Десятое лирическое отступление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десятое лирическое отступление



 

Если у читателя возникло недоумение – почему можно по разному воплощать один и тот же текст и нет ли в целостном произведении целостного толкования, которое и приводит к единственно верному поведению на сцене, то мы отправляем  читателя к книжке Петра Михайловича Ершова «Искусство толкования».

При построении обучения артиста вышеуказанным образом мы, по нашему мнению, формируем у него чуткость  к воплощению замысла в реальной логике поведения исполнителей, формируем в нём культуру зрителя, способного порадоваться различным толкованиям разными режиссерами одной и той же пьесы. А также закладываем основы для выбора артистом в будущем режиссерской профессии


IV ЭТАП

ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельные работы

 

Самостоятельные работы являются особой формой обучения. Как и во всех других учебных театральных системах и учреждениях, в нашем опыте они начинаются с первой недели обучения. Начинающие показывают в первый месяц по одной работе. Впрочем, некоторые показываются, как партнёры, в двух, трёх ролях. В показ входят и драматургические отрывки, и чтецкие выступления, и даже пластические импровизации. За первый год обучения у каждого нашего студента накапливается не менее четырёх самостоятельных ролей. Цель и смысл этого вида работы у нас такой же, как и всюду. Во-первых, дать возможность каждому участнику максимально свободно проявить себя. Во-вторых, обнаружить свой художественный вкус. В-третьих, уточнить сильные и слабые стороны индивидуальной одаренности каждого студента.

Например, трагический дар маленькой, хрупкой студентки. Зажатость и ошибочное представление о своей эмоциональной заразительности или мощности и силе на сцене юного красавца. Обаяние и трогательность крупной, внешне характерной девушки.

Работа над учебными отрывками на втором курсе хорошо сочетается с самостоятельной работой студента над отрывками из произведений какого-то одного для всех автора или нескольких авторов заданного жанра или эпохи. (Напомним, что основная учебная работа, по системе П.М.Ершова, формируется на изучении основных законов действия и взаимодействия.) Так, формируя навыки владения воплощением оценки, мы касаемся всех жанров, всех сочетаний «бессловесных элементов действий», предшествующих и следующих до и после оценки. Занимаясь словесными действиями, учим «отрывать» содержание слов от способа словесного воздействия. Работая все одновременно, например, над одним отрывком по разным партитурам словесных действий. Не говорю уж об этапе изучения закономерностей «борьбы». Здесь и А.П. Чехов, и У. Шекспир «испытываются» на все пять параметров. Так, мы получаем расширение кругозора у каждого студента и обогащение его осведомленности в мировой драматургии. Но на втором и третьем году обучения показ самостоятельных работ проводится всего два раза за учебный год. А на выпускном курсе – только один раз, как дополнение к экзамену по мастерству.

Дипломные спектакли

 

Дипломных спектаклей, как все и всегда, мы готовим несколько, чтобы всем студентам досталось по хорошей роли, чтобы роли эти были разноплановые и, чтобы было показано умение выпускников работать в разных жанрах. Например, показываем спектакль из двух частей по пьесе «Дом окнами в поле» А.Вампилова. В двух разных трактовках. Или «Мой бедный Марат» А.Арбузова – два спектакля. Тоже два варианта трактовки, два варианта оформления с новым составом исполнителей. Другой выпуск играл «Старый друг лучше новых двух» А.Н.Островского. Дипломные спектакли ещё одного выпуска - «Оглянись во гневе» Дж. Осборна и «Лунные волки» Н.Садур.

На показ – выпускной экзамен по сценической речи выносится весь проработанный за последний год материал. Причем все читают один и тот же отрывок прозы, например, из Андрея Платонова, одну из двух народных сказок на выбор, одну из шести басен И.А.Крылова и самостоятельно выбранное лирическое стихотворение из классики. Концерты современной поэзии готовят самостоятельно маленькие группы студентов.

Так, считаем мы правильным и возможным показать и оценить уровень образованности и меру овладения знаниями и навыками в исполнительском искусстве каждого выпускника.

