Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема семинарского занятия № 16
«Составление экскурсионных маршрутов по Греции и Италии» Цель занятия: сформировать представление об основных этапах формирования экскурсионных маршрутов с учетом исторических и культурных особенностей стран Греции и Италии. Форма проведения: занятие проводится в форме деловой игры в рамках которой предполагаются выступления студентов по подгруппам с представлением экскурсионных маршрутов по Греции и Италии. За два месяца до итогового занятия по курсу студенты делятся на две подгруппы. Студентам по подгруппам предлагается сделать выбор страны, по которой они будут составлять экскурсионный маршрут - Греция либо Италия. Учащимся дается задание подготовить представление страны по определенной структуре. Выступление необходимо иллюстрировать слайдами презентации. Приветствуется творческий подход в подготовке занятия, т.е. использование музыки, элементов хореографии, использование текстов исторических источников, фрагментов художественных текстов. Занятие проводится в течение 1,5 часа. Каждой подгруппе дается 40 минут на выступление. Выступление подгрупп должно содержать следующие элементы: 1. Представление подгруппы (название). 2. Представление страны. 3. Географическое положение, характеристика климатических особенностей. 4. Общее представление экскурсионного маршрута. 5. Характеристика каждого отдельного элемента маршрута (остановки, во время которых представляются исторические и культурные достопримечательности). 6. Завершение представления страны, обобщение материала. Презентация должна содержать следующие элементы: 1. Титульный слайд. 2. Карта представляемой страны. 3. Слайд с разметкой на карте экскурсионного маршрута. 4. Фотографии политических деятелей, историков, философов, деятелей культуры Античности, фотографии археологических раскопок, виды памятников архитектуры, скульптуры и др. 5. Необходимый фактический материал. 6. Финальный слайд. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление об основных этапах, тенденциях развития стран Греция и Италия в древности, их исторических и культурных особенностях; знать: · источники и историографию по проблемам истории стран Греции и Италии; · хронологические рамки древности Греции и Италии;
уметь: ·работать с исторической картой; ·анализировать исторические источники; ·логически мыслить, вести научные дискуссии; ·сформировать экскурсионный маршрут по Греции или Италии по выбору; ·подготовить фрагмент презентации и текстовое сопровождение; ·озвучить подготовленный материал. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории народов Древней Греции и Древнего Рима и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: · ознакомится со сценарием занятия, представленном в учебно-методическом пособии; · изучить учебный материал в учебнике; · ознакомившись с историческими источниками и дополнительной литературой, сформировать экскурсионный маршрут по выбранной стране; подготовить фрагмент презентации и текстовое сопровождение; · представить подготовленный материал в составе подгруппы; · выполнить тест по теме. Критерии оценки: На занятии предполагается присутствие экспертов, которые оценивают выступление подгрупп. В перечень критериев оценки входит точность и полнота содержания маршрута, качество презентации, представление материала, регламент, элементы творчества, также оценивается личный вклад каждого студента в выступление подгруппы. «12-10» баллов получают студенты, принимавшие активное участие в подготовке и представлении материала. Содержание выступления и текстовое сопровождение содержит все необходимые элементы. В выступлении присутствуют элементы творческого подхода. «9-7» баллов получают студенты, принимавшие личное участие в подготовке и представлении материала. Содержание выступления и текстовое сопровождение в основном содержит все необходимые элементы. «6-4» баллов получают студенты, готовившие материал, но по разным причинам не участвующие в выступлении подгрупп. «3-1» балл выставляется студентам за присутствие на итоговом занятии, фрагментарно принимавшим участие в его подготовке.
