Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вычисления с простыми и десятичными дробями
При решении практических задач часто приходится иметь дело одновременно и с простыми, и с десятичными дробями. Приходится, например, выполнять действия, вроде следующих: 0,3 + ; - 0,017; ∗0,13; :4,6 и т.д. Заметим, что при сложении и вычитании нужно либо все дроби превратить в простые, либо все в десятичные. Удобнее считать, пользуясь десятичными дробями. Поэтому обычно все дроби переводят в десятичные. Особенно удобно это в том случае, если ищется приближённый результат. Если же знаменатели дробей невелики и требуется точный результат, то лучше превращать все десятичные дроби в простые, чтобы не иметь дела с периодическими дробями. Напомним, как обратить десятичную дробь в простую: превратим, например, 0,36 в простую дробь. Прочитываем эту дробь; имеем тридцать шесть сотых; значит, знаменателем будет 100, а числителем 36. Записываем и сокращаем насколько можно; в нашем примере можно сократить на 4. Получаем 0,36 = = . Итак, чтобы превратить десятичную дробь в простую, прочитываем десятичную дробь и записываем её в форме простой дроби так, как читаем; затем, что можно - сокращаем. Если нужно превратить простую дробь с десятичную, то делим числитель на знаменатель по обычным правилам. Чаще всего деление продолжается при этом без конца (получается периодическая дробь) и приходится довольствоваться приближённым результатом.
Примеры: 1) Превратить в десятичную дробь. Делим 5 на 32.
Получим 0, 15625.
2) Превратить 3/7 в десятичную дробь. Делим 3 на 7:
Деление никогда не закончится. Получится периодическая дробь 0,428571428571428571..., которую записывают часто так: 0,(428571), т.е. пишут только первый период, но заключают его в скобки.
Примеры: превратить в простые дроби: 0,72; 0,0128; 0,625; 0,17; 0,3; 0,2. Превратить в десятичные дроби:
Если нужно сложить или вычесть дроби, среди которых есть и простые с небольшими знаменателями, и десятичные, то превращаем все дроби в простые и выполняем действие по обычным правилам.
Примеры: 1) 0,42 + + + 0,016 = = + + + = = + + + = = + + + = = = = 1 .
Общий знаменатель 750. Дополнительные множители 15, 250, 150 и 6. 2) - 0,48 = - = - = = 3) 0,096 - = - = - = = . При умножении и делении нет надобности сводить все данные дроби либо только к простым, либо только к десятичным. Действуем с десятичными дробями по тем же правилам, как и с целыми числами. Умножим, например, 4,5 на . Пишем: 4,5∗ = = = . Нет никакой надобности превращать 4,5 в простую дробь или в десятичную. Разделим, далее, 0,133 на . Пишем: = = = 0,19∗5 = 0,95 Всё выполняется просто и гладко. Заметим, что помнить все правила деления дроби на целое число, целого числа на дробь и т.д. не нужно. Важно твёрдо помнить правило деления дроби на дробь: числитель первой дроби умножается на знаменатель второй, это будет числитель частного; знаменатель первой дроби умножается на числитель второй, это будет знаменатель частного. Ещё лучше просто представлять себе схему (деление дробей «крест-накрест»). = = Если делимое (или делитель) будет целым числом (или десятичной дробью), то подписываем под ним в качестве энаменателя единицу (от этого число, разумеется, не меняется) и пользуемся правилом деления дроби на дробь. Примеры на умножение: 0,24∗ ; 0,72∗ ; ∗0,056; ∗0,18; 0,311∗ ; 0,14∗ ; ∗0,11. В последних четырёх примерах действие идёт не так гладко, как в первых трёх. Умножим, например, на 0,18; получим ∗0,18 = . Сократить ничего нельзя, делить десятичную дробь на 7 - это обрекать себя на бесконечное деление. Поэтому умножаем числитель и знаменатель на 100 - чтоб устранить десятичную дробь в числителе - и получаем - , а по сокращении на 2 - окончательный ответ: . Примеры на деление: ; ; ; ; ; ; ; . В последнем примере сначала превратить целое число с дробью, т.е. , в неправильную дробь. Два даст , всего восемь четвёртых, да 3 четвёртых - одиннадцать четвёртых.) Если нужно перемножить несколько дробей, то сначала выписываем над чертою все числители, а под чертою - все знаменатели. Затем всё, что можно, сокращаем. И только после этого перемножаем числа, стоящие над чертою (это будет числитель), и числа, стоящие под чертою (знаменатель).
Вычислим, например, . Записываем так: = = (сокращаем 8 и 4; 0,25 и 5; 0,034 и 17) = = 0,9∗0,002=0,0018.
Вот ещё пример: перемножим , , , 0,121, и 0,15. Пишем: = = (сокращаем 0,121 и 11; 0,15 и 3) = = = = = .
Примеры: ; ; ; .
В последнем примере превратить сначала целое число с дробью в неправильную дробь.
