III. Изучение темы «Понятие об однородных членах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Понятие об однородных членах»



1. Повторение.

— Какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены те, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, связаны с одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос.)

2. Выполнение упражнений.

Упр. 260 — устно.

3. Изучение нового теоретического материала.

Предлагаем ученикам самостоятельно изучить § 26 (с. 115) и найти новые для себя сведения. Проверим: однородные члены соединены сочинительной связью; могу быть выражены словами разных частей речи; могут быть распространенными; в предложении может быть несколько рядов однородных членов. Обратим внимание на примечание: повторяющиеся слова не являются однородными членами. Также важно отметить перечислительную интонацию при однородных членах.

4. Упражнения на закрепление.

Упр. 261 — устно; предложение № 3 — письменно, сделать его синтаксический разбор и графически оформить.

Он [Пушкин] изумительно, с блестящим юмором изложил гибким, звонким языком мудрые сказки русского народа.

Отметим, как выражены однородные обстоятельства: первое — наречием изумительно, второе — словосочетанием с блестящим юмором.

Графическое оформление предложения: 1) подчеркнуть однородные члены и соединить их горизонтальной чертой со словами, от которых они зависят; 2) сделать схемы.

Упр. 263 — комментированное письмо.

 

IV. Словарная работа

Записать слово в рамке «интерьер», объяснить его значение.

 

Домашнее задание. § 26 (с. 115), упр. 262.

 

Урок 50. Однородные и неоднородные определения

Цель урока: углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения; научить различать однородные и неоднородные определения; показать синтаксическую роль определений-эпитетов.

Методические приемы: выборочный диктант, объяснения учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Выборочный диктант: записать существительные в три столбика — по числу склонений.

Шампунь, ходьба, сельдь, Суздаль, юноша, сабля, удаль, помощь, судья, задира, май, тюль, чушь, реванш, неприязнь, зодчество, пьеса, корысть, иней, галерея, акварель.

 

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Судья Шампунь Сельдь
Задира Суздаль Удаль
Галерея Май Помощь
Пьеса Тюль Чушь
Ходьба Реванш Корысть
Юноша Зодчество Неприязнь
Сабля Иней Акварель

 

II. Проверка домашнего задания

1. Связный рассказ об однородных членах предложения. Дополнения класса.

2. Упр. 262: 1) взаимопроверка; 2) пересказ текста; 3) выделение однородных членов предложения; 4) объяснение значений выделенных слов.

Комментарии учителя

1. Обратить внимание на предложение с рядами однородных членов и повторяющимся союзом «и»: Поэтому художникам, резчикам, скульпторам заказывали и дорогие оклады икон и книг, и роспись интерьеров, домашней утвари и т. п. Союз «и» повторяется в ряду однородных дополнений: заказывали (что?) и оклады, в роспись, поэтому они разделены запятой. Каждое из этих дополнений, в свою очередь, имеет при себе ряд однородных дополнений. В первом дополнения соединены союзом «и»: оклады (чего?) икон и книг; во втором — интонацией перечисления и союзом «и»: роспись (чего?) интерьеров, домашней утвари и т.п.

2. Значения выделенных слов:

Интерьер — внутреннее убранство помещения.

Утварь — предметы обихода.

Братина — 1) старинный большой шаровидный сосуд, в котором подавались напитки для разливания по чашам при питье вкруговую; 2) большая общая чаша для питья вкруговую.

Гравёр — мастер резьбы по металлу, дереву, кости.

 

III. Изучение темы «Однородные и неоднородные определения»

1. Анализ предложений.

В упражнении 264 найдем определения и постараемся почувствовать разницу между ними. Заметим, что во 2-ом и 4-ом предложениях отсутствует перечислительная интонация между определениями: упорный осенний; тихое летнее.

2. Объяснение учителя.

Однородные определения мы произносим с перечислительной интонацией, можем вставить между ними союз «и»: серые и карие глазки, карие и синие; сдержанный и неясный шепот. В случае неоднородных определений непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое — к словосочетанию, образованному определением и существительным. При этом перечислительная интонация отсутствует: осенний дождь (какой?) упорный; летнее утро (какое?) тихое. Обратим внимание, что ближайшие определения (осенний, летнее) — относительные, а другие (упорный, тихое) — качественные. Они характеризуют предмет с разных сторон.

3. Чтение теоретического материала учебника на с. 117.

Вопрос на усвоение материала:

— В чем особенность определений-эпитетов?

4. Тренировочные упражнения.

Выполним устно упр. 265, 266; выборочно запишем предложения с однородными и неоднородными определениями.

Упр. 267 — письменно. Схемы выполним на доске и в тетрадях.

Ответы. Предложения с однородными определениями: 1, 3, 4, 9, 10; с неоднородными определениями: 2, 5, 6, 7, 8, 11.

 

Домашнее задание

§ 26 (с. 117), упр. 268, 269 (1-е части — первый вариант; 2-е части — второй вариант).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.007 с.)