Консюмеризм и его значение для маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консюмеризм и его значение для маркетинга



Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца,

места, времени и других факторов.

Консюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.

В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще выступают на рынке не разобщенно и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.

Консюмеризм возник в середине 60-х годов. Его теоретики рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей ” с целью:

- содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

- поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

- поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в мировой практике основными считаются семь прав потребителей.

 

Таблица 2.9

Семь прав потребителей
1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.
2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).
3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение.
4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их пользованием.
5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.
7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

 

Таблица 2.10

Основные положения Закона «О защите права потребителя»
Потребитель имеет право при покупке товара знать его производителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств: - о продуктах питания: состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях; - о товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени: срок годности и дата изготовления.
Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия.
Продавец и изготовитель обязаны обеспечивать всю требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя.
Если продавец не предупредил о недостатках товара, потребитель вправе потребовать либо безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению, либо соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки, либо возмещения убытков.
Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев; для недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение двадцати дней с момента предъявления потребителем требований.
По товарам длительного пользования продавец и изготовитель обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему аналогичный товар с доставкой за свой счет.
По требованию потребителя продавец и изготовитель обязаны немедленно заменить некачественный товар. В случае необходимости дополнительной проверки качества замена должна быть осуществлена в течение двадцати дней с момента предъявления требования. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца.

 

Тема 3. Товарный маркетинг

Вопросы: 1) Типология товаров

2) Товарный ассортимент

3) Качество и конкурентоспособность

4) Марочный маркетинг

5) Товарные стратегии

6) Маркетинг жизненного цикла товара

Товар - предмет или действие, обладающие полезными свойствами

и предназначенные для продажи.

Типология товаров

По потребительскому назначению:

- производственного назначения

- потребительские

- продовольственные и непродовольственные

По иерархии потребностей:

- первой необходимости

- тщательного выбора

- престижные

По времени потребления:

- длительного пользования

- краткосрочного использования

- немедленного потребления

По типу спроса:

- повседневного спроса

- пассивного спроса

- предварительного выбора

- особого (уникального, единовременного) спроса

По товарному поведению:

- лидеры (новинки)

- локомотивы

- тактические

- зазывные

По товарной специализации:

- продовольственные

- непродовольственные

- услуги

По степени новизны:

- принципиально новый

- кардинально усовершенствованный

- модифицированный

- рыночной новизны

- новой сферы применения

 

Товарный ассортимент

Одной из задач маркетинга компании является формирование ассортимента и поддержание его в оптимальном (соответствующем потребностям рынка) остоянии.

 

Товарная номенклатура – совокупность всех товаров, предлагаемых фирмой

Товарная группа – объединение товарных единиц по признаку потребительской или технологической общности, по характеру сырья, отраслевому происхождению.

Товарная единица – минимальная величина, на которую можно разделить

товарную массу без потери присущих ей свойств.

Артикул – краткое определение, символ, номер товара

Ассортимент – совокупность товарных позиций (разновидность товара, единого по потребительскому назначению)

Ассортиментная группа («продуктовая линия») - совокупность товарных видов, объединенных либо принципом функционирования, либо общностью

продажи одним потребителям, либо через одну торговую сеть, либо в одном диапазоне цен

Широта ассортимента - общая численность ассортиментных групп

Глубина ассортимента - варианты каждого товара в рамках ассортиментной

группы

Гармоничность ассортимента - степень близости между товарами разных ассортиментных групп

Насыщенность ассортимента - общее фактическое число товаров

Ложная широта ассортимента - выпуск одинаковых товаров под разными названиями, в разных упаковках, иногда одной фирмой

Основной ассортимент - товарные, приносящие большую часть прибыли

Дополнительный ассортимент - сопутствующие товары

Углубленный ассортимент - товары, удовлетворяющие уникальные желания потребителей

Наполнение продуктовой – линии расширение ассортимента

Удлинение продуктовой линии - выпуск ранее не производимого товара: вниз – более простого и дешевого, вверх – дорогого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.019 с.)