Методо-педагогические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методо-педагогические указания



 

1. Устранять встречающиеся недостатки из первого урока, прерывая схватки; если же встречается очень большая ошибка, то нужно остановиться на ней и доказать нецелесообразность её практического применения, как в первом уроке.

 

2. Следить, чтобы нападающий работал с обманом и чтобы обман действительно вводил обороняющегося в заблуждение, для чего иногда прерывать схватку и спрашивать, где и какой обман делал нападающий, для чего и достиг ли нападающий цели, т.е. введения в заблуждение обороняющегося. Это делать в том случае, если руководитель не видит обманов нападающего. При слабом проведении нападающим обмана руководитель наглядной работой с кем-либо показывает правильность применённого обмана.

 

3. При хорошей работе нападающего и при слабой защите обороняющегося руководитель может усложнить нападающему борьбу выделением ещё незначительных средств защиты, например, позволяет обороняющемуся несколько шагов с места.

 

4. Добившись довольно чистого проведения обмана и зафиксировав его наиболее важные моменты в работе, можно переходить к третьему уроку.

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: ЦС «Динамо», 1933

Часть 2. Тренировка

Глава 5. Односторонняя тренировка

5.4. Третий урок — урок на все приёмы

 

 

ТРЕТИЙ УРОК — УРОК НА ВСЕ ПРИЁМЫ

 

Основная установка

 

Нападающий Обороняющийся  
Применение всех приёмов в более сложных условиях.   Приёмы:   Все приёмы в стойке и их варианты, за исключением «рычагов вверх» и работы на пальцах.   Более широкое применение защиты.
Возможность обороняющегося передвигаться не позволяет провести часто применявшегося в предыдущих уроках приёма «Загиб руки за спину». Приседания и большие наклоны в сторону ослабляют действенность некоторых вариантов «Рычага вниз». Часто приходится пользоваться переходами и обманами. Напряжение полное. Обороняющийся имеет право не стоять на месте, а передвигаться, приседать, наклоняться в стороны, насколько может использовать всё это в целях защиты. Обороняющийся, применяя все эти средства защиты, должен быть очень внимателен, так как после одного неудачного для нападающего приёма может последовать другой. Не забывать, что нападающий применяет переходы и обманы.

 

Достижения некоторых успехов в работе этого урока являются естественным переходом к дальнейшей тренировке.

 

Методо-педагогические указания

 

Здесь следует использовать указания, данные в предыдущих двух уроках.

 

Приучение нападающего к умению широкого применения приёмов «по принципу» — для этого, останавливая схватку, показывать в данном случае, какой вариант и какой именно приём можно применить.

 

Предупреждать нападающего до начала схватки об осторожном применении вариантов «Рычага вниз», а также предупреждать и в самый момент применения его.

 

Можно ограничивать или расширять средства защиты, а также и нападения (количеством приёмов) по усмотрению руководителя, если этого требуют какие-либо условия для более продуктивной работы.

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: ЦС «Динамо», 1933

Часть 2. Тренировка

Глава 6. Односторонняя — с ответом — двухсторонняя тренировка

 

 

Глава 6

 

ОДНОСТОРОННЯЯ — С ОТВЕТОМ — ДВУХСТОРОННЯЯ

ТРЕНИРОВКА

 

С введением возможности для нападения и защиты работать всеми частями тела спортивный интерес у занимающихся значительно возрастает. Занимающиеся, особенно сначала, увлекаясь схваткой затрачивают непроизводительно много усилий и если достигают победы, что бывает редко при такой работе, то она даётся тяжело. Такая работа нарушает сущность самозащиты. Применением искусства самозащиты мы уменьшаем количество затрачиваемой энергии, т.е. чем больше мы прикладываем искусства к работе, тем меньше нам требуется усилий и тем вернее и легче достигается победа. Руководитель не должен пропускать ни одного отрицательного случая, а обязан прерывать схватку и, разъяснять неправильность, доказывая это практически.

