Тема семинарского занятия № 16 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема семинарского занятия № 16



«Составление экскурсионных маршрутов по Греции и Италии»

Цель занятия: сформировать представление об основных этапах формирования экскурсионных маршрутов с учетом исторических и культурных особенностей стран Греции и Италии.

Форма проведения: занятие проводится в форме деловой игры в рамках которой предполагаются выступления студентов по подгруппам с представлением экскурсионных маршрутов по Греции и Италии. За два месяца до итогового занятия по курсу студенты делятся на две подгруппы. Студентам по подгруппам предлагается сделать выбор страны, по которой они будут составлять экскурсионный маршрут - Греция либо Италия. Учащимся дается задание подготовить представление страны по определенной структуре. Выступление необходимо иллюстрировать слайдами презентации. Приветствуется творческий подход в подготовке занятия, т.е. использование музыки, элементов хореографии, использование текстов исторических источников, фрагментов художественных текстов.

Занятие проводится в течение 1,5 часа. Каждой подгруппе дается 40 минут на выступление.

Выступление подгрупп должно содержать следующие элементы:

1. Представление подгруппы (название).

2. Представление страны.

3. Географическое положение, характеристика климатических особенностей.

4. Общее представление экскурсионного маршрута.

5. Характеристика каждого отдельного элемента маршрута (остановки, во время которых представляются исторические и культурные достопримечательности).

6. Завершение представления страны, обобщение материала.

Презентация должна содержать следующие элементы:

1. Титульный слайд.

2. Карта представляемой страны.

3. Слайд с разметкой на карте экскурсионного маршрута.

4. Фотографии политических деятелей, историков, философов, деятелей культуры Античности, фотографии археологических раскопок, виды памятников архитектуры, скульптуры и др.

5. Необходимый фактический материал.

6. Финальный слайд.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных этапах, тенденциях развития стран Греция и Италия в древности, их исторических и культурных особенностях;

знать:

· источники и историографию по проблемам истории стран Греции и Италии;

· хронологические рамки древности Греции и Италии;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии;

·сформировать экскурсионный маршрут по Греции или Италии по выбору;

·подготовить фрагмент презентации и текстовое сопровождение;

·озвучить подготовленный материал.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории народов Древней Греции и Древнего Рима и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится со сценарием занятия, представленном в учебно-методическом пособии;

· изучить учебный материал в учебнике;

· ознакомившись с историческими источниками и дополнительной литературой, сформировать экскурсионный маршрут по выбранной стране; подготовить фрагмент презентации и текстовое сопровождение;

· представить подготовленный материал в составе подгруппы;

· выполнить тест по теме.

Критерии оценки:

   На занятии предполагается присутствие экспертов, которые оценивают выступление подгрупп. В перечень критериев оценки входит точность и полнота содержания маршрута, качество презентации, представление материала, регламент, элементы творчества, также оценивается личный вклад каждого студента в выступление подгруппы.

«12-10» баллов получают студенты, принимавшие активное участие в подготовке и представлении материала. Содержание выступления и текстовое сопровождение содержит все необходимые элементы. В выступлении присутствуют элементы творческого подхода.

«9-7» баллов получают студенты, принимавшие личное участие в подготовке и представлении материала. Содержание выступления и текстовое сопровождение в основном содержит все необходимые элементы.

«6-4» баллов получают студенты, готовившие материал, но по разным причинам не участвующие в выступлении подгрупп.

«3-1» балл выставляется студентам за присутствие на итоговом занятии, фрагментарно принимавшим участие в его подготовке.


