Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие земледелия в эпоху империи и колонат
Цель занятия: изучить и проанализировать процессы развития земледелия в эпоху империи, установление колоната как формы крепостничества в эпоху империи. Форма обучения: Семинар – беседа, посвященный изучению процессов экономического развития римского общества в эпоху поздней империи. Вопросы для обсуждения: 1. Положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э. 2. Изменения в положении рабов в эпоху принципата. 3. Положение колонов в III веке н.э. 4. Римское законодательство о колонах в IV – V веках н.э. 5. Историческое место колоната. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о социально –экономическом развитии Древнего Рима в эпоху поздней империи; знать: · источники и историографию по проблеме; · суть понятия «колонат»; · положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э.; · изменения в положении рабов; · положение колонов в III веке н.э.; · суть римского законодательства о колонах в IV – V веках н.э.; · значение колоната для дальнейшего исторического развития стран Европы; уметь: ·работать с исторической картой; ·анализировать исторические источники; ·логически мыслить, вести научные дискуссии. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в политике Рима в период поздней античности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: · ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии; · изучить материал из обязательного списка литературы – 3, 5, 8, 10; · поработав с историческими источниками – 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и дополнительной литературой – 16, 19, 22, 29, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии; · выполнить тест по теме. В рамках этой практической работы обсуждается важная тема, связанная с развитием сельского хозяйства и колоната в период поздней античности шло таким образом, что предвосхищало и подготавливало установление феодальных отношений в раннее средневековье. Одним из последствий обширных римских завоеваний в обеих частях Средиземноморья стало образование в сельском хозяйстве Италии и Сицилии во 2 веке до н.э. крупных латифундий, основанных на рабском труде. Аграрный, в целом, характер экономики древней Италии объясняет применение труда огромной армии рабов прежде всего в сельском хозяйстве. Латифундии потеснили мелкое крестьянское хозяйство, основанное, в основном, на свободном труде.
Обсуждение вопросов дискуссии строится на анализе отрывков из работ римских авторов II-I вв. до н.э. Марка Порция Катона («О земледелии») и Марка Теренция Варрона («О сельском хозяйстве»). Труд Катона, ставящий зерновые культуры по доходности на шестое место после оливок, винограда, садов, огородов и скотоводства, ясно показывает, каковы были последствия для структуры сельского хозяйства Италии ввоза в неё дешёвого хлеба из провинций. По работам Катона и Варрона удобно выяснить организацию хозяйства виллы, связь хозяйства с рынком, способы ведения хозяйства, организацию рабского труда, степень и формы эксплуатации рабов. Сравнивая эти две работы, можно установить также, какие изменения во всём этом произошли в течение столетия. Колоны первого и второго веков нашей эры ещё мало чем напоминали рабов. Это были свободные арендаторы небольших участков земли в составе крупных латифундий. Их аренда обычно было краткосрочной. Юридические документы и другие исторические источники характеризуют их как свободных: колон, если он, конечно, не имел задолженности, мог в любой момент уйти, повинности колонов регулировались специальными указами властей. Но уже в это время колоны фактически попадали в некоторую зависимость от владельцев сальтусов, задолженность обычно была достаточно велика, чтобы уход колона был маловероятным. Государственные чиновники притесняли колонов, солдаты на постое тоже. Параллельно колонату и по его образцу происходит и перестройка рабства. Рабов стали наделять пекулием – клочком земли, с которого он мог отдавать часть урожая или какую-то определённую плату. Такой раб имел и семью. Такой путь развития для института рабства был предопределён многими обстоятельствами: сокращением поступления новых рабов – следствие всё более неудачных войн, которые вела империя, трудность контроля за трудом рабов в крупных хозяйствах, соответствие той технической базы, что к концу античности имелась, труду мелких, ведущих собственное хозяйство зависимых работников. Сказался и прогресс средств принуждения, который сделал возможным закабаление и удержание в повиновении у эксплуататоров всех мелких производителей, т.е. почти всего населения.
При этом, правда, положение массы мелких земледельцев значительно ухудшается. Следует проследить, как на протяжении третьего века положение колонов меняется и всё более сближается с положением рабов на пекулии. Происходит постепенное закрепощение ранее свободного населения. Этому в немалой степени способствовал поиск римской юридической мыслью правильного определения правового статуса мелких зависимых земледельцев, которых было много и на западе, и, особенно, на востоке огромного государства, и которые после эдикта Каракаллы стали римскими гражданами. Определение их как колонов, привело к пониманию колоната как наследственного состояния и как формы юридической зависимости. В итоге всех связанных друг с другом процессов в сельском хозяйстве постепенно побеждает уклад нерабовладельческого типа, больше основанный на материальной заинтересованности работника в результатах своего труда, чем это было присуще рабству. Темы устных сообщений: Развитие земледелия и сельская латифундия эпохи поздней империи. Город эпохи поздней Римской империи. Тесты по теме: 1. Что означает термин «латифундии»? 1) крупные земельные владения; 2) крупные денежные средства; 3) органы государственного управления; 4) название социального слоя в Древнем Риме периода республики
2. Как называется труд Марка Порция Катона, посвященный развитию земельных отношений в Римской империи? 1) О земледелии; 2) О земле; 3) О сельком хозяйстве; 4) О разумном ведении сельского хозяйства
3. Как называется труд Марка Теренция Варрона, посвященный развитию земельных отношений в Римской империи? 1) О земледелии; 2) О земле; 3) О сельком хозяйстве; 4) О разумном ведении сельского хозяйства 4. Кем являлся колон в Римской империи? 1) крепостной земледелец в Римской империи; 2) свободный землевладелец в Римской империи; 3) владелец больших участков земли; 4) полузависимый землевладелец в Римской империи
5. Что означает термин «нундины»? 1) рынки; 2) сельскохозяйственные поля; 3) суды; 4) имущество колона
6. Кому принадлежит выражение «Италию погубили латифундии»? 1) Варрону; 2) Катону; 3) Гаю Плинию Секунду 4) В.Н. Кузищину
7. Как назвается сочинение М. Вебера, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи? 1) Аграрная история Древнего мира мира; 2) О земледелии; 3) О земле; 4) О сельком хозяйстве 8. Как назвается сочинение Р.Ю. Виппера, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи? 1) Очерки истории Римаской империи; 2) О земледелии; 3) О земле; 4) О сельком хозяйстве 9. Как назвается сочинение И.М. Греве, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи? 1) Очерки из истории римского землевладения; 2) О земледелии; 3) О земле; 4) О сельком хозяйстве 10. Как назвается сочинение В.Н. Кузищина, затрагивающее вопросы развития сельского хозяйства Римской империи? 1) О степени распространения латифундий в Италиив конце республики; 2) О земледелии; 3) О земле; 4) О сельком хозяйстве
Тема семинарского занятия № 15.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.019 с.) |