III. Изучение темы «Определение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Определение»



1. Повторение изученного об определении.

— Что называется определением?

— Какими частями речи выражается определение?

— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями?

Выполним устно упр. 171, 172; письменно — 175 (повторим правописание приставок и сложных прилагательных) и 176 (повторим правописание не с причастиями и случаи обособления причастных оборотов).

2. Объяснение учителя.

Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?

Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идет, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания:

Сорок первая квартира, балконная дверь, в крутую гору;

Квартира сорок один, дверь на балкон, яйцо вкрутую.

Каждое словосочетание содержит определение. Возьмем вторую пару примеров. Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь какая? балконная; дверь какая? на балкон, дверь куда? на балкон.) Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения.

— Какими способами могут выражаться несогласованные определения?

Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания: мальчик высокого роста, здание в девять этажей; местоимения: их парты, от ее слов, а также инфинитивы: желание победить, мечта встретиться.

 

IV. Тренировочные упражнения

1. Выполним упр. 173, устно комментируя предложения, обозначая согласованные и несогласованные определения.

2. Упр. 174: обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково).

Дополнительные вопросы:

— Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно — согласованное или несогласованное? Добавьте к примерам упр. 174 свои примеры.

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно: щавелевый суп — суп из щавеля; бежевый костюм — костюм цвета беж; клюквенный напиток — напиток из клюквы.

— Всегда ли возможна подобная синонимия?

Комментарий учителя

Нет. Некоторые несогласованные определения не могут преобразовываться в несогласованные. Например: ученики восьмого класса можно заменить лишь на слово восьмиклассники. Возьмем похожий пример: ученики первого класса. Если образовать от несогласованного определения согласованное, смысл изменится: первоклассные ученики — совсем не обязательно первоклассники. Можно подобрать и другие подобные примеры, которые показывают, что с синонимией надо быть осторожнее.

 

V. Подготовка к изложению

На следующем уроке мы будем писать изложение по материалам упр. 178. Прочитаем текст упражнения, определим тему текста, тип речи. Дома вы составите план и устно подготовитесь к изложению.

Дополнительное задание: определить стиль текста. (Тема текста — ценность русского языка. Тип речи — рассуждение. Стиль — публицистический.)

 

Домашнее задание. § 17; упр. 177; 178 (подготовка к изложению).

 

Уроки 28—29. Уроки развития речи. Изложение

Цель уроков: развивать умение учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст; развивать творческие способности учеников, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное.

Методические приемы: обсуждение плана, самостоятельная работа.

 

Ход уроков

I. Обсуждение планов изложения

Примерный план:

1. Язык — самая большая ценность народа.

2. Язык — показатель культуры человека.

3. Русский язык — один из совершеннейших языков мира.

4. Язык как отражение национального характера.

5. Память языка.

II. Чтение текста учителем

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.004 с.)