Думаем, что особо одаренных студентов полезно занимать в ролях максимально «далеких» от привычных им. Например, мы добились положительного результата от маленькой лирической инженю в роли грозной мамаши, а от возрастной комической актрисы - трагически темпераментного характера «бедной невесты» в пьесе А.Н.Островского «Бедная невеста». В этом же дипломном спектакле два студента менялись ролями, играя то скромного Милашина, то наглого обманщика и соблазнителя. Оба молодых актера показали способность воплощать разные характеры, выполняя своё решение заданного персонажа. В закрепленных мизансценах и, разумеется, с одним текстом для каждой роли. Мы думали, кто же и где же даст такую неожиданную роль каждому из тех, о ком здесь кратко сказано. Наверное, никто и никогда. А наш выпускник «хлебнул» непривычного. Нашел в себе неожиданную логику действий и переживаний.

Обсуждение впечатлений

 

При обсуждении на курсе самых первых выступлений перед зрителями очень важно «подстелить соломку» по поводу услышанных отзывов. Спрашиваешь у только что сошедшего со сцены, получившего свою долю аплодисментов и зрительских впечатлений: «Ну, хоть кто-нибудь сказал, что Вы хорошо играли? Хоть кому-нибудь понравилось, как Вы играли? А что критиковали? А Вас кто-нибудь критиковал? А что сказала Ваша мама?» Перечень всех и всяких высказываний нужно воспринимать весело, с добротой и пониманием к трудной участи зрителей-судей, к их смелости, наглости, чуткости, непониманию или неожиданной прозорливости. Настоящим судьёй совершившейся только что работы является, конечно, сам исполнитель. Вторым – режиссер педагог. Самым важным в обсуждении показа является совпадение или совпадающее понимание о неудачах и удачах у этих двух людей. Третьим важным свидетельством является суждение партнёра по сцене. К нему тоже важно прислушаться.

Думаю, что всем знакомы разные варианты – и общая радость от чувства хорошо выполненной исполнителем творческой работы, проявления исполнительского мастерства студентом и восторг зрителей. Но могут встретиться самые разные сочетания. Исполнитель рыдает из-за того, что плохо сыграл, а зрители его хвалят. Исполнитель очень доволен собой, а режиссёр педагог ставит двойку за актерское мастерство. Зрители ничего не поняли, а педагог и партнеры в восторге.

Самооценка

 

Важным слагаемым профессии артиста является его как бы самооценка, соответствующая пониманию и ощущению им сущности своей работы, своего вдохновения, своего творчества. На первых шагах обучения эта самооценка может быть неверной у большинства студентов на курсе. У некоторых она иногда сохраняется до дипломного спектакля и выправляется только в процессе эксплуатации спектаклей, многократного показа их зрителям. И она, эта самооценка, наверное, является одним из главных элементов профессионального мастерства. Когда ни «дурная» зрительская слава, ни предвзятость режиссера не могут убить счастья от хорошей работы на сцене. И тут можно было бы сказать о существовании плохого зрительского вкуса. Воспитываемого, кстати, плохим театральным «искусством», а сегодня ещё и плохим «киноискусством». Но, в общем и целом, каждый хороший артист точно знает, когда он «взял» зал, сколько его продержал, как он это сделал, что и как он может сделать на следующем спектакле. Собственно, это и есть высшая радость творца артиста. За это счастье он готов платить любую цену.

Работа над дипломными спектаклями имеет одну важную для образования особенность. Впервые студент сталкивается с требованием быть органичным, достоверным и убедительным в воплощении целостного сценического произведения. Как в оркестре – сыграть симфонию, вписавшись со своим инструментом в общую музыку. Мы, разумеется, оцениваем и динамику в процессе выступлений с дипломным спектаклем перед зрителями. Роль у каждого или растет, или разрушается. Зритель помогает или мешает творческой работе, вносит коррективы, уточняющие образ или разрушающие его. Работа каждого из студентов над дипломными спектаклями позволяет с достаточной достоверностью судить не только о выросшем таланте, о работоспособности, о воле, но и о нравственных установках каждой данной личности. Последнее особенно ярко проявляется во время технических прогонов и во время подготовки сцены, костюмов, реквизита, зрительного зада к выступлению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.006 с.)