Аграрное движение в Римской республике во второй половине II В. До Н. Э. , римская армия и реформы братьев Гракхов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрное движение в Римской республике во второй половине II В. До Н. Э. , римская армия и реформы братьев Гракхов



Цель занятия: изучить и проанализировать процессы аграрного движения в Римской республике во второй половине II в. до н.э., оценить влияние римской армии, проанализировать суть и последствия реформы братьев Гракхов.

Форма обучения: Семинар – дискуссия, посвященный изучению процессов аграрного движения в Римской республике во второй половине II в. до н.э.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины аграрных реформ в оценке античных авторов.

2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.

3. Реформы Гая Гракха и их социально-политическая направленность.

4. Причины поражения аграрного движения и его значение.

5. Аграрный закон 111 года до н.э.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о

знать:

· источники и историографию по проблеме;

· причины аграрных реформ и их оценку античными авторами;

· суть аграрной реформы Тиберия Гракха и ее последствия;

· смысл и социально-политическую направленность реформы Гая Гракха;

· причины поражения аграрного движения и его значение;

· принятие аграрный закон 111 года до н.э. и его последствия для социально-экономического развития римского государства;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления во второй половине II в. до н.э. в Римской республике, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить материал из обязательного списка литературы – 3, 5, 8, 10;

· поработав с дополнительной литературой – 16, 19, 22, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.


 

 

Ключевая проблема дискуссии – оценить степень влияния аграрных реформ в Римской республике во второй половине II в. до н.э. на ее дальнейшее развитие

 

 

 


Во время обсуждения необходимо раскрыть предпосылки и последствия аграрного движения в Риме под предводительством братьев Гракхов. Важнейшей из таких предпосылок было складывание крупных латифундий, основанных на рабском труде. Их возникновение и конфликт с мелким землевладением были следствием наличия в распределении земли, которой распоряжалась римская гражданская община сразу двух принципов распределения: уравнительного и принципа нак называемой «трудовой собственности».

Согласно второму, богатые люди могли захватывать пустующие земли, если располагали возможностью их обработать, имели для этого средства. Так и возникали латифундии, с другой стороны, мелкие землевладельцы, не выдерживая конкуренции богачей, часто разорялись, пополняя ряды городского плебса. Эти последние уже зачастую и не хотели хозяйствовать на земле, но как граждане Рима требовали реализации своих прав собственности. Нобили шли им навстречу, преврашая их в паразитов, живущих раздачами хлеба и зрелищами.

Наиболее дальновидная часть нобилитета видела опасность такого упадка римского гражданства, вследствие разорения, поскольку оно вело и к ослаблению армии. Впрочем, некоторые (кружок Сципиона Эмилиана) побаивались проведения реформ, хотя и видели их необходимость. Сенат же откровенно сопротивлялся реформам.

Подготавливая ответ на второй вопрос, следует проанализировать, как состав лагерей сторонников и противников реформы, так и программу Тиберия Гракха (закон Тиберия предусматривал изъятие излишков сверх 1000 югеров, причём только из состава ager publicus, часто-владельческую землю он не затрагивал). Только по мере ожесточения борьбы реформатор Тиберий переходит к революционным методам борьбы – отстранение от власти его коллеги Октавия. Эта готовность выйти за пределы конституционных методов свидетельствует о жесткости столкновения и о непримиримости противоречий.

Студентам следует обратить внимание на решительный и более широкий план действий Гая Гракха. Гай попытался привлечь на свою сторону городской плебс и всадников, изолировав верхушку нобилитета. Плебс привлекли продажей дешёвого хлеба, а всадников – передачей им суда по вопросам о злоупотреблениях наместников. Всадники, подобно сенаторам были крупными землевладельцами, но дополнительный источник доходов для себя видели в откупах и судах. Гаю Гракху, действительно, удалось противопоставить всадников Сенату, но превратить всадников в свою надёжную опору не удалось. Когда Гай, в поисках новой социальной опоры для своей группы, попытался наделить гражданскими правами италиков, то и всадники и эгоистически мыслящий плебс по этому вопросу выступили против него. Разнородность социальных сил, на которые пытался опереться Гай, была одной из причин поражения движения и гибели самого реформатора.

