Проблема совместимости в группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема совместимости в группе



Еще одной важной темой, имеющей непосредственное отношение к анализу межлич­ностного взаимодействия в деловой среде, является вопрос о степени взаимосвязанно­сти и взаимозависимости членов коллектива, или целостности коллективного субъек­та как условии совместной деятельности.

Эта целостность достигается за счет сближения мнений, оценок, чувств и поступ­ков членов группы, что может привести к сближению их интересов и ценностных ори­ентации, интеллектуальных и личностных особенностей, а в результате — к уподоб­лению индивидов друг другу в той или иной степени («муж и жена — одна сатана»). В ходе совместной деятельности образуются специфические механизмы регуляции динамики индивидуальных познавательных процессов, совместные стратегии реше­ния задач, общий для группы стиль деятельности, происходит обмен индивидуаль­ными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действи­ями других людей. Условия взаимодействия способствуют расширению информационного пространства, дают возможность увидеть большее количество аспектов решаемой задачи и способов ее ре­шения, а итогом взаимодействия является своего рода унификация представлений у участников деятельности.

Совместимость

оптимальное сочетание свойств участников вза­имодействия, возмож­ность группы в данном составе взаимодейство­вать бесконфликтно и согласованно, что созда­ет условия для эффек­тивной совместной дея­тельности.

Сработанность

согласованность в работе между участниками со­вместной деятельности.

 

В социальной психологии используются понятия со­вместимости и сработанности членов группы.

Совместимость — это прежде всего оптимальное соче­тание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликт­но и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.

Сработанность — это согласованность в работе меж­ду участниками совместной деятельности.

Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимо­действующих людей по отношению к целям их взаимодействия. Для сработанности ведущим является пове­денческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низ­кие эмоционально-энергетические затраты. Ведущий компонент совместимости — эмоциональный: удовлетворенность общением с партнерами, высокие эмоционально-энергетические затраты. Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношений, а сработанность — нацелен­ность на результативность взаимодействия.

К. К. Платонов (Платонов, 1971) выделяет 4 уровня совместимости: физиологи­ческий, психофизиологический, психологический и социально-психологический. На пер­вых двух совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, ди­намических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биорит­мов, основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устой­чивостью к работе в экстремальных условиях. Психологический уровень предпола­гает соответствие характера, мотивов. Социально-психологический уровень основы­вается на согласовании социальных ролей, интересов, ценностных ориентации, куль­турного и общеобразовательного уровней развития.

Основным индикатором совместимости являются эмоциональные переживания при взаимодействии, наиболее ярким проявлением которых служит эмпатия, как осо­бый способ понимания.

Обнаружено, что в успешных диадах партнеры почти не различаются по степени адекватности самооценок, уровню притязаний, способности к восприятию новой ин­формации, мотивационной направленности, эмоциональной стабильности. В не­успешных парах выявлено сходство в невысокой эмоциональной зрелости, низком Уровне самоконтроля, отчетливо выражены различия в самооценке, интеллектуаль­ных способностях.

Установлено, что наиболее значимыми для поддержания благоприятных (по от­ношению к целям деятельности) межличностных отношений являются следующиеиндивидуально-психологические свойства: эмоционально-волевые (высокий само­контроль поведения и эмоций, фрустрационная толерантность), психоэнергетические (работоспособность, активность) и коммуникативные (отсутствие чрезмерной общи­тельности, недоверчивости, подозрительности по отношению к окружающим, завы­шенных притязаний и стремления только к личному успеху) (Журавлев, 1993).

Во многих исследованиях показано, что отношения, основанные на общих ценно­стях и мотивации, больше способствуют эффективности, чем отношения на основе симпатий и антипатий. Гипертрофированное внимание к эмоционально-межличност­ным связям и их усилению может нанести ущерб формированию системы деловых отношений, особенно в только что организованных, а также в слаборазвитых группах и коллективах.

Влияние межличностных отношений на продуктивность совместной деятельно­сти опосредовано сложностью решаемых задач. При относительно простом задании низкие результаты демонстрировали группы, члены которых имели позитивные вза­имоотношения. Это объясняется стремлением поддерживать дружеские отношения и взаимной снисходительностью в ущерб качеству работы. Высокая продуктивность групп с негативными отношениями связывается с критичностью партнеров к пред­ложенным вариантам решения. При усложнении задачи влияние межличностных отношений на успешность работы снижается.

