Тема 2. Маркетинг и удовлетворение потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Маркетинг и удовлетворение потребностей



Вопросы: 1) Понятие и типология потребностей

2) Типы потребителей и мотивация потребностей.

3) Моделирование поведения потребителя

4) Понятие и виды спроса

5) Факторы и закономерности спроса

6) Сегментация рынка

7) Консьюмеризм и его значение для маркетинга

Понятие и типология потребностей

Таблица 2.1

Основные понятия

Понятие Определение Нужда чувство, что недостаток чего -либо наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя
Потребность осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание
Потребитель субъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи. Это понятие не идентично понятию«покупатель»: процесс покупки и потребления может осуществляться как одним, так и несколькими субъектами
Потребление процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей
Спрос потребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами

Рис.2.1 Взаимосвязь основных элементов формирования и реализации спроса

 

Исследование потребностей в маркетинге необходимо, чтобы:

- понять причины возникновения и изменения потребностей;

- выявить структуру потребностей и их взаимосвязь;

- определить коммерческие возможности удовлетворения потребностей.

Для того чтобы четко ориентироваться в структуре потребностей,

необходимо в первую очередь, выявить факторы, влияющие на их формирование и развитие.

Рис. 2.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие

Потребностей

 

 

 

Таблица 2.2

Классификация потребностей

Признак классификации Вид потребности
По историческому месту потребления - настоящие - будущие - прошлые
По степени настоятельности - насущные - ненасущные
По степени сопряженности - слабо сопряженные - сопряженные - сильно сопряженные
По степени удовлетворения - удовлетворенные - частично удовлетворенные - неудовлетворенные
По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребности - простые - сложные
По степени выраженности - явные - скрытые
По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребностей - активные - пассивные

 

 

Потребность как объективное явление характеризуется рядом закономерностей.

Дифференциация потребностей проявляется, например, в их возрастных различиях. По этому признаку различаются как абсолютный уровень, так и структура потребности. Для оценки возрастных различий

потребности используется шкала потребностей, которая не абсолютна и

пересматривается в зависимости от места, времени и конкретных условий. Каждому этапу жизненного цикла потребностей должна соответствовать определенная маркетинговая политика, направленная на максимальное удовлетворение этих потребностей с учетом их масштабов и

структурной специфики.

Рис. 2.3. Жизненный цикл потребностей

Рис. 2.4. Зависимость потребления от изменения дохода семьи

(в расчете на душу населения)

Установлена и зависимость потребности от уровня доходов. В

маркетинге данная закономерность, в частности, проявляется в форме

затухающей кривой роста потребления по мере увеличения дохода, а

следовательно, и уровня удовлетворения первичных потребностей. Этот процесс можно смоделировать регрессионным уравнением полулогарифмической функции: Yx = a + b lgx,

где y – спрос, x – доход.

Потребность снижается по мере удовлетворения единовременно и

растет в динамике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.)