Методо-педагогические указания руководителю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методо-педагогические указания руководителю



 

Дальнейшие занятия будут заключаться только в ведении свободной тренировки и в указаниях руководителя по мере совершенствования обучающихся. Руководитель должен также развивать и выявлять индивидуальные особенности каждого борца.

 

Шире разработать узкий объём плана нападения, при этом стараться подходить ближе по сущности работы к комбинациям, затем переходить к работе комбинаций и к применению их в схватках.

 

Понятие о комбинации

 

Комбинацией называется точно разработанный и выверенный план, где все действия, как свои, так и противника, вполне предусмотрены и проводятся в известном порядке, оканчиваясь поражением противника. В комбинации противник ничего не может изменить — ни последовательности ведения, ни своих действий, в силу соответствующего вынуждения со стороны проводящего комбинацию. Главное отличие комбинации от плана заключается в том, что план короче по последовательным действиям и далеко не всегда приводит противника к поражению, а комбинация за редким исключением должна оканчиваться поражением противника. Разработать комбинацию даже для вполне квалифицированного работника чрезвычайно трудно, так как требуется много настойчивости, энергии и времени. Эта работа, кроме тренировки, является самой серьёзной и как бы исключительной частью совершенствования всякого законченного борца в искусстве самозащиты.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: ЦС «Динамо», 1933

Часть 2. Тренировка

Глава 7. Свободная тренировка

7.1. Самостоятельная тренировка без инструктора

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА БЕЗ ИНСТРУКТОРА

 

Приступать к самостоятельной тренировке следует после соблюдения следующих условий:

 

1) при подготовленном организме в физическом отношении, ибо эта работа требует большого напряжения;

 

2) при знании техники всех примеров (практических указаний из тактики применения приёмов), но при условии соблюдения полного хладнокровия.

 

Во время тренировки необходимо соблюдать режим, состоящий из общих правил гигиены и питания. Требование режима должно соблюдаться с самого начала занятий, о чём даются соответствующие указания. При переходе к самостоятельной, серьёзной и напряжённой работе соблюдение соответствующего режима обязательно. Это является одним из существенных средств достижения успеха и гарантией от причинения себе возможно серьёзного вреда.

 

На этом отделе я остановлюсь несколько подробней, чтобы указать, хотя бы кратко, значение гигиены и питания.

 

Таким образом, при тренировке с целью подготовки к состязанию или просто для большего усовершенствования в самозащите, необходимы следующие основные требования:

 

1) физическая подготовленность организма;

 

2) знание приёмов и практическое применение их;

 

3) соблюдение режима.

 

Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности.

 

1. Физическая подготовленность организма необходима для приведения организма в состояние большой работоспособности, т.е. для возможности перенесения повышенной нагрузки его физической работой без вреда для здоровья. Только при этом условии можно без вреда принимать участие в серьёзных состязаниях, требующих большего физического напряжения. Если занимающийся не захочет считаться с этим, то он рискует получить серьёзные заболевания, от которых потом не всегда удаётся счастливо отделаться. Лица, систематически проходящие всю программу самозащиты, в порядке указанной постепенности, достаточно подготовляют свой организм в физическом отношении для большего напряжения.

 

Подготовка организма в физическом отношении начинается с самого начала занятий по самозащите или вернее даже до начала занятий «САМ». Дальше она продолжается в течение прохождения всего курса, параллельно со специальной подготовкой.

 

Летом, в то время, когда обычно бывает перерыв в занятиях, рекомендуется заняться лёгкой атлетикой — бегом, прыжками, метанием, плаванием, греблей. Зимой — лыжами.

 

Дефекты, полученные во время этого перерыва можно исправить только постепенной тренировкой. Если же перерыв был очень продолжительным, то первое время следует заниматься только одной общей физической подготовкой.

 

Я здесь совершенно не упоминаю ещё специальных занятий: приёмов односторонней и двухсторонней тренировки и т.д., которые имеют большое влияние на организм в смысле физического развития.

 

2. Знание приёмов и практическое применение их составляет сущность всей самозащиты без оружия. При переходе к самостоятельной тренировке мы только совершенствуемся в более искусном применении системы во всевозможных положениях и условиях. Без знания приёмов невозможно достигнуть привычки инстинктивного применения их, а тем более применения их «по принципу». Кроме того, при плохом знании приёмов переход к самостоятельной тренировке опасен, ввиду возможного причинения повреждений партёру. Человек, плохо или неточно делающий приём, поневоле вынужден бывает применить больше, чем следует, физической силы для получения необходимого результата. Нужно помнить, что в силовой и быстрой работе можно причинить противнику повреждение.

