III. Изучение темы. «Дополнение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы. «Дополнение»



1. Слово учителя.

Начнем подробно рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые означают признаки. Дополнение же обычно обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже — от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 161 (устно): здесь дополнения выражены существительными и местоимениями.

2) Упр. 162 (составить предложения и записать их в тетрадях): здесь дополнения выражены только существительными.

3. Способы выражения дополнений.

1) Слово учителя.

Вспомним пары примеров, которые мы рассматривали в теме «Порядок слов в предложении»:

«Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич».

Эти предложения различаются только порядком слов, причем одинаковых слов. Сомнений нет, что в обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Возьмем похожий случай:

Москвич обогнал «Фольксваген». «Фольксваген» обогнал «Москвич».

Порядок слов подсказывает, что подлежащее в обоих случаях находится на первом месте. Но при определенной интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Точно определить, кто кого обогнал, мы можем, только наблюдая происходящее, наблюдая конкретную ситуацию.

Другой сходный пример:

Тополь перерос клен. Клен перерос тополь.

Кто кого перерос? Если мы не видим «картинку», мы не можем этого определить, оба варианта возможны.

Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Например: Солнце заслонило облако. Облако заслонило солнце. Понятно, что по смыслу подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

Итак, если дополнение выражено формой винительного падежа существительного, совпадающего с формой именительного падежа, мы должны исходить из конкретной ситуации, из смысла предложения, формальный подход допускает два варианта: подлежащее и дополнение могут меняться ролями.

Посмотрим, возможно ли выражение дополнений другими частями речи.

2) Самостоятельное чтение теоретического материала (§ 16, с. 75).

3) Выполнение упр. 163 (устно).

4) Задание: придумать свои примеры выражения дополнения разными частями речи, не только теми, что приведены в учебнике. (После обсуждения лучшие примеры записываются в тетрадях.)

Ты опять за старое! (Прилагательное.) Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное.) Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие.) Интересно, кто пел о «прекрасном далеко» в фильме «Приключения Электроника»? (Наречие.) Врач посоветовал мне больше гулять. (Инфинитив.) Собака отлично поняла моё «фу!», но всё-таки колбасы не выпустила. (Междометие.) На льду мы увидели нескольких рыбаков. (Неделимое словосочетание.)

5) Вывод: кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимым словосочетанием.

IV. Тренировочные упражнения

Упр. 163, 165 — письменно.

 

Домашнее задание. § 16; упр. 166 — письменно, 170 — устно.

 

Урок 26. Трудные случаи выражения дополнений

Цель урока: разъяснить трудные случаи выражения дополнений.

Методические приемы: объяснение учителя, словарная работа, работа над речевыми нормами.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Выбрать словосочетания из следующего ряда:

Кожаный мяч, слово и дело, пиджак велик, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, около школы, кафе напротив, пять уроков. (Кожаный мяч, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, кафе напротив, пять уроков.)

Примечания: 1) продолжали учиться, бить баклуши — неделимые словосочетания; 2) остальные слова не являются словосочетаниями: слово и дело — сочинительная связь, пиджак велик — основа предложения, около школы — существительное с предлогом.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

— Что называется дополнением?

— Назовите способы выражения дополнений. Приведите примеры.

2. Упр. 166 — взаимопроверка орфографии; устный разбор упражнения «по цепочке».

3. Работа над речевыми нормами: упр. 170 — проверка «по цепочке».

(Ответы: 1) Мы очень тревожились за наших волейболистов. 2) Все особенно беспокоились о капитане. 3) Мы были бы рады предостеречь их от возможных ошибок. 4) Но сами игроки были полны уверенности в успехе. 5) Вера в победу очень помогла им. б) Первенство было завоевано командой вполне заслуженно. 7) Тренер был удостоен специальной награды.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.008 с.)