Источники История Древней Греции 1. Андокид. Речи, или история святотатцев (с приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н. э.) / Андокид; пер. Э.Д. Фролова. - СПб., 1996. – 256 с. (О мистериях, 77-79; I. Совещательная речь; II. К товарищам; III. Отрывки неизвестного происхождения) 2. Аппиан. Римские войны / Аппиан. - СПб., 1994. (кн. I, 7–25, 34–53) 3. Арриан. Поход Александра / Арриан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/arrian/index.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). (I, 14-16; III, 1-4) 4. Аристотель. Политика. Афинская политая / Аристотель; пер. С.А. Жебелева, С.И. Радцига. - М., 1997. (Политика. (гл. II, 6–7); Афинская полития (гл. 43–59, 61–62) 5. Геродот. История / Геродот. – М., 1993. (гл. I, 56-58; II, 17; VIII, 73; IX, 26) 6. Гиперид. Речи / Гиперид // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 469 - 506. 7. Гомер. Илиада / Гомер; пер. Н.И. Гнедича, изд. подготовил А.И. Зайцев. - Л., 1990. (гл. II, 50–269, 294–299, 569–580; VI, 242–252; VII, 465–475; IX, 80–172, 144–156; XII, 310–315, 421–423; 7 XVI, 358–379; XVIII, 497–508, 541–584; XXI, 441–457; XXIII, 294–299) 8. Гомер. Одиссея / Гомер; пер. В.А. Жуковского. - М., 1985. (гл. II, 1–256; VII, 84–91; XI, 489–491; XIV, 200–320; XV, 414–456; XVIII, 357–375; XIX, 172–185) 9. Демосфен. Речи. В 3 т. / под ред. Е.С Голубцовой, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролова. - М., 1994—1996. 10. Декреты «человеколюбия» царя Птоломея VII и двух цариц Клеопатр. – Режим доступа: exts.news/drevnego-mira-istoriya/dekretyichelovekolyubiya-tsarya-ptolemeya-vii.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 11. Диодор Сицилийский Историческая библиотека / Диодор Сицилийский; пер. И. Алексеева. - СПб., 1774 —1775. (Ч. I—VI, 60-62, 67; V. 54) 12. Инструкция эконому. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/egipet-instruktsiya-ekonomu.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 13. Исократ. Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / Исократ; под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 225-281. 14. Ксенофонт. Греческая история. – СПб., 1993. (г. 1; 6, 31-35; 6, 33-35) 15. Ксенофонт. Лакедемонская Полития / Ксенофонт. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930622. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). (гл. 2-4; 5; 13-15) 16. Курций Руф. История Александра Македонского / Курций Руф. - М., 1963. (III, 3, 8 – 25) 17. Ликург. Речи / Ликург // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 521-558. 18. Лисий. Речи / Лисий; пер. СИ. Соболевского. - М., 1994. 19. Надпись Антиоха II о продаже земли в Лаодике. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/716/67716/41080?p_page=30. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 20. Объявление о розыске беглого раба: Папирус 156 г. до н.э. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/obyavlenie-rozyiske-beglogo.html. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 21. Павсаний. Описание Эллады / Пасаний. - М., 1994. Т. 1 – 2. (I, 6, 10) 22. Папирус из Филадельфии. – Режим доступа: http://texts.news/drevnego-mira-istoriya/papirus-filadelfii-257.html. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 23. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Плиний Старший; пер. Г.А. Тароняна. - М., 1994. (VII, 198) 24. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т./ Плутарх; изд. подготовили С.С. Аверинцев, МЛ. Гаспаров, СП. Маркиш. - М., 1994. 25. Полибий. Всеобщая история / Полибий. – СПБ., 1995. (V, 88-89, 93; XVIII, 44-45) 26. Правительственная переписка царства Селевкидов. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/raznlit/ellinizm11.html. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 27. Страбон. География / Страбон. – М., 1994. (I–IV; VIII, 4-10; X)
28. Фукидид. История / Фукидид; изд. подготовили Г.А. Стратановский, А.А. Нейхард, Я.М. Боровский. - М., 1993. (гл. I, 23–25, 95–99, 104–112; II, 9–25, 36–41, 47–65; III, 36–50, 52–68, 72–82; IV, 2–16, 30–41, 80; V, 18–35, 43; VI, 1, 15, 26–29, 53, 60–61; VII, 27, 82–87; VIII, 18, 40, 58) 29. Эсхин. Речи / Эсхин // Малые аттисеские ораторы: Речи. Письма / под. общ.ред. Э.Д. Фролова. – М.: Ладомир, 2013. – С. 603 – 658. История Древнего Рима 1. Аммиан Марцеллин. Римская история / Аммиан Марцеллин. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=37773. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 2. Апиан. Римская история / Апиан. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f13.htm. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 3. Варрон. О сельском хозяйстве / Варрон. – Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 4. Веллей Патеркул. Римская история / Веллей Патеркул. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425002000. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 5. Декрет императора Коммода о колонах Бурунитанского поместия. – Режим доступа: http://romans.at.ua/publ/rimskaja_kultura_i_byt/dekret_imperatora_kommoda_o_kolonakh_burunitanskogo_pomestja/4-1-0-364. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 6. Дион Кассий. Римская история / Кассий Дион. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/rimskaya-istoriya-knigi-lxiv-lxxx-read-308855-1.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 7. Законы XII таблиц. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975. – Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 8. Кодекс Феодосия. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/ius/source/theodosius/codex-f.htm. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 9. Кодекс Юстиниана. – Режим доступа: http://www.history-names.ru/s/svod_yustiniana.shtml. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.12.2016). 10. Колумела. О сельском хозяйстве / Колумела. – Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 11. Марк Порций Катон. О земледелии / Марк Порций Катон. - Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/detail1183312.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).; То же: Катон Марк Порций. О земледелии (извлечения) / пер. М. Сер- геенко. // Хрестоматия по истории Древнего Рима / ред. В. И. Кузищин. - М., 1987. - С. 58–69. 12. Плиний Младший Письма. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/PLINIJ_M/plinii1_1.txt. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 13. Положение колонов в Лидии в 111 в. до н.э. в императорском имении. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/raznlit/rim07.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016). 14. Тацит. Анналы / Тацит. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1347001000. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).
15. Тит Ливий. История Рима от основания города \ Ливий Тит. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364000100. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.12.2016).
Литература
Основная 1. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: уч. пособие / под ред. В.И. Кузищина. – СПб.: Алетея, 2004. – 855 с. 2. Захарова, Л. Л.История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Захарова. - Томск: Эль Контент, 2012. - 146 с. 3. Историография античной истории: учебник / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1980. – 415 с. 4. История древнего мира:Восток, Греция, Рим: [учеб. пособие] / И. А. Ладынин [и др.]. - Москва: АСТ: СЛОВО: Полиграфия, [2010]. - 575 с. - (Высшее образование). 5. История Древнего Рима: учебник / под ред. В.И. Кузищина, И.Л. Маяка, И.А. Гвоздевой и др. – М.: Высш. школа, 2005. – 383 с. 6. История Древней Греции: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 399 с. 7. Ляпустин, Б.С. Древняя Греция: учеб. пособие / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/drevnyaya-greciya-read-83345-1.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.08.2016). 8. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: учебник / О.А. Омельченко. – М., 2000. – Т. 1. – 528 с. 9. Фортунатов В. В.История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2014. - 528 с. 10. Хрестоматия по истории Древнего Рима: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 1987. – 431 с. Дополнительная 1. Алабина, Т. Государство Афинское (V век до Рождества Христова) / Т. Алабина. – М.: Вузовская книга, 2000. – 96 с. 2. Андреев, Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика / Ю.В. Андреев. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 342 с. 3. Андреев, Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье / Ю.В. Андреев // ВДИ. – 1996. – № 1. – С. 3-17. 4. Банников, А.В. Военные реформы Диоклетиана / А.В. Банников // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2002. – С. 169-182. 5. Бейкер, Дж. Константин Великий. Первый христианский император/ Дж. Бейкер. – М., 2004. – 350 с. 6. Бикерман, Э. Государство Селевкидов / Э. Бикерман. – М.: Наука, 1985. – 264 с. 7. Бикерман, Э. Хронология Древнего мира: Ближний Восток и Античность / Э. Бикерман. – М.: Наука, 1975. – 336 с. 8. Бобровникова, Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена / Т. Бобровникова. – М.: Мол. Гвардия, 2001. – 493 с. 9. Борухович, В.Г. Публицистическая деятельность Исократа / В.Г. Борухович, Э.Д. Фролов // ВДИ. – 1969. – № 2. – С. 200-220. 10. Ван Берхем, Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина / Д. Ван Берхем. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 180 с. 11. Виппер, Б.Р. Искусство древней Греции / Б.Р. Виппер. - М., 1972. 12. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о Древнегреческой культуре М.Л. Гаспаров. – М.,1995. – 381 с. 13. Грант, М. Крушение Римской империи / М. Грант. - М., 1998. – С. 25-30, 194-195. 14. Дементьева, В.В. Объѐм полномочий и практическая деятельность децемвиров / В.В. Дементьева // ВДИ. – 2002. – № 4. – С. 43-57. 15. Джонс, А.Х. Гибель античного мира. Ростов на Дону / А.Х. Джонс. – Москва. 1997. – С. 526 - 538.