Источники

История Древней Греции

1. Андокид. Речи, или история святотатцев (с приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н. э.) / Андокид; пер. Э.Д. Фролова. - СПб., 1996. – 256 с. (О мистериях, 77-79; I. Совещательная речь; II. К товарищам; III. Отрывки неизвестного происхождения)

2. Аппиан. Римские войны / Аппиан. - СПб., 1994. (кн. I, 7–25, 34–53)

3. Арриан. Поход Александра / Арриан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/arrian/index.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). (I, 14-16; III, 1-4)

4. Аристотель. Политика. Афинская политая / Аристотель; пер. С.А. Жебелева, С.И. Радцига. - М., 1997. (Политика. (гл. II, 6–7); Афинская полития (гл. 43–59, 61–62)

5. Геродот. История / Геродот. – М., 1993. (гл. I, 56-58; II, 17; VIII, 73; IX, 26)

6. Гиперид. Речи / Гиперид // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 469 - 506.

7. Гомер. Илиада / Гомер; пер. Н.И. Гнедича, изд. подготовил А.И. Зайцев. - Л., 1990. (гл. II, 50–269, 294–299, 569–580; VI, 242–252; VII, 465–475; IX, 80–172, 144–156; XII, 310–315, 421–423; 7 XVI, 358–379; XVIII, 497–508, 541–584; XXI, 441–457; XXIII, 294–299)

8. Гомер. Одиссея / Гомер; пер. В.А. Жуковского. - М., 1985. (гл. II, 1–256; VII, 84–91; XI, 489–491; XIV, 200–320; XV, 414–456; XVIII, 357–375; XIX, 172–185)

9. Демосфен. Речи. В 3 т. / под ред. Е.С Голубцовой, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролова. - М., 1994—1996.

10. Декреты «человеколюбия» царя Птоломея VII и двух цариц Клеопатр. – Режим доступа: exts.news/drevnego-mira-istoriya/dekretyichelovekolyubiya-tsarya-ptolemeya-vii.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

11. Диодор Сицилийский Историческая библиотека / Диодор Сицилийский; пер. И. Алексеева. - СПб., 1774 —1775. (Ч. I—VI, 60-62, 67; V. 54)

12. Инструкция эконому. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/egipet-instruktsiya-ekonomu.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

13. Исократ. Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / Исократ; под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 225-281.

14. Ксенофонт. Греческая история. – СПб., 1993. (г. 1; 6, 31-35; 6, 33-35)

15. Ксенофонт. Лакедемонская Полития / Ксенофонт. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930622. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). (гл. 2-4; 5; 13-15)

16. Курций Руф. История Александра Македонского / Курций Руф. - М., 1963. (III, 3, 8 – 25)

17. Ликург. Речи / Ликург // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 521-558.

18. Лисий. Речи / Лисий; пер. СИ. Соболевского. - М., 1994.

19. Надпись Антиоха II о продаже земли в Лаодике. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/716/67716/41080?p_page=30. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

20. Объявление о розыске беглого раба: Папирус 156 г. до н.э. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/obyavlenie-rozyiske-beglogo.html. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

21. Павсаний. Описание Эллады / Пасаний. - М., 1994. Т. 1 – 2. (I, 6, 10)

22. Папирус из Филадельфии. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/papirus-filadelfii-257.html. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

23. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Плиний Старший; пер. Г.А. Тароняна. - М., 1994. (VII, 198)

24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т./ Плутарх; изд. подготовили С.С. Аверинцев, МЛ. Гаспаров, СП. Маркиш. - М., 1994.

25. Полибий. Всеобщая история / Полибий. – СПБ., 1995. (V, 88-89, 93; XVIII, 44-45)

26. Правительственная переписка царства Селевкидов. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/raznlit/ellinizm11.html. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

27. Страбон. География / Страбон. – М., 1994. (I–IV; VIII, 4-10; X)

28. Фукидид. История / Фукидид; изд. подготовили Г.А. Стратановский, А.А. Нейхард, Я.М. Боровский. - М., 1993. (гл. I, 23–25, 95–99, 104–112; II, 9–25, 36–41, 47–65; III, 36–50, 52–68, 72–82; IV, 2–16, 30–41, 80; V, 18–35, 43; VI, 1, 15, 26–29, 53, 60–61; VII, 27, 82–87; VIII, 18, 40, 58)

29. Эсхин. Речи / Эсхин // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 603 – 658.