 

В этом отделе, особенно в фазисах «А» и «Б», меньше в «В», мы добиваемся во время практической работы, путём беспрерывного осмысленного ведения её борющимися, окончательного устранения особенно вредных и опасных отрицательных качеств силовой работы, горячности и бесцельных действий. В тренировке на одной руке мы устраняем эти вредные качества, но большая ограниченность в средствах защиты, где по заданию он не может помогать свободной своей рукой, позволяет нападающему работать более спокойно. В отделе односторонней тренировки на одной руке мы достигаем положительных результатов сравнительно легко. Так же значительно облегчаются переходы к работе на двух руках туловищем или на земле. Устраняя силовую работу, горячность, бесцельные и часто опасные действия, в то же время мы развиваем положительные качества: хладнокровие, ориентацию и активность. Достигнуть этого при прохождении данного отдела не трудно, но если пройти отдел кое-как, то исправить ошибки впоследствии будет чрезвычайно трудно и даже невозможно. Многое зависит от старания и внимательного отношения руководителя. Хотя его работа не трудна, но она напряжённа и очень кропотлива. Практика показала, что перечисленные три отрицательных качества часто являются одно следствием другого. Например, из начавшейся силовой работы, не дающей положительных результатов, развивается горячность, а вследствие горячности получаются бесцельные движения.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И КОМБИНАЦИИ

 

Работа по плану в тренировке начинается в фазисе «А» стоя для нападающего и в фазисе «Б» стоя же для обороняющегося. Плановая работа должна начинаться с урока односторонней тренировки. Но там работа самая простая — начальная, при которой обучающиеся привыкают к применению элементов, необходимых в дальнейшей тренировке. Первоначальные планы отличаются своей примитивностью, так как борцы ещё не привыкли составлять план, умело его проводить, разрабатывать и проверять при практической работе. Они часто всякий неудачно составленный план стараются заменить новым, не делая попыток разобрать сущность его недостатков и по возможности исправить их. Это ведёт к большому количеству планов и к малому практическому результату. Такое упрощение работы может приучить борца к бесплановой, случайной работе, не дающей положительных результатов с серьёзным противником.

 

С развитием тренировки планы постепенно осложняются и требуют более точной их разработки и обязательной практической проверки, что значительно улучшает их качество.

 

Незначительный результат первоначальных планов, проводящихся в стойке, объясняется большим количеством быстрых и разнообразных движений, проводимых защитой, которые требуют от нападающего большой предусмотрительности и быстрой ориентации, к чему он в первоначальных схватках ещё не привык. С ведением дальнейшей работы приобретается привычка быстрой ориентации, что даёт возможность более точно и всесторонне разрабатывать план. Значительно легче составлять и разрабатывать план на земле, где действия более замедлены и не так разнообразны и неожиданны, этим объясняется отчасти в свободной тренировке стремление борцов проводить большую часть схватки на земле.

 

Хорошо разработанный план должен предусматривать разновидности действий противника, которые он может сделать и использовать их в желательном для себя направлении. Если действия не дают победы, то необходимо предусмотреть, какие действия противника последуют при новом положении и использовать их целесообразно.

 

Чем больше действий противника будет предусматриваться, тем точнее, лучше будет разработан план. Иногда борец, желая воспользоваться определённым действием противника, ожидает, когда последний проведёт таковое. Но противник имеет возможность проводить и другие действия, которые он считает для себя необходимыми. При этом условии путём соответствующих своих действий следует заставить его провести именно нужное вам действие. В этом случае проведение противником ожидаемого действия явится естественным результатом его движения при сложившихся условиях.

 

Проверяя составленный план практической работой, необходимо анализировать причины его неудачи для того, чтобы их при дальнейшей разработке плана можно было устранить. Если при работе недостатков очень много и некоторые из них плохо поддаются устранению, то очевидно, что первоначальный план был плохо составлен. В таком случае приходится или отказаться от него, или, нарушая его сущность, идти по новому направлению, сообразно получаемых данных при работе. Таким образом материал для разработки и уточнения плана необходимо получать из практической работы.

 

В тренировке нападающий составляет свой план, который, конечно, начинается нападением, а обороняющийся составляет свой план, с фазиса «В», начинающийся с защиты. Следовательно, план может начинаться и с нападения, и с защиты.

 

Я привожу здесь для примера два самых простых схематических плана: один — начинающийся с нападения, другой — начинающийся с защиты. В этих планах можно свои действия уточнить, отыскав подходящий момент, учесть в этот момент положение противника и решить, какие действия следует проводить, — это называется разработкой плана.

 

План с нападения

 

Обороняющийся лежит спиной на земле с крепко сцепленными руками. Нападающий, считаясь с качествами противника, находит лучшим для себя работать на его руках, для этого необходимо их разъединить так, чтобы представилась возможность захватить и удержать одну, а на другой стараться сделать приём.

