III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире



1. Слово учителя

Тему нашего первого урока — на доске. Запишите ее в тетради.

Язык — живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются, и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география...) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь...)

Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

2. Вопросы для обсуждения:

— Что может язык?

— Для чего он нужен?

— Каковы его функции?

3. Прочитаем статью учебника (с. 3).

4. Комментарий учителя и задание для обсуждения.

Здесь названы две основные функции языка: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функций главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии. (Обсуждение.)

Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.

 

IV. Составление плана

Прочитайте текст упр. 1 (с. 3) (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). План может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.

Примерный план:

1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)

2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)

3. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)

4. Быть средством общения и средством мысли — основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)

Обсуждение планов.

 

V. Чтение и обсуждение статьи учебника

Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 4) по фрагментам: 1) место русского языка в группе восточнославянских языков; 2) понятие «государственный язык»; 3) функция межнационального общения; 4) международное значение русского языка.

 

VI. Закрепление изученного

Вопросы и задания:

— Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.

— Запишите определение понятия «государственный язык» в тетради.

— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

 

VII. Выразительное чтение

Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).

Домашнее задание

1. Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 5-6 учебника).

2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.

3. Выполнить упр. 5.

 

Урок 2. Повторение изученного в 5—7 классах

Цель урока: поставить задачу на пять ближайших уроков: восстановить и закрепить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Методические приемы: работа с таблицей, лингвистический разбор, элементы литературоведческого разбора.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Вопросы:

1. Какие единицы языка вам известны? Перечислите их от наименьшей к наибольшей.

2. Какие морфемы вы знаете?

3. Как называются разделы науки о языке, изучающие:

— звуки;

— морфемы и способы словообразования;

— словарный состав языка;

— фразеологические обороты;

— части речи и их формы;

— словосочетания, простые и сложные предложения?

— Чем отличаются такие разделы языка, как графика, орфография и пунктуация?

II. Работа со схемой

Запишем схему, отражающую систему языка. Зачитайте ваши варианты. Проверим. (Готовая схема должна быть на доске, а еще лучше — на плакате.)

Графика — Фонетика

Орфография — Словообразование

Лексика

Фразеология

Морфология

Пунктуация — Синтаксис.

Вписываем уточненные данные таблицы в тетради.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)