IV. Роль интонации в предложениях с уточняющими членами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Роль интонации в предложениях с уточняющими членами



Объяснение учителя.

В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла. Например:

1) В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.

Сколько человек сидело в лодке? Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит всего в лодке три человека. Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — еще один человек, разместившийся в лодке, то есть всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.

2) Снег лежал высоко в горах. Снег лежал высоко, в горах.

Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится. Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования.

 

V. Понятие о разделительных и выделительных знаках препинания

Самостоятельное чтение теоретического материала (с. 154), представление его в виде таблицы. Учитель корректирует работу. Необходимо подобрать примеры, иллюстрирующие функции знаков препинания.

 

Разделительные знаки Выделительные знаки
Точка Скобки
Вопросительный знак Кавычки
Восклицательный знак  
Точка с запятой  
Двоеточие  
Многоточие  
Абзацный отступ  
Запятая (одиночный знак) Запятая (парный знак)
Тире (одиночный знак) Тире (парный знак)

 

VI. Тренировочное упражнение

Упр. 346 - комментированное письмо.

 

Домашнее задание. § 31, упр. 348.

 

Урок 73. Практическое занятие

Цель урока: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, повторить типы речи, типы связи слов в словосочетании, типы связи предложений в тексте.

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: различение частиц не и ни.

1) Ни один мускул на его лице не дрогнул.

2) Вы не помните меня, не так ли?

3) Как же нам не веселиться, не грустить от разных бед?

4) Что не сделаешь ради друга!

5) Как ни пытались мы найти разгадку, ничего не получалось.

 

II. Проверка домашнего задания

Упр. 348: чтение «по цепочке» с указанием знаков препинания и объяснением их употребления.

Виды лингвистического разбора — на доске (3 человека); устные ответы на вопросы упражнения.

Комментарий. Тип речи — описание. В 3-ем абзаце связь предложений параллельная, в 4-ом абзаце — цепная.

 

III. Тренировочные упражнения

1. Упр. 347 (повторение типов односоставных предложений, однородных членов предложения и обособления членов предложения): устно разобрать, выполнить письменно по вариантам с последующей взаимопроверкой.

2. Упр. 351: письменно. Стиль — публицистический. Синонимы: лики — лица, святые образы; сражение — битва, бой, схватка, противоборство.

 

IV. Словарная работа

1. Записать слова в рамках: реликвия, прототип, интеллектуальный, эрудиция. Выяснить значение слов, составить предложения с ними.

2. Упр. 349.

3. Упр. 350.

 

Домашнее задание.

Вопросы для повторения на с. 159 (примеры письменно).

 

Урок 74. Контрольный урок

Цель урока: проверить знания учеников по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения».

Методические приемы: устный опрос, диктант, грамматические задания.

 

Ход урока

I. Устный опрос по вопросам учебника (с. 159)

 

II. Диктант

Примечания:

1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

3) Количество предложений и грамматических заданий можно варьировать в зависимости от времени на уроке и подготовленности класса.

1. Полученный ответ рассматривался как согласие.

2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.

3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.

4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.

5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.

6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.

7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.

8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.

9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?

10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.

11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

12. Нельзя работать спустя рукава.

13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.

14. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.

15.Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

16. Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

17. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.

 

III. Грамматические задания

1. Сделать синтаксический разбор предложений № 2, 13.

2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.

3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.

4. Сделать схемы предложений I1, 8.

(Ответы. К заданию 2: односоставные предложения — № 3, 11 — неопределенно-личные, 12 — безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями — 3, 4, 5.)

 

Домашнее задание. Упр. 353.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.72 (0.01 с.)