История Древнего Рима

1. Аммиан Марцеллин. Римская история / Аммиан Марцеллин.                    – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=37773. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

2. Апиан. Римская история / Апиан. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f13.htm. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

3. Варрон. О сельском хозяйстве / Варрон. – Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. -  Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

4. Веллей Патеркул. Римская история / Веллей Патеркул. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425002000. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

5. Декрет императора Коммода о колонах Бурунитанского поместия. – Режим доступа: http://romans.at.ua/publ/rimskaja_kultura_i_byt/dekret_imperatora_kommoda_o_kolonakh_burunitanskogo_pomestja/4-1-0-364. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

6. Дион Кассий. Римская история / Кассий Дион. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/rimskaya-istoriya-knigi-lxiv-lxxx-read-308855-1.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

7. Законы XII таблиц. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

8. Кодекс Феодосия. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/ius/source/theodosius/codex-f.htm. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

9. Кодекс Юстиниана. – Режим доступа: http://www.history-names.ru/s/svod_yustiniana.shtml. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016).

10. Колумела. О сельском хозяйстве / Колумела. – Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

11. Марк Порций Катон. О земледелии / Марк Порций Катон. - Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).; То же: Катон Марк Порций. О земледелии (извлечения) / пер. М. Сер- геенко. // Хрестоматия по истории Древнего Рима / ред. В. И. Кузищин. - М., 1987. - С. 58–69. 

12. Плиний Младший Письма. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/PLINIJ_M/plinii1_1.txt. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

13. Положение колонов в Лидии в 111 в. до н.э. в императорском имении. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/raznlit/rim07.html. -  Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

14. Тацит. Анналы / Тацит. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1347001000. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

15. Тит Ливий. История Рима от основания города \ Ливий Тит. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364000100. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).

 


 

Литература

 

Основная

1. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: уч. пособие / под ред. В.И. Кузищина. – СПб.: Алетея, 2004. – 855 с.

2. Захарова, Л. Л.История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Захарова. - Томск: Эль Контент, 2012. - 146 с.

3. Историография античной истории: учебник / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1980. – 415 с.

4. История древнего мира:Восток, Греция, Рим: [учеб. пособие] / И. А. Ладынин [и др.]. - Москва: АСТ: СЛОВО: Полиграфия, [2010]. - 575 с. - (Высшее образование).

5. История Древнего Рима: учебник / под ред. В.И. Кузищина, И.Л. Маяка, И.А. Гвоздевой и др. – М.: Высш. школа, 2005. – 383 с.

6. История Древней Греции: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003.  – 399 с.

7. Ляпустин, Б.С. Древняя Греция: учеб. пособие / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/drevnyaya-greciya-read-83345-1.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.08.2016).

8. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: учебник / О.А. Омельченко. – М., 2000. – Т. 1. – 528 с.

9. Фортунатов В. В.История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2014. - 528 с.

10. Хрестоматия по истории Древнего Рима: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 1987. – 431 с.

Дополнительная

1. Алабина, Т. Государство Афинское (V век до Рождества Христова) / Т. Алабина. – М.: Вузовская книга, 2000. – 96 с.

2. Андреев, Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика / Ю.В. Андреев. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 342 с.

3. Андреев, Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье / Ю.В. Андреев // ВДИ. – 1996. – № 1. – С. 3-17.

4. Банников, А.В. Военные реформы Диоклетиана / А.В. Банников // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2002. – С. 169-182.

5. Бейкер, Дж. Константин Великий. Первый христианский император/ Дж. Бейкер. – М., 2004. – 350 с.

6. Бикерман, Э. Государство Селевкидов / Э. Бикерман. – М.: Наука, 1985. – 264 с.

7. Бикерман, Э. Хронология Древнего мира: Ближний Восток и Античность / Э. Бикерман. – М.: Наука, 1975. – 336 с.