16. Дмитриев, В.А. История Древнего мира: учебн.-методич. пособие для студентов исторического факультета / В.А. Дмитриев. - Псков: Издательство ПГПУ имени С.М. Кирова, 2006. - 84 с. 17. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: от древнейших времен до XVI в. / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 319 с. 18. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. – С. 445-451, 469-477. 19. Древний мир: учебн.-методич. пособие для семинарских занятий по древней истории / сост. Б.В. Шарыкин. – Тула: Изд-во ТулГУ. 2006. – 313 с. 20. Егоров, А.Б. Борьба патрициев и плебеев и римское государство / А.Б. Егоров // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 121-125. 21. Зельин, К. К. Основные черты эллинизма / К.К. Зельин // ВДИ. – 1953. – № 4. – С. 145-156. 22. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима: сборник / авт. и сост. М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. – СПб., 1993. – 448 с. 23. Иванчик, А.И. Накануне колонизации: Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VI вв. до н. э. в античной литературной традиции / А.И. Иванчик. – М.: Палеограф, 2005. – 312 с. 24. Исаева, В.И. Особенности политической публицистики Исократа / В.И. Исаева // ВДИ. – 1978. – № 2. – С. 59-81. 25. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность: учебник / под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. – М.: Изобраз. Искусство, 1980. – 384 с. 26. Казаков, М.М. «Обращение» Константина I и миланский эдикт / М.М. Казаков // ВДИ. – 2002. – № 9. – С. 120-135. 27. Карташов, А.В. Вселенские соборы / А.В. Карташов. – М.: Эксмо, 2006. – 672 с. 28. Климишин И. А. Календарь и хронология / И.А. Климишин. — М.: Наука, 1990. - 480 с. 29. Коптев, А.В. Формирование крепостного права в поздней Римской империи / А.В. Коптев // ВДИ. – 1994. - № 4. 30. Кофанов Л.Л. Владение и собственность в законах XII таблиц / Л.Л. Кофанов // Древнее право. – 2000. – № 1. – С. 146-159. 31. Кофанов Л.Л. Характер коллегий и проблема нераздельной коллективной собственности в законах XII таблиц / Л.Л. Кофанов // Антиковедение и медиевистика. – 2000. – № 2. – С. 14-25. 32. Кофанов, Л.Л. Nexum u mancipitum XII таблиц / Л.Л. Кофанов // ВДИ. – 1992. – № 3. – С. 68-80. 33. Кун, А.Н. Легенды и мифы Древней Греции / А.Н. Кун. – Ф.: Мектеп, 1984. 34. Маяк, И. Л. Populus, cives, plebs начала республики / И.Л. Маяк // ВДИ. – 1989. – № 1. – С. 66-81. 35. Маяк, И.Л. К вопросу о социальной и политической организации архаического Рима / И.Л. Маяк // ВДИ. – 1989. – № 3. – С. 94-97. 36. Печатнова, Л.Г. История Спарты (период архаики и классики) / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/pechatnova/index.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014). 37. Печатнова, Л.Г. Кризис спартанского полиса / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/pechat/pech01f.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014). 38. Печатнова, Л.Г. Политические структуры древней Спарты. Часть 1. Спартанские цари / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/pechat/pech03.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.06.2014). 39. Печатнова, Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата: к вопросу о соотношении властных структур в Спарте / Л.Г. Печатнова // ВДИ. – 2006. – № 4. – С. 29-49. 40. Печатнова, Л.Г. Формирование спартанского государства (VIII-VI вв. до н. э..) / Л.Г. Печатнова. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/pechat/pech02f.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 25.07.2014). 41. Покидько, В. Гомеровский вопрос / В. Покидько. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/vakhrushev-97.htm. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 14.08.2016). 