Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении



Речь — основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых — жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). То, какие украшения мы носим, какие сорта чая или кофе предпочитаем, как проводим свободное время, — все это также представляет собой определенный вид сообщений, который получил название «невербальные сообщения» (англ, non-verbal ~ без использования слов, несловес­ный).

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

1) выразительных движений тела — так называемое экспрессивное поведение лич­ности (мимика, жесты, позы и т. д.);

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность их. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собе­седником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообще­ниями между людьми, а также их интерпретацию.

Невербальная коммуникация - взаимодействие между людьми с помощью не­речевых средств, обмен невербальными посла­ниями и их интерпретация в да иной ситуации.

Конечно, движения человеческого тела, звуки человеческого голоса или находя­щиеся рядом с человеком предметы будут восприняты как определенные послания только в том случае, если за каждым из них закреплено соответствующее значение, понятное окружающим. Например, в нашей культуре тот, кто одет во все черное, бу­дет восприниматься как соблюдающий траур; покачивание головой из стороны в сто­рону означает, скорее всего, несогласие и т. д. Следовательно, невербальные послания в чем-то аналогичны устной или письменной речи (иногда невербальное поведение называют речеподобной активностью). Использование в литературе оборота <язык тела» отражает это важное сходство вербальной и невербальной коммуникации. Подобно слову, жест или поза также имеют закрепленные за ними в данной куль­туре (в данной ситуации, в данной группе) значения. Правда, в отличие от слова, многим невербальным зна­кам значительно легче придать альтернативное прочте­ние. Известный британский социальный психолог Р. Харре приводит пример утонченной двусмысленности такого невербального сигнала, как покашливание. Если во время разговора один из собеседников начинает покашли­вать, другой воспринимает это как предупреждение, означающее «помолчи, идет пре­мьер-министр». Сам же премьер-министр, входя в комнату, может оценить эти звуки как обычный кашель (то есть ничего не значащий автоматизм) (Харре, 1992). Благо­даря двойственности значения многих невербальных сигналов их нередко предпочи­тают использовать вместо вербального эквивалента.

4.11. Особенности невербальной коммуникации

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить сле­дующим образом (см. табл. 4.1):

Таблица 4.1


ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информиро­вать об отсутствующих предметах или явлениях.

2. Составные элементы вербального со­общения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определен­ным правилам.

3. Вербальные высказывания в значи­тельной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

4. Говорить детей учат специально, се­мья и общество уделяют этсму доста­точно много времени и сил.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. Обмен сообщениями о том, что про­исходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, всту­пившими в непосредственное взаимо­действие.

2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные едини­цы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, простран­ственных перемещений и т. д.

3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преоблада­ют над произвольными, неосознавае­мые над осознаваемыми.

4. Невербальный языклюди, как правило, успешно усваивают сами путем на­блюдения, копирования, подражания.


Первая выделенная особенность невербальных сообщений — их ситуативностъ: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предме­ту разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), дополняющие и противоре­чащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями челове­ка, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Вторая особенность невербальных сообщений — их синтетичность. Экспрессив­ное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий — еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замас­кировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделя­ют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами — путем наблюдения, копирования, подражания.

4.1.2. Функции невербальных сообщений

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведе­ния о:

1) темпераменте человека;

2) его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

3) его «Я»-образе и самооценке;

4) его личностных свойствах и качествах;

5) его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличност­ный контакт, поддерживает его и выходит из него);

6) его социальном статусе;

7) его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к дру­гу. Она включает сведения о:

1) желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или от­даленность);

2) характере, или типе, отношений (доминирование—зависимость, расположе­ние—нерасположение);

3) динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекра­тить его, «выяснить отношения» и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой си­туации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стрем­лении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.

Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;

• опровержения вербальных сообщений;

• замещения вербальных сообщений;

• регулирования разговора.

Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразитель­ной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служит дополнением к ваше-mv речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дуб­лируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использо­ваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слу­шателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестику­лируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак «это важно»).

Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отво­дит глаза в сторону, виновато улыбается и при этом говорит: «В общем-то, да», то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное по­ведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролиру­ет, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или вы­ражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на об­ман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербально­го. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участни­ков выступить.

Регулирование означает использование невербальных знаков для координации вза­имодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон го­лоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее же­лание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес вы­ступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межлич­ностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и Показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, Даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует Невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партне­ру и к себе самому.

Акустическая экстра- просодика лингвис­тика Опти1 кине / <еская сика \ Тактильно-кинесте-зическая такесика Ольфакторная запахи
- паузы ~ темп - кашель - тембр ~ вздох - высота -смех - гром-- плач кость / Вырази­тельные движения - мимика - поза - жесты - походка - контакт глазами Ч Физио­гномика - строение лица и черепа - строение туло­вища - рукопожатие - поцелуй - поглаживание - похлопывание - запах тела - запах косметики
Рис. 4.1. Структурная схема невербального поведения человека. (Из: Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-н/Д.: изд-во Ростов, ун-та, 1986. — С. 33)

4.2. Основные каналы невербальной коммуникации

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуще­ствляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной комму­никации выделяются различные ее виды (рис. 4.1).

Все эти виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодей­ствии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каж­дое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.011 с.)