Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аграрное движение в Римской республике во второй половине II В. До Н. Э. , римская армия и реформы братьев Гракхов
Цель занятия: изучить и проанализировать процессы аграрного движения в Римской республике во второй половине II в. до н.э., оценить влияние римской армии, проанализировать суть и последствия реформы братьев Гракхов. Форма обучения: Семинар – дискуссия, посвященный изучению процессов аграрного движения в Римской республике во второй половине II в. до н.э. Вопросы для обсуждения: 1. Причины аграрных реформ в оценке античных авторов. 2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы. 3. Реформы Гая Гракха и их социально-политическая направленность. 4. Причины поражения аграрного движения и его значение. 5. Аграрный закон 111 года до н.э. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о знать: · источники и историографию по проблеме; · причины аграрных реформ и их оценку античными авторами; · суть аграрной реформы Тиберия Гракха и ее последствия; · смысл и социально-политическую направленность реформы Гая Гракха; · причины поражения аграрного движения и его значение; · принятие аграрный закон 111 года до н.э. и его последствия для социально-экономического развития римского государства; уметь: ·работать с исторической картой; ·анализировать исторические источники; ·логически мыслить, вести научные дискуссии. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления во второй половине II в. до н.э. в Римской республике, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: · ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии; · изучить материал из обязательного списка литературы – 3, 5, 8, 10; · поработав с дополнительной литературой – 16, 19, 22, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии; · выполнить тест по теме.
Во время обсуждения необходимо раскрыть предпосылки и последствия аграрного движения в Риме под предводительством братьев Гракхов. Важнейшей из таких предпосылок было складывание крупных латифундий, основанных на рабском труде. Их возникновение и конфликт с мелким землевладением были следствием наличия в распределении земли, которой распоряжалась римская гражданская община сразу двух принципов распределения: уравнительного и принципа нак называемой «трудовой собственности».
Согласно второму, богатые люди могли захватывать пустующие земли, если располагали возможностью их обработать, имели для этого средства. Так и возникали латифундии, с другой стороны, мелкие землевладельцы, не выдерживая конкуренции богачей, часто разорялись, пополняя ряды городского плебса. Эти последние уже зачастую и не хотели хозяйствовать на земле, но как граждане Рима требовали реализации своих прав собственности. Нобили шли им навстречу, преврашая их в паразитов, живущих раздачами хлеба и зрелищами. Наиболее дальновидная часть нобилитета видела опасность такого упадка римского гражданства, вследствие разорения, поскольку оно вело и к ослаблению армии. Впрочем, некоторые (кружок Сципиона Эмилиана) побаивались проведения реформ, хотя и видели их необходимость. Сенат же откровенно сопротивлялся реформам. Подготавливая ответ на второй вопрос, следует проанализировать, как состав лагерей сторонников и противников реформы, так и программу Тиберия Гракха (закон Тиберия предусматривал изъятие излишков сверх 1000 югеров, причём только из состава ager publicus, часто-владельческую землю он не затрагивал). Только по мере ожесточения борьбы реформатор Тиберий переходит к революционным методам борьбы – отстранение от власти его коллеги Октавия. Эта готовность выйти за пределы конституционных методов свидетельствует о жесткости столкновения и о непримиримости противоречий. Студентам следует обратить внимание на решительный и более широкий план действий Гая Гракха. Гай попытался привлечь на свою сторону городской плебс и всадников, изолировав верхушку нобилитета. Плебс привлекли продажей дешёвого хлеба, а всадников – передачей им суда по вопросам о злоупотреблениях наместников. Всадники, подобно сенаторам были крупными землевладельцами, но дополнительный источник доходов для себя видели в откупах и судах. Гаю Гракху, действительно, удалось противопоставить всадников Сенату, но превратить всадников в свою надёжную опору не удалось. Когда Гай, в поисках новой социальной опоры для своей группы, попытался наделить гражданскими правами италиков, то и всадники и эгоистически мыслящий плебс по этому вопросу выступили против него. Разнородность социальных сил, на которые пытался опереться Гай, была одной из причин поражения движения и гибели самого реформатора.