8. Бобровникова, Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена / Т. Бобровникова. – М.: Мол. Гвардия, 2001. – 493 с.

9. Борухович, В.Г. Публицистическая деятельность Исократа / В.Г. Борухович, Э.Д. Фролов // ВДИ. – 1969. – № 2. – С. 200-220.

10. Ван Берхем, Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина / Д. Ван Берхем. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 180 с.

11. Виппер, Б.Р. Искусство древней Греции / Б.Р. Виппер. - М., 1972.

12. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о Древнегреческой культуре М.Л. Гаспаров. – М.,1995. – 381 с.

13. Грант, М. Крушение Римской империи / М. Грант. - М., 1998. – С. 25-30, 194-195.

14. Дементьева, В.В. Объѐм полномочий и практическая деятельность децемвиров / В.В. Дементьева // ВДИ. – 2002. – № 4. – С. 43-57.

15. Джонс, А.Х. Гибель античного мира. Ростов на Дону / А.Х. Джонс. – Москва. 1997. – С. 526 - 538.

16. Дмитриев, В.А. История Древнего мира: учебн.-методич. пособие для студентов исторического факультета / В.А. Дмитриев. - Псков: Издательство ПГПУ имени С.М. Кирова, 2006. - 84 с.

17. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: от древнейших времен до XVI в. / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.

18. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. – С. 445-451, 469-477.

19. Древний мир: учебн.-методич. пособие для семинарских занятий по древней истории / сост. Б.В. Шарыкин. – Тула: Изд-во ТулГУ. 2006. – 313 с.

20. Егоров, А.Б. Борьба патрициев и плебеев и римское государство / А.Б. Егоров // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 121-125.

21. Зельин, К. К. Основные черты эллинизма  / К.К. Зельин // ВДИ. – 1953. – № 4. – С. 145-156.

22. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима: сборник / авт. и сост. М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. – СПб., 1993. – 448 с.

23. Иванчик, А.И. Накануне колонизации: Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VI вв. до н. э. в античной литературной традиции / А.И. Иванчик. – М.: Палеограф, 2005. – 312 с.

24. Исаева, В.И. Особенности политической публицистики Исократа / В.И. Исаева // ВДИ. – 1978. – № 2. – С. 59-81.

25. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность: учебник / под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. – М.: Изобраз. Искусство, 1980. – 384 с.

26. Казаков, М.М. «Обращение» Константина I и миланский эдикт / М.М. Казаков // ВДИ. – 2002. – № 9. – С. 120-135.

27. Карташов, А.В. Вселенские соборы / А.В. Карташов. – М.: Эксмо, 2006. – 672 с.

28. Климишин И. А. Календарь и хронология / И.А. Климишин. — М.: Наука, 1990. - 480 с.

29. Коптев, А.В. Формирование крепостного права в поздней Римской империи / А.В. Коптев // ВДИ. – 1994. - № 4.

30. Кофанов Л.Л. Владение и собственность в законах XII таблиц / Л.Л. Кофанов // Древнее право. – 2000. – № 1. – С. 146-159.

31. Кофанов Л.Л. Характер коллегий и проблема нераздельной коллективной собственности в законах XII таблиц / Л.Л. Кофанов // Антиковедение и медиевистика. – 2000. – № 2. – С. 14-25.

32. Кофанов, Л.Л. Nexum u mancipitum XII таблиц / Л.Л. Кофанов // ВДИ. – 1992. – № 3. – С. 68-80.

33. Кун, А.Н. Легенды и мифы Древней Греции / А.Н. Кун. – Ф.: Мектеп, 1984.

34. Маяк, И. Л. Populus, cives, plebs начала республики / И.Л. Маяк // ВДИ. – 1989. – № 1. – С. 66-81.

35. Маяк, И.Л. К вопросу о социальной и политической организации архаического Рима / И.Л. Маяк // ВДИ. – 1989. – № 3. – С. 94-97.

36. Печатнова, Л.Г. История Спарты (период архаики и классики) / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/pechatnova/index.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014).