 

Для этого нападающий начинает демонстративно работать, стараясь захватить голову ногами; если обороняющийся защищается, не разнимая своих рук, то нападающий начинает вынуждать его защищаться руками, применяя соответствующие действия (лучше ногами). Когда обороняющийся, разняв свои руки, начинает защищаться ими, то нападающий может использовать работу на руках, но если это почему-либо неудобно, то он не должен сразу открывать свой план. Следует сделать ещё подготовительные действия, чтобы уничтожить неудобство, и тогда уже с большей надеждой на успех применять желательные захваты.

 

Пример. В данной работе не обязательно нужно захватить одну руку ногами для удерживания, она может быть захвачена вместе с головой — это может зависеть от подготовительных действий и положения, какие будет делать нападающий. Равно как и от способа защиты обороняющегося. Всё это нападающий во время работы должен учитывать.

 

План защиты

 

Фазис «Б» переходит в фазис «В»

 

Обороняющийся лежит на земле спиной. Нападающий, стоя на коленях около обороняющегося, начинает работать, отыскивая более удобные места для захвата.

 

Обороняющийся желает, чтобы нападающий начал захват приёмом «За голову и ногу спереди» для того, чтобы самому в известный момент захватить другой ногой за голову нападающего и сделать ему «Захват головы ногами». Если же это не вполне удастся, то, хотя бы придержав голову, стараться сделать что-нибудь с его руками — это будет зависеть от положения, в каком очутится пара во время схватки. Для этого обороняющийся во время работы нападающего, не давая ему понять своего намерения, начинает его соблазнять на «Захват головы и ноги спереди», для чего в удобный момент сгибает свою ногу в колене (находящуюся около нападающего). При удаче пробует проводить свой план до конца. Разработка плана заключается: 1) в умении провести обман; 2) даться на приём до известного предела, учитывая при этом быстроту работы нападающего; 3) делая захват ногой, определить положение своего корпуса и действия рук.

 

Приведённые здесь планы по действиям своим очень коротки. Можно составлять и более длинные планы, но их очень трудно всесторонне разрабатывать, поэтому рекомендуется брать короткие, но разрабатывать их нужно всесторонне.

 

При составлении плана каждый борец, не отдавая себе отчёта, автоматически выбирает приёмы и варианты, проходящие у него с успехом. Этим он невольно показывает особенности своей индивидуальной роботы.

 

План следует составлять заранее, представляя в голове все действия как свои, так и противника. При практической работе следует проверять его, где будут выявляться недостатки составления: непредвиденные действия, проводимые противником, некоторые неудобства при предполагавшихся захватах и т.п. Всё это необходимо по возможности устранять или заменять другими действиями, а потом снова выверять. Только путём подобной и неоднократной выверки можно выработать хороший план, который при случае можно с успехом проводить в более серьёзных схватках.

 

О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

 

Постепенное развитие тренировочной работы указывает на прохождение её в следующем порядке: стоя в захвате, стоя и лёжа.

 

Этот порядок при обучении определяет лучшее усвоение занимающимися самозащиты, где развивающийся спортивный интерес даёт возможность с одинаковым успехом проводить хотя и менее интересные для них, но очень существенные для жизни подразделения тренировки.

 

В отношении же психо-технической трудности легче был бы порядок следующий: лёжа, стоя в захвате и стоя.

 

При этом порядке работа инструктора сложней. От него требуется много внимания и настойчивости, чтобы заставить обучающихся с одинаковым успехом пройти после тренировки лёжа тренировку стоя в захвате и стоя. При последнем порядке работа для занимающихся бывает менее интересна, а потому они стараются по возможности скорее переходить на землю. В этом случае приходится учитывать контингент занимающихся, их отношение к занятиям и успешность. Только при положительных в этом отношении условиях можно проходить тренировку в указанном порядке.

 

Если мы уделяем одинаковое количество времени на тренировку стоя в захвате, стоя и лёжа и проводим все фазисы их, то у нас затрачивается на тренировку стоя и стоя в захвате вдвое больше, чем лёжа. Такого соотношения времени следует придерживаться и если опускают иногда тренировку без захвата стоя, то в этом случае (в каком бы порядке мы не проходили тренировку) необходимо, чтобы на тренировку стоя в захвате приходилось времени в два раза больше, чем на тренировку лёжа.

 

Для большей ясности разберём кратко тренировку в психо-техническом отношении: стоя в захвате, стоя и лёжа.

