Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Извлечение корней из чисел с тремя верными цифрами
Начнём с извлечения корней из чисел, больших единицы, но меньших 100. Извлечём, папример, квадратный корень (с тремя верными цифрами) из 79,3. В таблице квадратов этого числа нет, но есть близкое к нему: 81. Корень из 81 равен 9. Будем считать первым, совсем грубым значением нашего корня, число 9: ≈ 9. Делим данное число (79,3) на это первое приближение, в частном берём только две цифры:
Складываем делитель (9) и частное (8,8) и делим сумму пополам. Получим второе приближение. В записи это будет выглядеть так:
Второе приближение берём с тремя верными цифрами. Делим подкоренное число на второе приближение (частное берём с тремя верными цифрами). Складываем опять делитель и частное и делам сумму пополам. Полученное третье приближение и даст нам искомый корень:
Искомый корень равен 8, 90.
Рассмотрим ещё пример. Извлечём корень из 41,5. Из таблицы квадратов видим, что искомый корень лежит между шестью (6∗6=36) и семью (7∗7=49). Но 41,5 не очень близко ни к 36, ни к 49. Поэтому возьмём в качестве первого приближения 6,5 (на практике чаще всего в качестве первого приближения приходится брать не целое число, как было у нас в первом примере, а целое число с половиной). Далее располагаем действие так:
Примеры: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; (Проверить себя, возведя полученные результаты в квадрат.)
Рассмотрим теперь извлечение корня из произвольных чисел, но корень попрежнему будем искать с тремя верными цифрами. Поэтому данное число тоже будем округлять так, чтобы в нём оставалось три верные цифры. Если дано число, имеющее 2 верные цифры, то и в ответе нужно будет оставить только две цифры: третья будет сомнительной. Округлив число, разбиваем его на грани, по две цифры в каждой, начиная от запятой в обе стороны (в первой и последней грани может получиться по одной цифре). Вот примеры такой «предварительной обработки» подкоренного числа; грани отделяем запятыми, поставленными сверху («апострофами»):
≈ = . ≈ = (если число целое, то подразумеваем запятую в конце его). ≈ . ≈ = .
Отбрасываем теперь все нули и вместо апострофа ставим запятую (снизу). В первом примере получим» 4,83. Во втором » » 26,4. В третьем » » 39,0. В четвёртом » » 56,5. Из полученного числа извлекаем корень, как из числа, заключённого между единицей и сотней. Запятую ставим, руководствуясь следующим правилом: если в подкоренном числе есть цифры левее запятой, то в корне будет столько цифр левее запятой, сколько в подкоренном числе было граней до запятой. Если же перед занятою имеется только нуль, то после запятой будет столько нулей, сколько в подкоренном числе после запятой было граней, состоящих сплошь из нулей. В первом нашем примере будем иметь: ≈ = 0, ∗∗∗ (Перед запятой только нуль; граней после запятой, состоящих сплошь из нулей, тоже нет. Сразу после запятой дойдут отличные от нуля цифры, обозначенные звёздочками.) Во втором примере: ≈ = ∗∗∗-10 (До запятой четыре грани. Значит, в корне должно быть четыре цифры до запятой. Мы найдём только три из них. Нужно либо приписать справа нуль, либо помножить результат на 101=10.) В третьем примере: ≈ = ∗,∗∗ (одна грань до запятой в подкоренном числе, одна цифра до запятой в корне.) В четвёртом примере: ≈ = 0,00∗∗∗ (После запятой имеются две грани, состоящие сплошь из нулей. Значит, корень будет содержать два нуля после запятой.) Сделаем один пример полностью. Найдём квадратный корень из 0,0003387. «Обрабатываем» подкоренное число: ≈ = = 0,00∗∗∗ Извлекаем теперь корень из 3,39. Первым приближением может служить 2, так как 3,39 близко к 4.
= 0,0184
Если нужно извлечь приближённый корень из точного числа, например, из двух, то дописываем столько нулей, чтобы получилось три цифры. Так, в указанном примере пишем: 2=2,00. Дальше поступаем обычным порядком; два больше 1, но меньше четырёх. Значит, заключено между 1 и 2. Возьмём первым приближением 1,5:
= 1,41. О том, как извлекать корни больше чем с тремя верными цифрами, говорить в этой книге нет возможности. Соответствующие правила есть в любом учебнике алгебры, но они значительно сложнее изложенных здесь. Примеры: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; . (В трёх последних примерах подкоренное число дано точно.)
Вычисления по формулам При технических расчётах часто приходится решать много сходных между собою задач, задач с одинаковыми условиями, но с разными числовыми данными. В этих случаях очень важно установить возможно более простое правило, очень короткое, выразительное, удобное для запоминания и удобное для вычислений. Наиболее сжатым и совершенным видом такого правила является формула. Рассмотрим такую задачу: поезд прошёл 100 км за 2,5 часа. Определить скорость поезда, т.е. число километров, которое он делает в 1 час. Раз 100 км он делает в 2,5 часа, то в 1 час он сделает в 2,5 раза меньше; следовательно, нужно 100 разделить на 2,5. Получим 40 километров в час. Отсюда правило: чтобы найти скорость поезда, нужно пройденное им расстояние разделить на время, в течение которого это расстояние пройдено. Эту же мысль можно записать проще, именно так: или скорость = (пройденный путь): (время).
При этом сразу видно, какое арифметическое действие нужно произвести над данными величинами, чтобы получить искомую. Можно сделать ещё один шаг в деле рационализации записи. Вместо того, чтобы писать: «скорость», «путь», «время» - писать только первые буквы этих слов: «с» вместо «скорость»; «п» вместо «путь»; «в» - вместо «время». Тогда наше правило запишется совсем коротко. или Если теперь нужно решить задачу с другими числовыми данными, например, узнать скорость поезда, который за часа сделал 25 км, то мы можем не тратить времени на рассуждения. Берем наше правило: с = п: в, вместо «п» подставляем 25, вместо «в» - и получаем: с = 25: = : = = километра, в час. Правило, в котором величины обозначены буквами и прямо указывается, какие арифметические действия нужно произвести над данными величинами, чтобы получить искомую, называется формулой. Мы говорим: есть формула для вычисления скорости движения. Если дана формула для решения задач некоторого типа, то само решение сводится к подстановке в формулу чисел на место букв и выполнению указанных действий. В качестве примера приведём формулу для вычисления площади круга. Вот эта формула: Здесь буква S обозначает искомую площадь круга, буква d - диаметр (поперечник) круга. Формула показывает, что величину диаметра нужно возвести в квадрат (умножить саму на себя) и умножить на 3,14. Разделив то, что получится на четыре, получим искомую площадь круга. Если измерение дало, например, что диаметр вала равен 10,5 см, то для вычисления площади сечения вала подставляем в нашу формулу вместо d его значение, т.е. 10,5 см. Получим:
= (подставили 10,5 вместо d, возвели 10,5 в квадрат и сократили на 2). Ввиду того, что 10,5, как результат измерения, величина заведомо приближённая, округляем её квадрат (110,25), сохраняя три верные цифры, и выполняем действия в уме: = 86,4 квадратных сантиметров. Формула является не только удобной записью правила. Алгебра учит нас, как с помощью формул получать новые правила, открывать новые соотношения между величинами. Но эта часть работы с формулами выходит за рамки нашей книги. Ограничимся тем, что дадим несколько удобных формул для приближённых вычислений и покажем, как ими пользоваться.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.034 с.) |