Оценивая итоги и последствия борьбы за аграрную реформу, следует обратить внимание на то, что, хотя деятельность комиссии по наделению участками земли и прекратилась, отменить аграрный закон сенаторы не решились. Многие люди получили землю, количество граждан годных для военной службы увеличилось на 80 000 человек, возросло влияние народного собрания в Риме, сформировались политические группировки («партии») оптиматов и популяров. Больше всех, пожалуй, выгадали от реформ всадники, влияние которых сильно возросло. Подготовка и обсуждение рекомендованных к теме докладов помогут понять последствия неудачи реформы братьев Гракхов для римской армии, в том числе социальные и политические.

Новый аграрный закон 111 г. до н.э. (закон Спурия-Тория) сделал полученные в результате реформ гражданами 30-югерные участки частной собственностью, наряду с оккупированными ранее участками размером до 500 югеров. Этот закон создал условия для дальнейшего роста крупного землевладения.

В заключение занятия необходимо сделать основные выводы по всем аспектам обсуждаемой темы.

Темы устных сообщений:

Армия римской республики во II в. до н.э.

Реформы Гая Мария и их значение для развития римской армии.

Тесты по теме:

1. Что означает термин «агер-публикус»?

1) земля, находившаяся в собственности Римского государства;

2) в Древней Греции земельный участок, выделявшийся членам общины из племенного (общинного) земельного фонда;

3) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа;

4) территория греческого полисного государства, находящаяся за пределами главного города; сельская округа полисного центра.

2. Что послужило причиной аграрного движения в Риме под предводительством братьев Гракхов?

1) складывание крупных латифундий, основанных на рабском труде;

2) борьбой зависимого населения за свои права;

3) пердел крупной земельной собственности;

4) другое.

3. Кто первым выступил с инициативой проведения земельной реформы в Риской империи во второй половине II в. до н.э.:

1) Тиберий Гракх;

2) Гай Гракх;

3) Сципион Эмилиан;

       4) Спурий Торий

4. В каком году был принят новый аграный закон (закон Спурия-Тория)?

1) 111 г. до н.э.;

2) 1111 г. до н.э.

3) 330 г. до н.э.;

4) 327 г. до н.э.

5. Кто вступил с иницативой принятия нового аграрного закона по которму гражданам Римской империи выделялись 30-югерные участки частной собственностью, наряду с оккупированными ранее участками размером до 500 югеров:

1) Тиберий Гракх;

2) Гай Гракх;

3) Сципион Эмилиан;

       4) Спурий Торий

6. На какие социальные слои в реформаторской деятельности опирался Гай Гракх?

1) нобилитет;

2) плебс;

3) всадники;

4) родовая аристократия

7. Чем закончились земельные преобразования братьев Гракхов?

1) победой аграрного движения;

2) поражением агараного движения;

3) временной стабилизацией социально-экономического положения Римской империи

8.  Был ли отменен агарный закон Гайя Гракха?

1) да;

2) нет;

3) частично.

9. Кто выступал в оппозиции агарного движения Римской империи второй половины II в. до н.э.?

1) Тиберий Гракх;

2) Гай Гракх;

3) Сципион Эмилиан;

     4) Спурий Торий

10. Как историки оценивают агараное движение братьев Гракхов?

 1) как прогрессивное, привнесшее значительные изменеия в социально-экономическое развитие Римской империи  второй пловины II в до н.э.;

 2) как регрессивное, привнесшее незначительные изменеия в социально-экономическое развитие Римской империи второй пловины II в до н.э.;

3) как нейтральное, неоказавшее никакого влияния на социально-экономическое развитие Римской империи второй пловины II в до н.э.

 

 

Тема семинарского занятия № 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.014 с.)