Социальная и политическая сущность эллинистических государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная и политическая сущность эллинистических государств



Цель занятия: изучить социальные и политические процессы, а также сущность устройства эллинистических государств.

Форма обучения: Семинар – беседа, посвященный изучению социальной и политической сущности эллинистических государств.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика источников.

2. Социальная структура свободного населения.

3. Развитие рабовладельческих отношений.

4. Эллинистический полис.

5. Государственное управление:

а) эллинистическая монархия на Востоке;

б) федеративные государства на Западе.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о социально-политическом устройстве эллинистических государств;

знать:

· источники и историографию по проблеме;

· социальную структуру свободного населения эллинистических государств;

· особенности развития рабовладельческих отношений;

· устройство эллинистический полиса;

· систему государственного управления;

а) эллинистическая монархия на Востоке;

б) федеративные государства на Западе.

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Македонии, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить учебный материал из обязательного списка литературы – 1, 3, 6, 7;

· поработав с историческими источниками – 10, 19, 20, 22, 25, 26 и дополнительной литературой – 6, 7, 21, 25, 48, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.

Следует обратить внимание на то, что господствующее положение в восточных эллинистических монархиях принадлежало греко-македонянам, которых царствующие династии рассматривали как опору своей власти. Привилегированное положение также занимала местная знать. Именно из среды аристократов назначались чиновники на управляющие должности. Однако, несмотря на это большую часть населения составляли свободные крестьяне и ремесленники. Так, например, в Птолемеевском Египте, не имея собственной земли, они вынуждены были брать еѐ в аренду из царского фонда, за что платили разнообразные налоги и повинности (известно, 218 видов налога). В государстве Селевкидов основной категорией эксплуатируемого населения являлись лаой («царские люди»), которые жили в общине и сообща платили налоги.

Отношения царской династии с гражданами полисов носили иной характер. При выведении колонии, колонист получал участок земли с целью обзаведением хозяйством и освобождался на несколько лет от налогов. Данный участок земли не являлся его собственностью. Взамен за его предоставление колонист обязан был нести воинскую службу.

Важное значение приобретает характер рабства. Оно в эллинистическом мире приобретает массовый характер.

Следует различать типы государственного устройства восточных и западных эллинистических государств.

Изменения происходят в устройстве греческого полиса классического образца. Его признаками в Греции становятся следующие: раскол единого гражданского коллектива, отсутствие земельного участка у многих граждан, оживление межполисных контактов, увеличение масштабов социальной борьбы, изменение политического строя, где власть сосредотачивается в руках состоятельной верхушки общества. На Востоке же дело обстоит несколько иначе. Главная особенность полиса здесь заключалась в том, что царь являлся верховным собственником земли, а гражданский коллектив за право владения обязан был выполнять воинскую повинность. Данные особенности необходимо уяснить и отразить в таблице, данной в качестве проблемно-логического задания.

Важным для обсуждения является вопросо о создании Ахейского союза, образовавшегося около 280 г. до н. э. и включившего в себя практически весь Пелопоннес.

Проблемно-логическое задание:

Заполните таблицу: перечислите названия государств, относящихся к той или иной группе, а также опишите их систему государственного управления, укажите его тип.

Система управления эллинистических государств на Востоке Система управления эллинистических государств на Западе
   

 

Вопросы теста:

1. Кто стал сатрапом Древнего Египта после распада державы Александра Македонского в 323 г. до н. э.:

1) Антипатр

2) Птоломей

3) Селевк

4) Пердикк

2. Проблемы истории эллинизма отражены в трудах:

1) И. Фогта и его школы;

2) Г. Глотца, Э. Хэммонда, В. Эренберга, М. Хансена;

3) К. Моссэ, Ж. Вале, Дж. Бордмэна;

4) М.И. Ростовцева, В. Тарна, Ф. Шахермейера.

3. Кто стал сатрапом в Вавилонии после распада державы Александра Македонского в 321 г. до н. э.:

1) Антипатр

2) Птоломей

3) Селевк I Никатор

4) Пердикк

 

4. Кто стал сатрапом во Фракии после распада державы Александра Македонского:

1) Антипатр

2) Птоломей

3) Лисимах

4) Пердикк

5. Кто стал сатрапом в Македонии после распада державы Александра Македонского:

1) Антипатр

2) Птоломей

3) Кассандр

4) Пердикк

6. Укажите имя сподвижника Александра Македонского, выступавшего за сохранение единства Империи после смерти Александра:

1) Антипатр

2) Птоломей

3) Селевк I Никатор

4) Пердикк

7. В каком году Кассандр установил контроль над Афинами:

1) 317 г. до н.э.

2) 417 г. до н.э.

3) 217 г. до н.э.

4) 517 г. до н.э.

 

8. Укажите дату сражения при Ипсе за «наследие Александра»:

1) 301 г. до н.э.

2) 317 г. до н.э.

3) 217 г. до н.э.

4) 517 г. до н.э.

 

9. Кто одержал победу в битве при Ипсе за «наследие Александра:

1) Антигон Одноглазый

2) Коалиция диадохов Селевк I, Лисимах, Кассандр, Птолемей)

 

10. Кому из диадохов к 281 г. до н.э. удалось восстановить под своей властью почти всэ державу Александра Македонского (кроме Египта, в котором удержался Птолемей, передавший власть своим потомкам):

1) Антипатр

2) Селевк I Никатор

3) Антигон Одноглазый

4) Деметрий I Полиоркет

 

Тема семинарского занятия № 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.017 с.)