Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были У стрем. -лены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были У стрем. -лены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.



— Простились... ступай!вдруг сказал он.Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета» (Л. Н. Толстой, «Война и мир»).

* * * «Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

— Допустим, — согласилась Алиса.

Дальше,сказал Кот.Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчи, когда я доволен, и влияю хвостом, когда сержусь. Следователь­но, я не в своем уме.

- По-моему, вы не ворчите, а мурлыкаете, — возразила Алиса. — Во всяком слу­чае, я это так называю» (Л. Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес»).

«Хорошо, — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

— Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич. — Зачем ему твой зая­чий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. <...> Бро­дяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал • низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу доброде-

ь £ек Не забуду ваших милостей» (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»).

В этих сценах из известных художественных произведений описывается то, что можно назвать ритуалами в межличностном общении. Приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками — в выборе всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумеющихся форм поведения мы вовсе не свободны. Нас настойчиво обучают им в детстве (вспомните ставшее идио­матическим словосочетание «волшебное слово») и на протяжении всей последую­щей жизни достаточно строго контролируют, следуем ли мы им.

Что скрывается за вниманием общества к подобным моделям поведения? Како­вы функции социальных ритуалов вообще и межличностных ритуалов, в частности?

7.1. Социальный ритуал

В обыденном сознании понятие «ритуал» чаще всего связывается с религиозным поведением. Вместе с тем все исследователи ритуалов отмечают ряд характеристик ритуального поведения, которые не имеют религиозной или магической окраски, но являются для него обязательными. К их числу относятся:

• упорядоченность действий в ритуале, их стандартизированный набор, стереотип­ность;

• символический характер ритуальных действий, выражающих в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы или индивида;

• устойчивость во времени, повторяемость, воспроизводимость: слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и мало изменяются, если вообще изменяются, от одного случая совершения ритуала к

другому;

• жесткие, санкции в случае отклонения участников от правил поведения;

1 неутилитарность, отсутствие материально фиксируе­мого результата, непосредственной целесообразности в ритуале, его отличие от «рациональной», практичес­кой активности.

Определение социального ритуала, учитывающее пе­речисленные выше черты, звучит следующим образом. Социальный ритуал — это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического Поведения, в котором способ и порядок исполнения дей­ствий строго канонизированы и не поддаются рациональ­ному объяснению в терминах средств и целей.

Социальный

Ритуал

исторически сложившая­ся форма иеинстинктив-ного, предсказуемого, социально санкциони­рованного, упорядочен­ного символического по­ведения, в котором спо­соб и порядок исполне­ния действий строго ка -ионизированы и не под­даются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

В приведенном определении отчетливо отражено значение ритуального поведе­ния для человеческого общества — именно посредством регулярных, повторяющих­ся, четко обозначенных, имеющих устойчивую последовательность действий люди создают саму возможность совместного коллективного существования, прогнозиру-емости социальных событий, а следовательно, задают условия для социального выживания и безопасности.

Функции социальных ритуалов

Практически все исследователи выделяют следующие функции социальных ри­туалов:

• коммуникативная функция;

• функция мировоззренческая (формирование системы культурных символов);

• функция социализации (социальное воспитание, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению);

• функция социального контроля;

• функция укрепления сплоченности группы;

• функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях (в период кризиса следование ритуалам может снимать ощущение тревоги и неблагополучия, тем самым вызывая у людей поло­жительные эмоции).

Одно из важнейших следствий ритуала (как религиозного, так и бытового) — пси­хотерапевтическая компенсация, которая заключается в осуществлении общения, объединении людей, преодолении одиночества, тревожности, разлада с собой, отчуж­денности, обособленности и дает человеку чувство принадлежности к группе — со­циальной, половозрастной, этнической, профессиональной.

Итак, ритуал превращает сложные переживания индивида в согласованную сис­тему символов, предлагает ему образ простого и упорядоченного мира.

7. 1.2. Формы ритуального поведения

Интересно отметить, что такие близкие по содержанию к ритуалу формы поведения, как обычай, обряд, этикет, церемониал, также представляющие собой устойчивые формы человеческих взаимодействий, различаются как в обыденном, так и в теоре­тическом сознании (на что указывает само наличие в языке соответствующих поня­тий). Этот факт еще раз подтверждает разработанность в социальном восприятии и, соответственно, культурную значииость упорядоченных форм социальной жизни.

По мнению специалистов, церемония — более детализированная последователь­ность действий, включающая в себя некоторое число ритуалов. Кроме того, церемо­ния всегда имеет социальный характер, ее не может проводить один человек, тогда как ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные. Этикет, в отличие от социального ритуала, не связан с верой в глубинный ценностный смысл соверша­емых действий или вовлеченность в них сверхъестественных сил. Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале.