 

Собственно, при правильном прохождении курса приём ко времени перехода к общей тренировке усваивается всеми обучающимися, а у некоторых из них вырабатывается даже привычка инстинктивного применения их. При наличии большого перерыва между занятиями приёмы если и забываются, то восстанавливаются в два или, самое большое, три урока. При повторении приёмов необходимо проделывать их сначала медленно и потом постепенно ускорять темп.

 

Умелое использование некоторых указаний тактического применения приёмов усваивается при прохождении курса в односторонней и двухсторонней тренировках. Требование этих знаний нельзя считать в настоящий момент обязательным, но лишь желательным, так как с переходом к свободной тренировке тактику применения приёмов приходится начинать сначала. Она является основой всей свободной тренировки, где на неё будет обращено главное внимание и разработка будет самой тщательной и подробной.

 

3. Третье основное требование — режим. Нельзя считать, что жизненный режим необходим только при тренировках или при занятиях. При определении соответствующего режима нужно уметь так распределить своё время, чтобы оно вполне гармонировало с элементарными требованиями гигиены работы, труда, отдыха и питания. Установив соответствующий режим, необходимо твёрдо его придерживаться.

 

Распределение времени — исходить от часов, занятых служебными обязанностями, считая, что физических занятий в это время быть не может. Исключение составляют резинки — для развития грифа. Эти упражнения не требуют специального времени и или можно заниматься даже во время ходьбы. Время, занятое службой, бывает у большинства преимущественно от 9 часов до 16-17 часов. Затем обед. Можно приступать к занятиям только спустя 2-3 часа после еды. Таким образом, время для начала тренировки можно назначить между 19-20 часами. Продолжительность занятий (вместе с отдыхом) 50 минут — 1 час. Большое значение для оздоровления организма имеет ежедневная 6-минутная «зарядка». Такое количество минут при всей загруженности работника всегда можно найти. Утренние упражнения в то же время являются подготовительными упражнениями, которые мы включаем в каждый урок. Упражнения эти производить до еды, причём необходимо придерживаться системы в состоянии урока в смысле напряжения и постепенного увеличивать количество упражнений. Кроме того, должна быть строго продумана категория упражнений, развивающих одну и ту же группу мышц, и соответствовать индивидуальному развитию занимающегося. В дни, свободные от тренировки или других (повторных) занятий на ковре, полезно проделывать утренние упражнения вечером за 1 час до еды, при этом можно усилить напряжение и прибавить количество упражнений. При выборе упражнений не следует забывать о дыхательных упражнениях, так как дыхание тесно связано с работой, а тем более с тренировкой.

 

О создании для занятий гигиенических условий и соблюдении общих правил гигиены в личной жизни — нам всем знакомо и исполнять это необходимо.

 

Если служебные занятия требуют уделения других часов, то занятия можно перенести сообразно этим условиям, но необходимо помнить, что норма сна взрослого человека должна быть не менее 7-9 часов. Рекомендуется раньше ложиться и раньше вставать. Ложиться, примерно, в 23 часа. Зарядку проделывать перед едой. В зависимости от квартирных условий, лучше проделывать раздетым (не забывать проветривать предварительно помещение), после полезно вымыться до пояса водой комнатной температуры и вытереться жёстким полотенцем. Повторными упражнениями или тренировкой можно заниматься после обеда через 2-2,5 часа, после завтрака спустя 1,5 часа. Оканчивать упражнения следует за 20-30 минут до еды. При плохом самочувствии вследствие болезненного состояния, заниматься нельзя.

 

При занятиях тренировкой в смысле напряжения нужно придерживаться кривой обычного урока — с подготовительных к более трудным. Норма времени без перерыва — 1-1,5 минуты. Разбор недостатков делать по окончании назначенного времени. Сообразно с подготовленностью организма время тренировки-состязания. Сообразно, чтобы не переоценивать свои силы. Нормальным считается, когда борец по окончании установленного времени тренировки-состязания имеет ещё запас физической силы для проведения 1-2 схваток и может довести беспрерывную тренировку до 6-8 минут. После окончания схваток или тренировки не садится тотчас же для отдыха, а проделывать предварительно ряд успокаивающих упражнений.

Обычно тренирующиеся начинают схватку горячо и поэтому быстро расходуют свои силы (хватает на 1-2 минуты). Для проведения последующих схваток требуется продолжительный отдых, но даже при этом условии схватка проходит тяжело.

