III. Отработка навыков построения рассуждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Отработка навыков построения рассуждения



1. Слово учителя.

Мы только что попытались найти доводы к высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это известный лингвист, литературовед, историк литературы, ученый-филолог, академик, публицист, недавно ушедший из жизни. Таких, как он, называют совестью нации. Д. С. Лихачев предложил разработать заповеди человечности и сформулировал некоторые из них. Наша задача — построить на основе одной из заповедей рассуждение. Прочитаем задание к упр. 292 и заповеди Лихачева.

2. После чтения учителем заповедей и небольшого обсуждения ученики 8-10 минут выполняют задание, а затем 2-З человека зачитывают свои варианты.

Например:

Уважай мысли и чувства братьев своих. Эта заповедь призывает видеть в другом человеке не чужого, а брата, то есть родного. Значит, и отношение к другим людям должно быть братским, бережным, уважительным. Можно попытаться поставить себя на место другого человека и предположить, что он чувствует, как он думает. Ты сам не хочешь, чтобы другие не считались с тобой, с твоим состоянием, с образом твоих мыслей, образом жизни. Значит, и ты должен считаться с другими.

Например, ты приходишь к человеку радостный, хочешь, чтобы он радовался вместе с тобой, но замечаешь, что он чем-то расстроен. В таком случае лучше сдержать свою радость и попытаться выяснить, что за проблемы у твоего друга, нельзя ли чем-то помочь. Таким образом, ты уважаешь его чувства, стараешься разделить его горе.

Эта заповедь — уважай мысли и чувства братьев своих — относится ко многим жизненным ситуациям.

IV. Пересказ текста-рассуждения

Прочитать и пересказать текст упр. 295. Один раз вслух читает учитель, второй раз — ученики читают про себя.

 

V. Беседа по тексту упр. 295

— К какому типу речи относится текст? Докажите свое мнение.

— Какова основная мысль текста-рассуждения? Найдите ответ в тексте. (Учение с увлечением — счастливая жизнь.)

— Расскажите о своем опыте учения.

 

VI. Подготовка к творческой работе

Попробуем составить текст-рассуждение на тему «Мое отношение к героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (упр. 293).

Рекомендации учителя:

Выберите одного из понравившихся или не понравившихся вам героев. Определите основную мысль: вам нравится (не нравится) этот герой. Приведите доводы в защиту своей мысли. Сделайте вывод. Ваш текст не должен быть большим, достаточно полстраницы. По существу, это будет эскиз к сочинению по «Капитанской дочке».

Обсуждаем варианты, составляем устное рассуждение. Сдать работы можно через урок, времени для обдумывания будет достаточно (опережающее задание).

 

Домашнее задание

Повторить § 26-28, ответить на вопросы для повторения на с. 132, подготовиться к контрольной работе по теме «Однородные члены предложения».

 

Урок 56. Контрольная работа по теме

«Однородные члены предложения»

Цель урока: проверить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; закрепить навыки постановки знаков препинания.

Методические приемы: диктант; грамматическое задание.

 

Ход урока

I. Диктант

Рекомендации: предложения нумеровать, оставлять после каждого предложения чистую строку для выполнения грамматического задания.

1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (И. А. Крылов.)

2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (И. А. Крылов.)

3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)

4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки. (И.А. Крылов.)

5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. С. Пушкин.)

6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А. М. Горький.)

7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

9. В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.

10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным.

11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

 

II. Грамматическое задание

Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, указать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам: I вариант — нечетные предложения, II вариант — четные.)

Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант — № 3, II вариант — № 9.

 

Домашнее задание

Закончить работу по упр. 293 (текст-рассуждение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)