IV. Изучение темы «Основные виды обстоятельств» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Изучение темы «Основные виды обстоятельств»



1. Повторение изученного об обстоятельстве.

1) Вопросы на повторение:

— Что такое обстоятельство?

— Что общего у обстоятельства и определения? (Обозначают признаки.)

— В чем разница между этими второстепенными членами?

— Какие виды обстоятельств вам известны?

— Чем могут быть выражены обстоятельства?

— К каким членам предложения относятся обстоятельства?

2) Упр. 188 — устно.

2. Самостоятельное изучение таблицы «Основные виды обстоятельств» (с. 85-86 учебника).

3. Объяснение учителя.

В упр. 188 нам встретились обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах, наречиями, фразеологическим оборотом. Кроме того, обстоятельства могут быть выражены деепричастиями (Ко мне, подпрыгивая, подбежал маленький мальчик) и деепричастными оборотами (Старая береза росла, с трудом вбирая корнями соки земли), а также неопределенной формой глагола (В школу приходят, прежде всего, учиться) и сравнительными оборотами (Глубоко в ущелье, как стальной клинок, сверкала узкая река).

Обратим особое внимание на обстоятельства условия, уступки и цели. По сравнению с другими обстоятельствами они встречаются реже. Чтобы распознать их, можно заменять эти виды обстоятельств синонимичными придаточными предложениями, тогда их значение прояснится. Запишем примеры:

При приближении грозы надо выключить все электроприборы = если приближается гроза. Несмотря на ненастье, парад состоялся = хотя было ненастье. По рассеянности перепутал уроки = потому что рассеян.

Так же можно определять виды обстоятельств, выраженные деепричастными оборотами: Немного согревшись, охотник уснул = Охотник уснул, потому что согрелся. Проиграв первый гейм, теннисист всё же выиграл партию = Теннисист всё же выиграл партию, несмотря на то что проиграл первый гейм.

4. Тренировочные упражнения.

Упр. 189, 190 — устно. Упр. 191 — устно разобрать, выполнить письменно.

5. Самостоятельная работа.

Записать в тетради список видов обстоятельств, придумать собственные примеры.

1) образа действия: Все весело рассмеялись;

2) степени: Дело чрезвычайно срочное;

3) места: Вокруг не было ни души;

4) времени: Вскоре прозвенел звонок;

5) условия: При желании всё можно сделать;

6) причины: Впопыхах я оставил билет дома;

7) цели: Я пригласил вас сообщить пренеприятное известие;

8) уступки: Несмотря на оттепель, лыжные соревнования не отменили.

 

Домашнее задание

§ 19; упр. 187 (Усложненное задание: описать местность с использованием обстоятельств разного вида).

 

Урок 32. Обстоятельства,

Выраженные сравнительными оборотами

Цель урока: расширить представления учеников об обстоятельстве; дать понятие об обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами, развивать речь учеников.

Методические приемы: анализ сочинений, обобщение изученного, повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется буква а:

1) к...лорит, 2) оч...рование, 3) к...рнавал, 4) заг...реть, 5) журавли курлыч...т. (Ответ: 2, 3. Желательно объяснить правописание слов.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение и анализ двух-трех сочинений — описаний местности.

2. Теоретические вопросы:

— Что такое обстоятельство и каковы его признаки?

— Назовите основные группы обстоятельств.

— Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

 

III. Обобщение изученного по синтаксической функции инфинитива

Выполним упр. 192. Сделаем вывод о роли инфинитива. Он служит в роли:

а) сказуемого в сочетании со вспомогательными глаголами: Володя начал учиться в родном селе. Мы решили всем классом пойти на концерт.

б) дополнения при глаголах-сказуемых со значением волеизъявления (просьбы, приказа, предложения и т. п.):

Руководитель похода разрешил нам искупаться. Тренер предложил спортсменам явиться на занятия утром.

в) обстоятельства цели: Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.007 с.)