 

Такое ведение тренировки совершенно неправильно: силы расходуются в небольшой период времени почти все, не говоря уже о том, какой опасности подвергаются тренирующиеся.

 

Занимаясь тренировкой самостоятельно, всегда необходимо помнить об экономии сил, так как при отсутствии инструктора приходится самим выполнять часть его функций.

 

Тренироваться следует 3-4 раза в декаду.

 

При самостоятельных занятиях, кроме «практических указаний» «Тактики применения приёмов», помнить:

 

1) о правильном расходовании своих сил;

 

2) о недоведении приёмов до конца* (рычаги, выверты, дожимы).

 

3) о непроведении приёмов рывками.

 

* Ни в коем случае не оспаривать у противника проведённые приёмы, стараясь доказать это практически, а лишь разбирать их как указано выше.

 

В этой тренировке вырабатываются, главным образом, тактические навыки.

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: «Динамо», 1933

Часть 3

Глава 8. Тактика применения приёмов

 

 

Часть 3

 

Глава 8

 

ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЁМОВ

 

В этой главе даются основные указания по тактическому применению приёмов, весьма важные для практической работы по «САМ».

 

Каждый борец, основываясь на этих указаниях, сам развивает и совершенствует более излюбленные и свойственные ему способы, сообразно индивидуальным наклонностям, физическому состоянию и характеру.

 

Значение тактики при применении приёмов можно до некоторой степени сравнивать с работой головного мозга при координации наших движений, так как в обоих случаях физическая работа управляется психикой. В основном для достижения успеха необходимо стремиться к практической реализации принципа: «с наименьшей затратой энергии получить больше результатов».

 

Победа должна быть достигнута при наименьшей затрате энергии.

 

Стремление борца всякой дисциплины — фехтования, борьбы, бокса и т.д. — выражается в экономии своей энергии, в частности в стремлении напасть на противника врасплох, то есть воспользоваться его неподготовленностью, промахом и более слабыми уязвимыми местами, открытыми или самим противником без принуждения другой стороны, или вследствие некоторых комбинаций, применённых к нему.

 

Таким образом, применению приёмов должен предшествовать тактический подход, во избежание завязки единоборства на силу, которая не всегда даёт определённые практические результаты.

 

В «САМ» больше, чем в какой-либо другой дисциплине, необходимо разумное управление своими действиями и использование навыков для достижения своей конечной цели.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: «Динамо», 1933

Часть 3

Глава 8. Тактика применения приёмов

8.1. Практические указания

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Ниже изложенные основные указания по тактическому применению приёмов рассчитаны как для начинающих или малоопытных, так и для опытных борцов, приходящих без этих указаний к беспорядочной работе с частыми повреждениями.

 

Состязающиеся, выходя на ковёр, должны помнить и следовать следующим, чаще всего встречающимся в нашей практике, указаниям:

 

1) ознакомиться с физическими и психическими качествами противника;

 

2) не делать бесцельных движений;

 

3) не напрягаться, когда в этом нет необходимости;

 

4) показывая обман, стремиться к введению противника в заблуждение и тем самым достигнуть цели;

 

5) к пассивности противника относиться осторожно;

 

6) при активности противника быть хладнокровным, а при схватке не терять ориентации.

 

Принимая во внимание трудность выполнения при практической работе всех указаний сразу, необходимо пункты 2 и 3 практических указаний из тактики применения приёмов провести последовательно. По достижении некоторого навыка в них можно приступить к применению остальных пунктов, имеющих огромное значение при общей тренировке и состязании, а потому с ними в дальнейшей работе придётся всё время иметь дело.

 

При разработке пунктов 1, 5 и 6 руководитель должен выявлять индивидуальные способности каждого борца и развивать их в должном направлении, давая для этого соответствующие указания.

 

Получающиеся во время тренировки или состязания более интересные и имеющие значение комбинации необходимо записывать с указанием фамилий проводивших их в первый раз, чтобы в дальнейшей работе можно было их при случае применить.

 

Рассмотрим эти указания подробнее, по пунктам.

 

Ознакомление с противником

 

Ознакомление с противником начинается с выхода его на ковёр, где следует обратить внимание на рост и телосложение противника. При большом росте противника, например, удобно из стойки производить захваты за ноги.

 

Телосложение имеет значение в приёмах, требующих применения большого усилия, например захватах за ноги с подниманием на себя, требующие крепких мышц спины и живота.

 

Ознакомление с психическими качествами противника имеет ещё большее значение. Тактика по отношению к противнику, в зависимости от выявленных его психических качеств, подробно излагается ниже, в характеристике пунктов 5 и 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.045 с.)