37. Печатнова, Л.Г. Кризис спартанского полиса / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/pechat/pech01f.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014).

38. Печатнова, Л.Г. Политические структуры древней Спарты. Часть 1. Спартанские цари / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/pechat/pech03.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.06.2014).

39. Печатнова, Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата: к вопросу о соотношении властных структур в Спарте / Л.Г. Печатнова // ВДИ. – 2006. – № 4. – С. 29-49.

40. Печатнова, Л.Г. Формирование спартанского государства (VIII-VI вв. до н. э..) / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/pechat/pech02f.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014).

41. Покидько, В. Гомеровский вопрос / В. Покидько. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/vakhrushev-97.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 14.08.2016).

42. Пронштейн, А. П. Хронология: учеб. пособие / А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. — М.: Высш. школа, 1981. — 191 с.

43. Птицелов, Ю. 10 «крылатых» выражений Древней Греции / Ю. Птицелов. - Режим доступа: http://drevniy-egipet.ru/10-krylatyx-vyrazhenij-drevnej-grecii/. (Дата обращения: 10.06.2016).

44. Рак, И. Мифы и легенды Древней Греции / И. Рак. – М.: Стрекоза-ПРЕСС, 2006.

45. Римшнейдер, М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. – М.: Наука,1977. – 165 с.

46. Ростовцев, М. Общество и хозяйство в римской империи. / М. Ростовцев. – СПб.: Наука, 2000. - Т. II. – 412 с.

47. Ростовцев, М.И. Птолемеевский Египет / М.И. Ростовцев // ВДИ. – 1999. – № 4. – С. 180-188.

48. Сизов, С.К. О причинах расцвета федеративных государств в эллинистической Греции / С.К. Сизов // ВДИ. – 1992. – № 2. – С. 72-86.

49. Тихонов, Р.В. История Древнего мира (Греция, Рим): учебно-методич. пособие / Р.В. Тихонов. – Елец, 2012. – 67 с.

50. Токмаков, В.Н. Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики / В.Н. Токмаков // ВДИ. – 1994. – № 2. – С. 34-49.

51. Утченко, С.Л. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко. - М., 1965.

52. Федорова, Е.В. Мифы и реальность Древней Греции / Е.В. Федорова – М.: Изд-во МГУ; Наука, 2005. – 288 с.

53. Фразеологизмы. – Режим доступа: http://www.dennimm.narod.ru. (Дата обращения: 10.06.2016).

54. Цецхладзе, Г.Р. Греческое проникновение в Восточное Причерноморье / Р.Г. Цецхладзе // ВДИ. – 1998. – № 3. – С. 87-96.

55. Шелов, Д.Б. Проблема греко-варварский контактов в эпоху греческой колонизации Северного Причерноморья / Д.Б. Шелов // ВДИ. – 1994. – № 2. – С. 100-106.

Перечень интернет-ресурсов

1. http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm – сайт «Анналы. Хроники. Истории», содержащий исторические сочинения античных авторов

2. http://incunabula1.narod.ru/temkatrus/antavt.htm – сайт «Античные первоисточники» (письменные источники по истории античности)

3. http://lib.userline.ru/ – сайт библиотеки издательской системы «User Line» (тексты источников по древней истории на русском языке)

4. http://rome.webzone.ru/ – тексты источников по истории античности на русском языке

5. http://shard1.narod.ru/ – сайт «Folio» (источники и исследования по истории древнего мира на русском языке, хранящиеся в виде zip-архивов)

6. http://thietmar.narod.ru/index.htm – сайт «Восточная литература» (одна из наиболее полных подборок источников по истории древнего мира на русском языке)

7. http://www.ancientrome.ru/ – сайт «Древний Рим» (источники и исследования по истории Древнего Рима)

8. http://www.centant.pu.ru/ – сайт «Антиковедение в русской сети» Центра антиковедения СПбГУ (источники и исследования по античной истории)

9. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ, содержащий тексты источников по истории древнего мира на русском языке

10. www.ancientrome.ru – сайт посвящен истории Древнего Рима. На данном портале можно ознакомится с последними новостями античной археологии, а также скачать необходимую научную литературу, которая подразделена по тематическому признаку (античная литература, античное искусство, армия и военное дело, римское право и т.д.);

11. www.ivka.rsuh.ru – Центр антиковедения Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета. Его создание позволило скоординировать научные исследования, проводимые в РГГУ в области древней истории и классической филологии, а также научно-образовательных программ по соответствующим дисциплинам;

12. www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_1.html – Культура и искусство античного мира Государственного Эрмитажа. Коллекция античных древностей насчитывает свыше 106 тыс. памятников, датируемых от III тыс. до н.э. и вплоть до IV в. н.э.


 

ГЛОССАРИЙ

 

Перечень основных терминов и определений

 по истории Древней Греции

Агон - борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий.

Агора (agora) – у древних греков название народного собрания (особенно часто встречающееся в «Илиаде» и «Одиссее»), а также места, где оно происходило. Обычно это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. А. являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

Акмэ - (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет.

Акрополь  - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия.

Апелла – народное собрание в Спарте, формально А. была высшим органом

власти, собиралась ежемесячно, ведала важнейшими государственными делами (вопросами суда, внешней политики и выборами должностных лиц); фактически она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров. Обсуждение вопросов в А. не допускалось. Созывалась А. сначала царями или герусией, позже эфорами. Решение А., которое герусия или царь считали вредным для государства, могло быть ими отменено. Участвовали в А. полноправные граждане-спартиаты, достигшие 30 лет, владевшие земельным наделом и вносившие взносы в сисситии. Собирались на открытом месте, все стояли, голосовали криком.

Апойкия - греческое название колонии. В современной историографии традиционно используется не греческий, а более поздний римский термин «колония».

Ареопаг - (греч. Areios рagos, буквально — холм Ареса) – орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возник в эпоху родоплемен ного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII в. до н.э. пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал А. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. А. являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Ограничение власти А. началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были сделаны Солоном (VI в. до н.э.); реформа Эфиальта (462 г. до н.э.) ликвидировала политическую власть и влияние А., сохранив за ним лишь функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям.

Аристократия - (от греч. aristokratiа, буквально — власть лучших, знатнейших) – форма полисного строя, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Состав и порядок образования высших органов государственной власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Например, в Спарте государственная власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным

собранием герусии (Совета старейшин) и эфоров. В Риме члены сената азначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знатиформировались ≪выборные≫ магистраты (консулы, преторы, цензоры, эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме). При формировании органов государственной власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности.

Архонт (греч. archon — начальник, правитель) – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Наиболее известны А. в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилеях. Согласно преданию, в XI в. до н.э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными А. В середине VIII в. до н.э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти А. сократился до 10 лет, а с 1-й половины VII в. до н.э. — до одного года. Наиболее древними были должности 1-го А. эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), 2-го А. басилея (ведал культом), 3-го А. полемарха (военачальник). Около середины VII в. до н.э. были добавлены ещё 6 А. фесмофетов с судебными функциями. Все 9 А. составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI в. до н.э.) А. могли стать члены высшего имущественного разряда — пентакосиомедимны, позднее — также всадники (2-й разряд), с 457/456 г. до н.э. — зевгиты (3-й разряд). Коллегия А. в V в. до н.э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в н.э.

Афинская архэ – объединение греческих полисов под гегемонией Афин, сложившееся в 70-60 гг. V в. до н.э. в ходе греко-персидских войн на основе Делосской симмахии (военного союза). Формально был объединением независимых и равноправных полисов для борьбы против персов. Афины, имея преимущество во флоте, занимали в союзе руководящее положение. Союзная казна была перенесена с о. Делос в Афины и перешла под контроль последних. В результате добровольный союз более 200 эллинских полисов перерос в морское государство во главе с Афинами (архэ). Однако пребывание в нем давало ряд преимуществ союзникам: между всеми союзными городами и Афинами устанавливались тесные экономические связи, морское государство афинян делало торговлю союзников свободной; А.а. распалась после поражения Афин в Пелопоннесской войне 431 – 404

гг. до н.э.