42. Пронштейн, А. П. Хронология: учеб. пособие / А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. — М.: Высш. школа, 1981. — 191 с. 43. Птицелов, Ю. 10 «крылатых» выражений Древней Греции / Ю. Птицелов. - Режим доступа: http://drevniy-egipet.ru/10-krylatyx-vyrazhenij-drevnej-grecii/. (Дата обращения: 10.06.2016). 44. Рак, И. Мифы и легенды Древней Греции / И. Рак. – М.: Стрекоза-ПРЕСС, 2006. 45. Римшнейдер, М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. – М.: Наука,1977. – 165 с. 46. Ростовцев, М. Общество и хозяйство в римской империи. / М. Ростовцев. – СПб.: Наука, 2000. - Т. II. – 412 с. 47. Ростовцев, М.И. Птолемеевский Египет / М.И. Ростовцев // ВДИ. – 1999. – № 4. – С. 180-188. 48. Сизов, С.К. О причинах расцвета федеративных государств в эллинистической Греции / С.К. Сизов // ВДИ. – 1992. – № 2. – С. 72-86. 49. Тихонов, Р.В. История Древнего мира (Греция, Рим): учебно-методич. пособие / Р.В. Тихонов. – Елец, 2012. – 67 с. 50. Токмаков, В.Н. Римский сенат и центуриатная военная организация в период ранней республики / В.Н. Токмаков // ВДИ. – 1994. – № 2. – С. 34-49. 51. Утченко, С.Л. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко. - М., 1965. 52. Федорова, Е.В. Мифы и реальность Древней Греции / Е.В. Федорова – М.: Изд-во МГУ; Наука, 2005. – 288 с. 53. Фразеологизмы. – Режим доступа: http://www.dennimm.narod.ru. (Дата обращения: 10.06.2016). 54. Цецхладзе, Г.Р. Греческое проникновение в Восточное Причерноморье / Р.Г. Цецхладзе // ВДИ. – 1998. – № 3. – С. 87-96. 55. Шелов, Д.Б. Проблема греко-варварский контактов в эпоху греческой колонизации Северного Причерноморья / Д.Б. Шелов // ВДИ. – 1994. – № 2. – С. 100-106. Перечень интернет-ресурсов 1. http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm – сайт «Анналы. Хроники. Истории», содержащий исторические сочинения античных авторов 2. http://incunabula1.narod.ru/temkatrus/antavt.htm – сайт «Античные первоисточники» (письменные источники по истории античности) 3. http://lib.userline.ru/ – сайт библиотеки издательской системы «User Line» (тексты источников по древней истории на русском языке) 4. http://rome.webzone.ru/ – тексты источников по истории античности на русском языке 5. http://shard1.narod.ru/ – сайт «Folio» (источники и исследования по истории древнего мира на русском языке, хранящиеся в виде zip-архивов) 6. http://thietmar.narod.ru/index.htm – сайт «Восточная литература» (одна из наиболее полных подборок источников по истории древнего мира на русском языке) 7. http://www.ancientrome.ru/ – сайт «Древний Рим» (источники и исследования по истории Древнего Рима) 8. http://www.centant.pu.ru/ – сайт «Антиковедение в русской сети» Центра антиковедения СПбГУ (источники и исследования по античной истории) 9. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ, содержащий тексты источников по истории древнего мира на русском языке 10. www.ancientrome.ru – сайт посвящен истории Древнего Рима. На данном портале можно ознакомится с последними новостями античной археологии, а также скачать необходимую научную литературу, которая подразделена по тематическому признаку (античная литература, античное искусство, армия и военное дело, римское право и т.д.); 11. www.ivka.rsuh.ru – Центр антиковедения Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета. Его создание позволило скоординировать научные исследования, проводимые в РГГУ в области древней истории и классической филологии, а также научно-образовательных программ по соответствующим дисциплинам; 12. www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_1.html – Культура и искусство античного мира Государственного Эрмитажа. Коллекция античных древностей насчитывает свыше 106 тыс. памятников, датируемых от III тыс. до н.э. и вплоть до IV в. н.э.