Уже в начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель пришел к выводу, что боль­шая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характе-

pa, мало связанных или вовсе не связанных с подлинными волнениями и заботами (Зиммель, 1996). Он предложил рассматривать ритуал как формальную процедуру, как несоответствие внешнего поведения индивида и его внутреннего мира. Так, свет­ское общение целиком ритуалистично: его правила требуют от участников не касать-я реальных жизненных проблем: семейных осложнений, финансовых затруднений, болезней и т. п. Такое общение — продукт сознательного соглашения игнорировать -реальные ценности жизни, выходящие за пределы самой формы общения. Тактич­ный человек не вставит в разговор реплику о собственной личной проблеме, даже если она для него в тысячу раз важнее темы беседы. По Зиммелю, феномен такта и есть феномен ритуализации повседневности.

Подобное понимание ритуала привело к тому, что в общественном сознании ри­туальное поведение воспринимается с определенным негативным оттенком — как неискреннее, поверхностное.

Идеи Г. Зиммеля перекликаются со взглядами Э. Берна, по мнению которого мно­гие формальные ритуалы перестали соответствовать принципу целесообразности и эффективности и превратились в символ лояльности. Ритуалы предлагают безопас­ный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Если включить в анализ психологической и коммуникативной природы ритуала вве­денный Берном концепт «эго-состояний»: (Родитель — Взрослый — Ребенок), то форма ритуала определяется Родительской традицией. С психологической точки зрения, ритуалы представляют собой попытку избавиться от чувства вины и полу­чить вознаграждение путем соответствия Родительским требованиям.

Описание и характеристика Берном такой полуритуальной формы взаимодей­ствия, как времяпрепровождение (см. гл. «Структура межличностного взаимодей­ствия»), отчетливо обнажают социальную и психологическую природу ритуала.

Стереотипность ритуалов означает, что порядок и результат последовательности взаимодействий известен заранее, если, конечно, не случается что-то непредвиден­ное. Какая-то конкретная вечеринка (как типичная форма времяпрепровождения) практически ничем, кроме имен присутствующих на ней людей, не отличается от де­сятка подобных вечеринок, хотя для различных групп типичен разный набор время­препровождений.

Времяпрепровождения можно классифицировать многими способами — напри­мер, по таким социальным признакам, как пол, возраст, семейное положение, нацио­нальная принадлежность, культурный уровень, благосостояние участников. Темы «спорт» и «автомобили» относятся к «мужским разговорам». К «женским разгово­рам» относятся темы «покупки», «кухня», «гардероб». Подростки часто играют в «ухаживание». Наиболее распространенная игра для людей среднего возраста — «до­ходы и расходы» или вариации светской болтовни на темы «как это делается», «по­чем?», «а вы бывали когда-нибудь в...?», «вы знакомы с (таким-то)?», «а что ста-ю с...?». Специфическая особенность времяпрепровождений — они взаимно исклю­чают друг друга. Например, «мужской разговор» и «женский разговор» никогда не смешиваются.

Если на вечеринке кто-то из компании хочет перейти от беседующих в одном углу в Другую группу, то он либо должен присоединиться к новому времяпрепровожде­нию, либо суметь переключить эту группу на новую тему. Хорошая хозяйка обычновладеет ситуацией. В случае необходимости она объявит «программу»: «Мы тут иг­раем в... Хотите принять участие?» Или: «Познакомьтесь, мистер Н — писатель. Он с удовольствием сыграет в...» Великолепный пример компетентной в таких полури­туальных взаимодействиях хозяйки — Анна Павловна Шерер из романа Л. Н. Тол­стого «Война и мир».

Времяпрепровождения не только создают структуру времени и обеспечивают участникам взаимно приемлемые «поглаживания», но и выполняют функцию соци­ального отбора. К концу вечеринки каждый игрок выбирает себе несколько человек с которыми ему захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, не­зависимо от того, насколько интересными или привлекательными они были в тече­ние вечера. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут при­вести к дружбе. Тем самым этот вид взаимодействия, по мнению Э. Берна, способ­ствует подтверждению ролей, избранных человеком, и укреплению его жизненной позиции.

Таким образом, в социальной теории получает все большее признание мнение о том, что ритуальные действия пронизывают любое социальное поведение, представ­ляя собой его символический, коммуникативный аспект. Этим обеспечивается са­мостоятельность проблемы места ритуальных элементов в межличностном взаимо­действии.

7.2. Межличностные ритуалы

В повседневном общении ритуалы выполняют, как правило, те же функции (стаби­лизации отношений, социального контроля, передачи опыта и т. д.), что и в иных видах социального взаимодействия. Однако в отличие от религиозных ритуалов они в значительно меньшей степени стандартизированы и почти не подвергаются рацио­нализации (то есть специальному осмыслению в сознании их участников).