Оценивая итоги и последствия борьбы за аграрную реформу, следует обратить внимание на то, что, хотя деятельность комиссии по наделению участками земли и прекратилась, отменить аграрный закон сенаторы не решились. Многие люди получили землю, количество граждан годных для военной службы увеличилось на 80 000 человек, возросло влияние народного собрания в Риме, сформировались политические группировки («партии») оптиматов и популяров. Больше всех, пожалуй, выгадали от реформ всадники, влияние которых сильно возросло. Подготовка и обсуждение рекомендованных к теме докладов помогут понять последствия неудачи реформы братьев Гракхов для римской армии, в том числе социальные и политические. Новый аграрный закон 111 г. до н.э. (закон Спурия-Тория) сделал полученные в результате реформ гражданами 30-югерные участки частной собственностью, наряду с оккупированными ранее участками размером до 500 югеров. Этот закон создал условия для дальнейшего роста крупного землевладения. В заключение занятия необходимо сделать основные выводы по всем аспектам обсуждаемой темы. Темы устных сообщений: Армия римской республики во II в. до н.э. Реформы Гая Мария и их значение для развития римской армии. Тесты по теме: 1. Что означает термин «агер-публикус»? 1) земля, находившаяся в собственности Римского государства; 2) в Древней Греции земельный участок, выделявшийся членам общины из племенного (общинного) земельного фонда; 3) в Древней Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в территориальные округа; 4) территория греческого полисного государства, находящаяся за пределами главного города; сельская округа полисного центра. 2. Что послужило причиной аграрного движения в Риме под предводительством братьев Гракхов? 1) складывание крупных латифундий, основанных на рабском труде; 2) борьбой зависимого населения за свои права; 3) пердел крупной земельной собственности; 4) другое. 3. Кто первым выступил с инициативой проведения земельной реформы в Риской империи во второй половине II в. до н.э.: 1) Тиберий Гракх; 2) Гай Гракх; 3) Сципион Эмилиан; 4) Спурий Торий 4. В каком году был принят новый аграный закон (закон Спурия-Тория)? 1) 111 г. до н.э.; 2) 1111 г. до н.э. 3) 330 г. до н.э.; 4) 327 г. до н.э. 5. Кто вступил с иницативой принятия нового аграрного закона по которму гражданам Римской империи выделялись 30-югерные участки частной собственностью, наряду с оккупированными ранее участками размером до 500 югеров: 1) Тиберий Гракх; 2) Гай Гракх; 3) Сципион Эмилиан; 4) Спурий Торий 6. На какие социальные слои в реформаторской деятельности опирался Гай Гракх?
1) нобилитет; 2) плебс; 3) всадники; 4) родовая аристократия 7. Чем закончились земельные преобразования братьев Гракхов? 1) победой аграрного движения; 2) поражением агараного движения; 3) временной стабилизацией социально-экономического положения Римской империи 8. Был ли отменен агарный закон Гайя Гракха? 1) да; 2) нет; 3) частично. 9. Кто выступал в оппозиции агарного движения Римской империи второй половины II в. до н.э.? 1) Тиберий Гракх; 2) Гай Гракх; 3) Сципион Эмилиан; 4) Спурий Торий 10. Как историки оценивают агараное движение братьев Гракхов? 1) как прогрессивное, привнесшее значительные изменеия в социально-экономическое развитие Римской империи второй пловины II в до н.э.; 2) как регрессивное, привнесшее незначительные изменеия в социально-экономическое развитие Римской империи второй пловины II в до н.э.; 3) как нейтральное, неоказавшее никакого влияния на социально-экономическое развитие Римской империи второй пловины II в до н.э.
Тема семинарского занятия № 14.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.014 с.) |