Ахейцы ахея́не — наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию, позже — на полуострове Пелопоннес..

Басилеи, басилевс (греч. basileus) – в Древней Греции в микенскую эпоху — правитель небольшого поселения. В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть. В Афинах после отмены царской власти (по традиции, в XI в. до н.э.) термин ≪Б.≫ применялся для обозначения второго архонта, в Спарте — как один из титулов царей, в эллинистических государствах — как наименование монархов. В древнегреческой литературе Б. назывались римские императоры.

Буле (греч. bule — совет) – в аристократических и олигархических полисах (до начала V в. до н.э.) правящий совет знати или преимущественно богатых граждан; состоял из пожизненных членов (герусия в Спарте, ареопаг в Афинах и. др.). В демократических полисах высший орган исполнительной власти и государственного контроля, избиравшийся на определенный срок и подготавливавший дела для народного собрания. Наиболее известен Б. в Афинах. Учрежден в 594 г. до н.э. Солоном и назывался Совет 400, при Клисфене (509 г. до н.э.) — Совет 500, с 307 г. до н.э. — Совет 600. Избирался по филам, с середины V в. до н.э. — по жребию. Члены Б. делились на 10 комиссий — пританий, выполнявших обязанности по очереди (каждая в течение года). С V в. до н.э. члены Б. (булевты) получали плату — 1 драхму в день.

Варвары (греч. barbaroi, лат. barbari) – звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н.э. название «В.» особенно часто применяли к германцам (в новое время в исторической науке вторжения германских и др. племён в первые века н.э. получили название «варварские завоевания»; королевства, основанные ими на территории Римской империи, — «варварские королевства»; запись обычного права германскихплемён — «Варварские правды»). Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и в формировании феодальных отношений на территории Римской империи.

Гелиэя, гелиея (греч. heliaia), в Древних Афинах суд присяжных. Г. учреждена архонтом Солоном в VI в. до н.э. В середине V в. до н.э., согласно реформе Эфиальта, функции Г. были расширены за счёт ареопага. Перикл ввёл плату членам Г. — гелиастам. Г. состояла из 6000 членов, избиравшихся из числа всех граждан, достигших 30 лет. Г. рассматривала как частные, так и государственные дела, контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием. Решения Г. принимались большинством голосов, приговоры были безапелляционны.

Геоморы (греч. geomoroi, от ge — земля и meirornai — получаю свою долю) – в Афинах Г.— земледельцы, одна из трёх групп свободного населения (наряду с евпатридами и демиургами), образовавшихся, по преданию, при царе Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). Постепенно Г. утрачивали свои земельные участки и попадали в долговое рабство. Реформы архонта Солона (VI в. до н.э.) восстановили большинство хозяйств Г., которые совместно с городским демосом стали опорой афинской рабовладельческой демократии. К IV в. до н.э. большинство Г. снова разорилось.

Герусия (греч. gerusia, от geron — старец, старейшина) – в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов Г. — геронтов — и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна Г. в Спарте, состоявшая из 30 чел. (28 ге-

ронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царей); являлась высшим правительственным органом, опорой олигархического строя.

Герой (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения

Гимнасий (греч. gymnasion) – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в V—IV вв. до н.э. Первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места мусических и физических упражнений молодёжи. В Г. поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в Г. гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными Г. были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

Гоплиты (hoplitai) – древнегреческие тяжеловооружённые пешие воины; имели копье, меч, длинный щит, шлем, латы и поножи. Сражались тесно сомкнутым линейным построением — фалангой (от 8 до 25 рядов). Комплектовались из средних свободных собственников, вооружались за свой счёт. С IV в. в связи с разорением среднего свободного населения ополчение Г. утратило своё значение и постепенно было заменено наёмниками.