Степень ритуализации реальных жизненных взаимодействий может быть различ­ной. В первой главе данного раздела мы говорили о том, что в качестве самостоятель­ного вида выделяют так называемый социально-ролевой уровень межличностного взаимодействия (или, в терминологии Э. Берна, — ритуалы и времяпрепровождения). Поведение людей на этом уровне можно назвать собственно ритуальным, в то время ^—----_-------------------^ как в структуре делового или интимно-личностного об­щения имеют место лишь отдельные ритуальные момен-

Межлич местные ритуалы

обмен принятыми в об- Напомним, что основная цель взаимодействия насо-

ществе фразами и жеста­ми, уместными в данной ситуации; стереотипные.модели поведения, вы­полняющие функции с тТипизации отноше­ний, социального конт­роля, передачи опыта.

ты (или этапы).

циально-ролевом уровне — подтверждение его участни­ками знания норм и требований социальной среды. Оче­видно, что достижение этой цели возможно только по­средством использования определенных стереотипных моделей поведения, которые, собственно, и представля­ют собой ритуальное поведение: обмен принятыми в об­ществе фразами и жестами, уместными в данной ситуа­ции. Такое общение, осуществляемое ради самого процес-

са поддержания контакта, называют фатическим (дословный перевод - глупое, бес­содержательное; см. также гл. «Речь в межличностном общении»). При этом большая часть вербальных и невербальных ритуальных жестов принимается и воспро­изводится неосознанно, используются типичные для данной среды жесты, выра­жающие то или иное отношение к собеседнику. Это способ выражения своего распо­ложения. Употребление стилевых оборотов, характерных для какой-либо группы одей, свидетельствует о желании человека продемонстрировать свою причастность к этой группе. Чем шире арсенал приемов фатического общения — слов, жестов, ми­мики (а он, как правило, увеличивается с повышением уровня воспитанности и куль­туры, а также опыта общения с разными людьми), тем более автоматическими и не­принужденными они становятся, тем легче человек устанавливает контакты с незна­комыми людьми, безболезненнее входит в новый коллектив.

Если собеседник, в искренности которого вы сомневаетесь, не ленится найти и выразить принятые в данной ситуации слова и жесты, то это можно расценивать как своеобразные знаки внимания, свидетельствующие о том, что партнер, по крайней мере, не хочет открытой конфронтации. При этом люди далеко не всегда рассчиты­вают на искренние чувства. На социально-ролевом уровне решающая роль придается именно демонстрируемой эмоции. Несмотря на всеобщее морально-этическое пори­цание лицемерия, окружающие ревностно относятся к тому, чтобы каждый демон­стрировал чувства, соответствующие месту, времени и происходящим событиям. По­добный формальный прием бывает нелишним даже при самых близких отношениях.

Еще большее значение формальные приемы ролевого общения имеют при вы­полнении профессиональных функций, особенно тогда, когда профессия обязывает к непосредственным контактам с людьми. Однако в социально-ролевых контактах значение формального согласия относительно норм и правил поведения становится решающим.

Таким образом, успешность ритуального взаимодействия зависит в основном от трех факторов:

1) знание норм и правил поведения, характерных для ситуации общения;

2) умение подчинять свое поведение этим правилам (часто вопреки непосред­ственным эмоциям и ощущениям), не смущаясь некоторой неискренностью своих проявлений;

3) умение помочь другому прийги к взаимному согласию, если поведение партне­ра в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о «должном поведении».

Если человек не соблюдает рамки приличия, возведенные в ранг нормы тем или иным обществом или социальной группой, то окружающие делают вывод, что он либо не знаком с ними («чужак»), либо сознательно не считается с установленными нор­мами (противопоставляет себя другим), либо находится в состоянии сильного ду­шевного волнения и требует к себе особого отношения.

Э. Берн также подчеркивал, что основным критерием ритуальных или полуриту­альных способов общения является их социальная приемлемость, то есть то, что при­нято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей произносить приветствия при встрече, соблюдать ритуалы еды, ухаживаний, траура, вести раз­говоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности идоброжелательности. Некоторые приемы имеют сугубо локальное значение, другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осве­домляться о здоровье жены могут поощряться или запрещаться местными традици­ями. Неформальный ритуал (например, прощание) в разных местностях может от­личаться рядом деталей, однако в основе своей он неизменен. Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуются гораздо меньшей свободой. Как правило, именно формальные ритуалы во время встреч предшествуют полури­туальным беседам на определенные темы или времяпрепровождению.

Рассмотрим подробнее основные функции ритуалов в межличностном взаимо­действии.

7 2.1. Ритуалы как способ обозначения границ взаимодействия

Одна из функций ритуалов — обозначение границ взаимодействия, создание опреде­ленной ситуационной рамки, позволяющей участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия.

Приветствия и прощания — знаки начала и завершения встречи, указание на то, какой сценарий социальной ситуации должен быть запущен, какой характер люди намерены придать своим отношениям. Представьте, что при встрече ваш приятель не поздоровался с вами, или читающий лекцию преподаватель, не подводя итогов, не прощаясь, вдруг уходит из аудитории. В каждом из этих случаев нарушен закон яс­ного определения границ социальной ситуации, в результате чего участники взаи­модействия перестают ориентироваться в ситуации и ищут объяснения подобному поведению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.029 с.)