ГЛОССАРИЙ
Перечень основных терминов и определений по истории Древней Греции Агон - борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий. Агора (agora) – у древних греков название народного собрания (особенно часто встречающееся в «Илиаде» и «Одиссее»), а также места, где оно происходило. Обычно это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. А. являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов. Акмэ - (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия. Апелла – народное собрание в Спарте, формально А. была высшим органом власти, собиралась ежемесячно, ведала важнейшими государственными делами (вопросами суда, внешней политики и выборами должностных лиц); фактически она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров. Обсуждение вопросов в А. не допускалось. Созывалась А. сначала царями или герусией, позже эфорами. Решение А., которое герусия или царь считали вредным для государства, могло быть ими отменено. Участвовали в А. полноправные граждане-спартиаты, достигшие 30 лет, владевшие земельным наделом и вносившие взносы в сисситии. Собирались на открытом месте, все стояли, голосовали криком. Апойкия - греческое название колонии. В современной историографии традиционно используется не греческий, а более поздний римский термин «колония». Ареопаг - (греч. Areios рagos, буквально — холм Ареса) – орган власти в Древних Афинах, назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возник в эпоху родоплемен ного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII в. до н.э. пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал А. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. А. являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Ограничение власти А. началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были сделаны Солоном (VI в. до н.э.); реформа Эфиальта (462 г. до н.э.) ликвидировала политическую власть и влияние А., сохранив за ним лишь функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям. Аристократия - (от греч. aristokratiа, буквально — власть лучших, знатнейших) – форма полисного строя, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Состав и порядок образования высших органов государственной власти, соотношение между ними варьируется в разных А. Например, в Спарте государственная власть находилась в руках двух наследственных царей и избиравшейся народным собранием герусии (Совета старейшин) и эфоров. В Риме члены сената азначались цензором из числа бывших высших должностных лиц и членов знатных фамилий; из знатиформировались ≪выборные≫ магистраты (консулы, преторы, цензоры, эдилы). В Карфагене реальной властью располагали 2 выборных суффета и выборный Совет старейшин. В А. полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати (спартиатов в Спарте, патрициев в Риме). При формировании органов государственной власти в А. из узкого круга знати очень сильна была тенденция к принципу наследственности. Архонт (греч. archon — начальник, правитель) – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Наиболее известны А. в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилеях. Согласно преданию, в XI в. до н.э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными А. В середине VIII в. до н.э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти А. сократился до 10 лет, а с 1-й половины VII в. до н.э. — до одного года. Наиболее древними были должности 1-го А. эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), 2-го А. басилея (ведал культом), 3-го А. полемарха (военачальник). Около середины VII в. до н.э. были добавлены ещё 6 А. фесмофетов с судебными функциями. Все 9 А. составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI в. до н.э.) А. могли стать члены высшего имущественного разряда — пентакосиомедимны, позднее — также всадники (2-й разряд), с 457/456 г. до н.э. — зевгиты (3-й разряд). Коллегия А. в V в. до н.э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в н.э. Афинская архэ – объединение греческих полисов под гегемонией Афин, сложившееся в 70-60 гг. V в. до н.