Процентные вычисления В первой главе мы рассмотрели три основные задачи на проценты. Если данные нам числа не так просты, как это было в примерах первой главы, то задачу приходится решать на бумаге. В задачах первого типа даётся число и указывается, сколько процентов от него составляет искомая величина. Найдём, например, 23% от 845. Пишем так: 23% от 845; 23 = 20+3 20% от 845; часть от 845; 845:5=169 1% от 845 = 8,45; 8,45∗3= 25,35 23% от 845 = 169+25,35 = 194,35 Иногда удобнее представлять проценты не в виде суммы, а в виде разности. Найдём, например, 45% от 264. 45% от 264; 45 = 50-5. 50% от 264 = 132 5% от 264 = 13,2 45% от 264 = 132-13,2 = 118,8 В задачах второго типа даются два числа. Требуется узнать, какой процент составляет одно от другого. Узнаем, например, какой процент от 275 составляет 15? Рассуждаем так: 275 составляет 100%, следовательно, 1» % (единица в 275 раз меньше, чем 275), а 15 составляет (в 15 раз больше). Остаётся вычислить . Записываем: 275 = 100% 1 = % % = = = %. (При переходе от второй дроби к третьей мы сократили на 25.)
В задачах третьего типа данное число составляет некоторый процент от искомого. Решим, например, такую задачу: 72% от некоторого числа составляют 15. Найти само это число. Рассуждаем так же, как в предыдущей задаче. 72% = 15 1% = (в 72 раза меньше, чем 72%), 100% = (в 100 раз больше, чем 1%). Остаётся вычислить = = = Искомое число:
Рассмотрим задачи на проценты, которые внешне несколько отличаются от трёх основных. Задача 1-я. Сберегательная касса платит по срочным вкладам 5%. Я положил некоторую сумму денег и через год получил 1785 рублей. Какая сумма была положена? Необычность задачи в том, что даётся не сама величина, и не её доля, составляющая данный процент, а сумма самой величины и её доли. Тем не менее простое рассуждение покажет, что перед нами - обычная задача третьего типа. В самом деле, имелась некоторая сумма, составлявшая 100%, да к ней прибавилось 5%. Значит, новая сумма составляет 100+5 = 105%. Дальнейшее просто: 105% = 1785 руб. 1% = руб. (в 105 раз меньше, чем 105%). 100% = (в 100 раз больше, чем 1%). Остаётся вычислить , что даёт 1700 руб.
Задача 2-я. Забраковав 4% продукции, браковщик принял 2592 детали. Сколько всего было изготовлено деталей? Рассуждение такое же, как в предыдущей задаче. Из всей продукции, составляющей 100%, забраковано 4%. Значит, осталось 100-4 = 96%.
Дальнейшее просто: 96% = 2592; 1% = ; 100% = = = 27∗100 = 2700 деталей. (сначала сократили дроби на 12).
Задача 3-я. Население города было 44000, стало 48000 человек. На сколько процентов возросло население? Прежде всего находим прирост населения. Он равен 48000-44000 = 4000. Теперь задача свелась ко второму типу: какой процент составляет 4000 от 44000 (от первоначального числа жителей). 44000 = 100% % % = = = %. Значит, и население города увеличилось на %.
Задача 4-я. Стахановец, выполнив норму на 420%, обработал 4620 деталей. Сколько деталей обработал он сверх нормы? Несмотря на необычность постановки вопроса, это -обычная задача третьего типа. Только «доля» здесь значительно больше самого числа; но это не влияет на ход рассуждения.
Рассуждаем так: 420% = 4620 деталей 1% = деталей 100% = деталей = 1100 деталей. Значит норма - 1100 деталей, а сверх нормы 3520 деталей.
Задача 5-я. Я хочу купить бумаги на 100 рублей. Один лист бумаги стоит 80 копеек, и я могу покупать со скидкой в 20%. Сколько листов я могу купить? Рассуждаем так. Узнаем сначала, сколько мне будет стоить один лист. Я уплачу за него не 80 копеек, а только 80% от этого числа (100-20 = 80), то есть = 64 копейки (задача первого типа). Значит, на 100 рублей(=10000 копеек) я могу купить = = листов или, так как части листов не продаются, я могу купить 156 листов, и у меня ещё останется 16 копеек (стоимость листа). Продавец будет считать немного иначе. Если я попрошу его отпустить мне 156 листов, то он будет считать так: 1 лист стоит 80 копеек, 156 листов стоят 80∗16 = 12480 копеек или 124 р. 80 к. С каждой сотни рублей делается скидка в 20 рублей; с 24 р. 80 к. скидка округляется, эта сумма принимается за 25 рублей, и 20% от 25 составляет 5 рублей. Значит, скидка равна 25 рублям, и я уплачу 124 р. 80 к. - 25 р. = 99 р. 80 к., т.е. получу не 16, а 20 копеек сдачи.
Подведём итоги. Имея задачу на проценты, прежде всего, приводим её к одному из трёх основных типов. При этом не смущаемся, если «доля» оказывается больше самой величины. Затем задачи второго и третьего типов решаем «приведением к единице» (это, обычно, проще искусственных приёмов), а в задачах первого типа стараемся так разбить указанное число процентов на слагаемые или вычитаемые, чтобы было легче найти соответствующие им доли.
ГЛАВА III ПРИБЛИЖЁННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.06 с.) |