 

Стоя в захвате. Действия в схватке развиваются быстро. Нервозность, особенно со стороны защиты, увеличивает быстроту действий и придаёт им к тому же большое силовое напряжение.

 

Отсутствие привычки к быстрой ориентировке, в начальной работе, ведёт к её потере, особенно при ускорении темпа, чего совершенно нельзя допускать. Вследствие этого получается много бесцельных действий.

 

Стоя. Возможность большего числа захватов, а вместе с тем и проведения большего количества приёмов, ещё больше нервирует борцов, чем в схватках и в захвате. Ориентироваться так же гораздо труднее.

 

Лёжа. Действия значительно медленнее, чем стоя в захвате и без захвата, несмотря на то, что лёжа прибавляется ещё мощный элемент нападения и защиты — ноги. Всё же по причине замедленных действий борцы чувствуют себя спокойнее. Ориентация значительно легче, чем стоя в захвате и стоя.

 

Таким образом в каком бы порядке постепенности мы не занимались, темп нужно держать такой, чтобы избежать потери ориентации у борющихся. Руководствуясь указанным, следует в дальнейшей работе постепенно увеличивать темп.

 

 

Спиридонов В.А. Самозащита без оружия: Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения. — М.: ЦС «Динамо», 1933

Часть 2. Тренировка

Глава 6. Одно — с ответом — двухсторонняя тренировка

6.1. Стоя в захвате

 

 

СТОЯ В ЗАХВАТЕ

 

 

Рис. 95. Стойка в захвате

 

СТОЯ В ЗАХВАТЕ: ФАЗИС «А» — ОДНОСТОРОННЯЯ ТРЕНИРОВКА

 

Основная установка

 

Нападающий Обороняющийся  
Применение всех приёмов «в стойке» и «с броском». Применение защит в определённые моменты и предугадывание действий.  
«Видеть приём». «Чувствовать защиту».

 

Приёмы:

 

Все приёмы в стойке и с броском, за исключением «рычагов вверх» и «работы на пальцах».

 

Тренировка производится на руках и всех частях тела. Тренировку проводить на ковре.

 

Примечание: В крайнем случае тренировку на руках и верхней части туловища можно проводить на жёстком месте, при этом необходимо учесть, что во время схватки случаются иногда падения, вследствие чего могут быть различные ушибы.

 

В целях более постепенного прохождения тренировки и лёгкого усвоения приёмов необходимо избегать нагромождения большого количества, для чего прохождение фазиса «А» лучше разбить на два подразделения:

 

а) тренировка на руках и верхней части туловища;

 

б) к предыдущему присоединяются ещё приёмы с броском и захватом ног.

 

Такой порядок прохождения содействует также и постепенному развитию ориентации у борющихся. При работе стоя, вследствие быстрых действий со стороны нападающего, потерять ориентацию очень легко.

 

Здесь приводятся несколько характерных вариантов для работы стоя в захвате. Если же работа происходит стоя без захвата, то эти варианты применимы при захвате противником.

 

Нападающему при работе на одной руке обороняющегося, стоя в захвате, или без захвата и на земле, как общее правило, необходимо руки обороняющегося разъединить, чтобы свободная рука его не могла помогать атакованной руке, хватаясь за неё. При работе на земле есть несколько вариантов держания руки ногами, но при работе стоя держать руку нечем, работать же одной рукой, а другой держать — невозможно. Это обстоятельство очень затрудняет и осложняет работу на руках стоя. Разъединение рук стоя производится введением своего туловища между рук обороняющегося, а кроме того при работе на одной руке приходится ещё делать различные движения, главным образом, корпусом, чтобы мешать защищаться другой руке обороняющегося. Такое разъединение очень несовершенно, поэтому работая по пункту «а» сделать приём трудно. К тому же ещё работа стоя осложнена быстрыми движениями.

 

Приведённые здесь варианты необходимо проделать правильно несколько раз. Эти варианты значительно облегчат первоначальную работу в схватках, где не надо будет с самого начала придумывать вариантов приёмов. По образцу приведённых вариантов при дальнейшей работе у обучающихся будут получаться непроизвольно более сложные и ценные варианты. Таким образом по основным приёмам и вариантам их, чаще употребляемым, требуется добиться правильной работы. Достижения же в более совершенном овладении будут тем самым улучшаться вполне закономерно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.051 с.)