Феномен, противоположный совместимости, — несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение взаимоисключают друг друга. Этот процесс сопровождается субъективной неудов­летворенностью партнеров и пространственно-временной обособленностью. Психо­логическая несовместимость — неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют со­вместной деятельности.

Таким образом, для межличностного взаимодействия в деловой среде характерны ориентация участников на статусно-ролевые позиции друг друга, принципиальное значение групповой и организационной принадлежности партнеров для осуществле­ния коммуникации, рациональный подход к проблеме совместимости. Межличност­ные отношения как бы конструируются, регулируются с помощью выработанных норм и процедур и, в свою очередь, существенно влияют на характер делового обще­ния и эффективность выполняемой работы.

8.2. Межличностное взаимодействие в игре

Игровое поведение людей выявляет важные аспекты межличностного взаимодей­ствия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого об­щения. При этом игра (наиболее наглядно — групповая) включает в свою структуру все Перечисленные в начале главы основные элементы совместной деятельности — цель, объединяющую участников; общность мотивов; взаимосвязанность; особое про­странство и время ее проведения; ролевое поведение участников с соответствующим

распределением между ними отдельных функций; наконец, управление с целью ко­ординации индивидуальных действий игроков. В чем же особенность игровой дея­тельности в сравнении со всякой иной?

Понятие игры

рассмотрим следующие известные определения игры.

Человеческая игра по Д. Б. Эльконину — это такая деятельность, в которой вос­создаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно ути­литарной деятельности (Элъконин, 1978).

Игра по И. Хейзинге — это свободная деятельность, которая осознается как «не­взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако может целиком овладеть играющим, не преследует при этом никакого прямого материального инте­реса, не ищет пользы, совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочение, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчерки­вающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой. Игра есть борьба ^что-нибудь или же представление чего-нибудь (Хейэинга, 1992).

Игры — комплекс скрытых трансакций, отличительной особенностью которых яв­ляется, во-первых, неосознанное стремление каждой из сторон к достижению пре­восходства над другой и получению вознаграждения и, во-вторых, скрытые мотивы их участников. Во время скрытой трансакции участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое (Э. Берн, 1988).

На основе определений, предложенных различными авторами, можно сделать сле­дующие выводы. Игра — свободная, неутилитарная, упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Приведенные определения позволяют выделить ряд аспектов игрового поведения, важных для понимания особенностей межличностного взаимодействия в игре.

Во-первых, игровая деятельность определяется через противопоставление неиг­ровой, для чего используются следующие семантические оппозиции: необходимое — свободное; естественное — искусственное; серьезное — несерьезное.

Игра отмечается как свободная, искусственная, несерьезная; соответственно, не­игровая деятельность — как необходимая, естественная, серьезная. Пересечение гра­ниц данных оппозиций означает переход игровой деятельности в неигровую и обратно.

Во-вторых, в качестве важнейшей структурной характеристики игры отмечается ее замкнутость, закрытость.

Это означает, что нормативные рамки игры, цели, мотивы и интересы играющих ничем, кроме самой игры, не определяются. В своих пределах игра самодостаточна, вы­ход за эти пределы прекращает игру. Именно эта особен­ность проявляется как неутилитарность: игра не решает каких бы то ни было проблем внешнего по отношению

Игра - это, упорядоченная дея­тельность в намеренно ограниченном простран­стве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

к ней мира, она создает и решает только свои собственные игровые проблемы, конст­руирует свою собственную игровую реальность.

В-третьих, замкнутый характер игровой структуры предполагает четкое следование правилам игры, исполнение игроками предписанных ролевых функций, что составля­ет содержание игровой деятельности. Причем предписанность ролевого поведения в игре является значительно более жесткой, чем ролевого поведения в обществе.

В-четвертых, можно выделить как минимум два типа игровой деятельности — «целевую» и «ролевую» (то, что И. Хейзинга сформулировал как «борьба за что-ни­будь» или «представление чего-нибудь»). К первому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятельства­ми. Игры второго типа — те, в которых происходит исполнение ролей, использова­ние масок различной природы, реализация заранее заданного текста.

Наконец, еще одна характеристика игры связана с таким ее свойством, как реф­лексивность, удвоение реальности. Человек знает, что он играет. В процессе игры участники одновременно включены в два рода деятельности: деятельность по поводу игры и собственно игровую; они играют и «по-нарошку», и всерьез. Игрок должен владеть этим двуплановым поведением, иначе игра будет разрушена.

Какой же опыт межличностного взаимодействия приобретают люди в играх?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.009 с.)