Демагог (от греч. děmagogos, буквально — вождь народа) – в Древней Греции, особенно в Афинах классического времени, Д. первоначально называли политических деятелей демократического направления (Фемистокла, Перикла и др.); постепенно у политических противников демократии этот термин приобрёл отрицательный смысл — стал обозначать

деятелей, стремящихся стяжать себе популярность путём лживых обещаний, лести народному собранию и т.д.

Демократия (греч. demokratiа – власть демоса) – форма полисного строя, при которой политическая власть и весь объем прав принадлежат всем свободным жителям (гражданам) полиса вне зависимости от знатности или уровня благосостояния. При этом в гражданский коллектив демократических полисов не включались рабы и метеки. Д. является наивысшим результатом архаической революции. Ей предшествует тирания, в результате которой крестьянство, составлявшее подавляющее большинство демоса, добивалось передела земли, что давало дополнительный толчок демократическому движению. Как правило, Д. устанавливалась в полисах, наиболее активно занимающихся ремесленным производством и торговлей и имеющих неблагоприятные условия для развития земледелия. Классическим примером демократического полиса являются Афины после реформ Клисфена.

Демос (греч. demos — народ) – в широком смысле слова Д. — свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Первоначальный смысл слова Д. — народ, округ, но уже в гомеровскую (XI—IX вв. до н.э.) и архаическую (VIII—VI вв. до н.э.) эпохи этим термином назывались народные массы, простой народ (преимущественно сельское население), противостоящий родовой аристокра-

тии — евпатридам. В VI—V вв. до н.э. в понятие Д. стали включать наряду с сельским населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с конца V—IV вв. дон.э., Д. стали называть бедную (преимущественно городскую) часть населения.

Диадохи (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцы Александра Великого, которые после его смерти в 323 году до н. э., в результате долгих войн, затянувшихся до 301 года до н. э., разделили между собой его империю; последствием раздела было появление государств Сирия, Эллинистический Египет, Вифиния, Пергам и Македония.

Дорийцы, доряне (Dоrieis) – одно из основных древнегреческих племён. Первоначально Д. населяли области Северной и Средней Греции. Примерно в начале XII в. до н.э. Д. переселились в юго-западные районы Греции, нанеся сокрушительные удары ослабевшим центрам Ахейской Греции — Микенам, Тиринфу, Пилосу. В результате переселения Д., к которым примкнули др. племена, под их власть попали области в юго-западной части Пелопоннеса — Лаконика, Мессения, Кинурия, Арголида, Мегарида и Коринфия на Истмийском перешейке. Затем Д. колонизовали острова Родос, Крит, Феру, Мелос, Кос, Калимнос и побережье Карии (гг. Книд, Галикарнас и др.). На территории расселения Д. рано (VIII—VI вв. до н.э.) оформляются государства, имевшие сходные черты как в культуре, так и в общественном строе (Спарта, полисы Крита, Аргос). Особенностью этих государств было наличие рабовладельческого строя при длительном сохранении многочисленных пережитков родового строя.

Евпатриды (греческое eupatridai, буквально— происходящие от благородных отцов) – родовая землевладельческая знать в Афинах (Древняя Греция); одна из трёх (наряду с геоморами — мелкими землевладельцами и демиургами — ремесленниками) групп свободного населения, образовавшихся, по преданию, при Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). В VIII—VI вв. до н.э. в ходе социально-имущественного расслоения Е. завладели лучшими землями, поставив в зависимость обрабатывавших эти земли издольщиков, сосредоточили в своих руках политическую власть (только они могли избираться на должность архонта и быть членами ареопага). В результате демократических реформ Солона (594/593 г. до н.э.) и Клисфена (конец VI в. до н.э.) Е. утратили свои привилегии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.125 с.)