потом и теперь настало вновь «и божество,  вдохновенье…», а когда в душе такое состояние, то тогда и ты, которая предстаёшь передо мной, кажешься мне «гением чистой красоты». То есть ты сама не «мимолётное видение», не «гений чистой красоты», ты сама нормально живешь свою жизнь. Как мы знаем, Анна Петровна Керн, которая была поводом, искоркой для данного стихотворения, вовсе не была «гением чистой красоты». Мне кажется, это очень правильное понимание стихотворения. Я вам рассказываю, что мною понималось, когда они читали.

Теперь эти ученики читают стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно», в конце которого есть слова «и всё так ничтожно». Можно читать крупно про «ничтожно». И что получится? Что-то большое про «ничтожно»?! А «ничтожно» – это ничтожно, говорим про «ничтожно».

Лепка фразы

 

Для следующей работы хорошо подходит стихотворение Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». В одно занятие желательно сработать так, чтобы умение и понимание у студентов слепились вместе.

Задание: читать первые пять предложений, меняя после каждого предложения один из показателей «бессловесных элементов действия». Например, предложение «Ночь» – в пристройке «снизу», затем перестройка «вверх» – «Улица», ещё «выше» – «Фонарь» и т.д. Эти смены веса, мобилизации, пристроек велиисполнителей к пониманию того, что они либо почему-то добавляют в себе гордости и   говорят о более высоком, либо поэтапно приходят к отчаянию, либо приближаются к какому-то открытию. В пристройке «сверху» сам собою появляется более широкий план. А с пристройкой снизу появляется мелкий план. Не менее интересно получается, когда соединяются противоположные показатели, например, в пристройке «снизу» звучит крупное фантастическое слово, а с ростом пристройки события и слова делаются все мельче и мельче.

После работы над стихотворением Блока каждая маленькая группа пишет доклад на тему, что нужно обязательно работать в субботу и воскресенье, нельзя делать перерывов, потому, что если любишь работу, то перерывы вредны. И в этом докладе должны были быть простая фраза, фразы с пояснением, противопоставлением и перечислением.

А потом каждый выходит на трибуну, произносит доклад, а зрители, сидя в зале, ловят: если это действительно предложение – там должна быть точка в конце. Это пояснение или нет, противопоставление или нет и т.д.

Так проясняется, что такое речевые конструкции (пояснение, сопоставление противопоставление, перечисление) и как они звучат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.006 с.)