э. в ходе греко-персидских войн на основе Делосской симмахии (военного союза). Формально был объединением независимых и равноправных полисов для борьбы против персов. Афины, имея преимущество во флоте, занимали в союзе руководящее положение. Союзная казна была перенесена с о. Делос в Афины и перешла под контроль последних. В результате добровольный союз более 200 эллинских полисов перерос в морское государство во главе с Афинами (архэ). Однако пребывание в нем давало ряд преимуществ союзникам: между всеми союзными городами и Афинами устанавливались тесные экономические связи, морское государство афинян делало торговлю союзников свободной; А.а. распалась после поражения Афин в Пелопоннесской войне 431 – 404 гг. до н.э. Ахейцы ахея́не — наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию, позже — на полуострове Пелопоннес.. Басилеи, басилевс (греч. basileus) – в Древней Греции в микенскую эпоху — правитель небольшого поселения. В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть. В Афинах после отмены царской власти (по традиции, в XI в. до н.э.) термин ≪Б.≫ применялся для обозначения второго архонта, в Спарте — как один из титулов царей, в эллинистических государствах — как наименование монархов. В древнегреческой литературе Б. назывались римские императоры. Буле (греч. bule — совет) – в аристократических и олигархических полисах (до начала V в. до н.э.) правящий совет знати или преимущественно богатых граждан; состоял из пожизненных членов (герусия в Спарте, ареопаг в Афинах и. др.). В демократических полисах высший орган исполнительной власти и государственного контроля, избиравшийся на определенный срок и подготавливавший дела для народного собрания. Наиболее известен Б. в Афинах. Учрежден в 594 г. до н.э. Солоном и назывался Совет 400, при Клисфене (509 г. до н.э.) — Совет 500, с 307 г. до н.э. — Совет 600. Избирался по филам, с середины V в. до н.э. — по жребию. Члены Б. делились на 10 комиссий — пританий, выполнявших обязанности по очереди (каждая в течение года). С V в. до н.э. члены Б. (булевты) получали плату — 1 драхму в день. Варвары (греч. barbaroi, лат. barbari) – звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н.э. название «В.» особенно часто применяли к германцам (в новое время в исторической науке вторжения германских и др. племён в первые века н.э. получили название «варварские завоевания»; королевства, основанные ими на территории Римской империи, — «варварские королевства»; запись обычного права германскихплемён — «Варварские правды»). Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и в формировании феодальных отношений на территории Римской империи. Гелиэя, гелиея (греч. heliaia), в Древних Афинах суд присяжных. Г. учреждена архонтом Солоном в VI в. до н.э. В середине V в. до н.э., согласно реформе Эфиальта, функции Г. были расширены за счёт ареопага. Перикл ввёл плату членам Г. — гелиастам. Г. состояла из 6000 членов, избиравшихся из числа всех граждан, достигших 30 лет. Г. рассматривала как частные, так и государственные дела, контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием. Решения Г. принимались большинством голосов, приговоры были безапелляционны. Геоморы (греч. geomoroi, от ge — земля и meirornai — получаю свою долю) – в Афинах Г.— земледельцы, одна из трёх групп свободного населения (наряду с евпатридами и демиургами), образовавшихся, по преданию, при царе Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). Постепенно Г. утрачивали свои земельные участки и попадали в долговое рабство. Реформы архонта Солона (VI в. до н.э.) восстановили большинство хозяйств Г., которые совместно с городским демосом стали опорой афинской рабовладельческой демократии. К IV в. до н.э. большинство Г. снова разорилось. Герусия (греч. gerusia, от geron — старец, старейшина) – в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов Г. — геронтов — и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна Г. в Спарте, состоявшая из 30 чел. (28 ге- ронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царей); являлась высшим правительственным органом, опорой олигархического строя. Герой (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения Гимнасий (греч. gymnasion) – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в V—IV вв. до н.э. Первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места мусических и физических упражнений молодёжи. В Г. поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в Г. гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными Г. были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. Гоплиты (hoplitai) – древнегреческие тяжеловооружённые пешие воины; имели копье, меч, длинный щит, шлем, латы и поножи. Сражались тесно сомкнутым линейным построением — фалангой (от 8 до 25 рядов). Комплектовались из средних свободных собственников, вооружались за свой счёт. С IV в. в связи с разорением среднего свободного населения ополчение Г. утратило своё значение и постепенно было заменено наёмниками. Демагог (от греч. děmagogos, буквально — вождь народа) – в Древней Греции, особенно в Афинах классического времени, Д. первоначально называли политических деятелей демократического направления (Фемистокла, Перикла и др.); постепенно у политических противников демократии этот термин приобрёл отрицательный смысл — стал обозначать деятелей, стремящихся стяжать себе популярность путём лживых обещаний, лести народному собранию и т.д. Демократия (греч. demokratiа – власть демоса) – форма полисного строя, при которой политическая власть и весь объем прав принадлежат всем свободным жителям (гражданам) полиса вне зависимости от знатности или уровня благосостояния. При этом в гражданский коллектив демократических полисов не включались рабы и метеки. Д. является наивысшим результатом архаической революции. Ей предшествует тирания, в результате которой крестьянство, составлявшее подавляющее большинство демоса, добивалось передела земли, что давало дополнительный толчок демократическому движению. Как правило, Д. устанавливалась в полисах, наиболее активно занимающихся ремесленным производством и торговлей и имеющих неблагоприятные условия для развития земледелия. Классическим примером демократического полиса являются Афины после реформ Клисфена. Демос (греч. demos — народ) – в широком смысле слова Д. — свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Первоначальный смысл слова Д. — народ, округ, но уже в гомеровскую (XI—IX вв. до н.э.) и архаическую (VIII—VI вв. до н.э.) эпохи этим термином назывались народные массы, простой народ (преимущественно сельское население), противостоящий родовой аристокра- тии — евпатридам. В VI—V вв. до н.э. в понятие Д. стали включать наряду с сельским населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с конца V—IV вв. дон.э., Д. стали называть бедную (преимущественно городскую) часть населения. Диадохи (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцы Александра Великого, которые после его смерти в 323 году до н. э., в результате долгих войн, затянувшихся до 301 года до н. э., разделили между собой его империю; последствием раздела было появление государств Сирия, Эллинистический Египет, Вифиния, Пергам и Македония. Дорийцы, доряне (Dоrieis) – одно из основных древнегреческих племён. Первоначально Д. населяли области Северной и Средней Греции. Примерно в начале XII в. до н.э. Д. переселились в юго-западные районы Греции, нанеся сокрушительные удары ослабевшим центрам Ахейской Греции — Микенам, Тиринфу, Пилосу. В результате переселения Д., к которым примкнули др. племена, под их власть попали области в юго-западной части Пелопоннеса — Лаконика, Мессения, Кинурия, Арголида, Мегарида и Коринфия на Истмийском перешейке. Затем Д. колонизовали острова Родос, Крит, Феру, Мелос, Кос, Калимнос и побережье Карии (гг. Книд, Галикарнас и др.). На территории расселения Д. рано (VIII—VI вв. до н.э.) оформляются государства, имевшие сходные черты как в культуре, так и в общественном строе (Спарта, полисы Крита, Аргос). Особенностью этих государств было наличие рабовладельческого строя при длительном сохранении многочисленных пережитков родового строя. Евпатриды (греческое eupatridai, буквально— происходящие от благородных отцов) – родовая землевладельческая знать в Афинах (Древняя Греция); одна из трёх (наряду с геоморами — мелкими землевладельцами и демиургами — ремесленниками) групп свободного населения, образовавшихся, по преданию, при Тесее (приблизительно XIII в. до н.э.). В VIII—VI вв. до н.э. в ходе социально-имущественного расслоения Е. завладели лучшими землями, поставив в зависимость обрабатывавших эти земли издольщиков, сосредоточили в своих руках политическую власть (только они могли избираться на должность архонта и быть членами ареопага). В результате демократических реформ Солона (594/593 г. до н.э.) и Клисфена (конец VI в. до н.э.) Е. утратили свои привилегии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.125 с.) |