Позитивная оценочная обратная связь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивная оценочная обратная связь



Негативная оценочная обратная связь

Нерефлексивное слушание

Рефлексивное (или активное) слушание

Выяснение

Перефразирование

Резюмирование

Эмпатическое слушание

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается способность слушать от способности слышать?

2. Почему при передаче информации от одного человека к другому происходит ее искажение?

3. Какие цели в разных ситуациях может преследовать слушатель?

4. Что должен уметь слушатель, если его цель — анализ и оценка содержания ин­формации?

5. Что такое «обратная связь в межличностной коммуникации»?

6. Какую функцию выполняет оценочная негативная обратная связь?

7. Как осуществляется безоценочная обратная связь?

8. Дайте определение нерефлексивного стиля слушания.

9. В чем отличие активного рефлексивного стиля слушания от эмпатического?

10. Какие речевые обороты не используются людьми, слушающими эмпагически? Почему?

Учебные задания

Задание 1. Выберите партнера. Каждый должен нарисовать на карточке или на листе бумаги три фигуры, состоящие из нескольких прямых пересекающихся линий. Не показывайте рисунки друг другу. Цель упражнения — устно проинструктировать партнера так, чтобы он смог воспроизвести ваши рисунки. При передачи инструк­ции необходимо выполнить три условия:

а) Когда вы объясняете свой первый рисунок, вы должны отвернуться от партне-na и никак не комментировать его усилия. Ему, в свою очередь, также не разрешает­ся разговаривать и смотреть на вас на этой фазе эксперимента. Это — ситуация, ко­гда обратная связь отсутствует.

б) Когда вы описываете второй рисунок, вы можете повернуться и наблюдать за работой партнера. Вы можете комментировать то, что он рисует, но ему так и не раз­решается ни говорить, ни смотреть на вас. Это — ограниченная обратная связь.

в) Наконец, говоря о третьем рисунке, вы можете взаимодействовать открыто: смотреть и комментировать усилия партнера, он может смотреть на вас, задавать во­просы для контроля за точностью своей работы. Это — свободная обратная связь.

Если время позволяет, обменяйтесь ролями.

1. При каком условии копирование происходит быстрее? Почему?

2. При каком условии копирование оказывается более точным? Почему?

3. При каком условии вы чувствовали себя более уверенно В роли отправителя сообщения? Получателя? Почему?

4. При каком условии вы чувствовали себя менее уверенно как отправитель? По­лучатель? Почему?

5. Можно ли обнаружить параллели между этим упражнением и ситуациями в повседневной жизни?

Задание 2. Выберите себе партнера. Расскажите о каком-то событии, произошедшем с вами и оставившем у вас сильное впечатление (5-7 предложений). После того как рассказ закончен, ваш партнер должен сообщить, как он понял эту историю, начиная пересказ фразой «Как я услышал...». Важно, чтобы на этом этапе тот, кто пересказы­вает, не вносил никаких добавлений, суждений или интерпретаций. Он должен по­нять, а не анализировать или оценивать. В то же время он должен пересказывать своим языком, а не просто повторяя рассказ слово в слово.

На следующем этапе рассказчик оценивает, насколько точен пересказ. Если обна­ружились какие-то искажения, он повторяет историю, и слушатель должен еще раз передать, как теперь он понял сообщение.

Достигнув максимально возможного понимания рассказанной истории, партне­ры меняются местами.

После того как оба партнера несколько раз проделали работу, необходимо обсу­дить следующие вопросы:

1. Оказавшись в роли слушателя, насколько точно с первого раза вы сумели по­нять содержание прозвучавшего рассказа?

2. Оказавшись в роли рассказчика, что вы чувствовали, когда ваш партнер пытал­ся понять вас? -

3. Что для вас было наиболее и наименее сложно, когда требовалось понять рас­сказ своего партнера?

4. Сравните полученные ощущения при выполнении задания с вашим повседнев­ным опытом общения.

 

 

  Высказывание Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек
«Гы совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?» озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость
 

а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?»

б) «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. Итак — весь месяц».

в) «Яуверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать».

г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними».

д) «Благодарю за отличный вечер. Обед — фантастический, музыка ~ тоже. Да­вайте встретимся еще».

е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рас­сердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».

Задание 3. Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях? Образец:

РАЗДЕЛ 3. Межличностное взаимодействие

Нередко мы слышим или сами используем фразы типа «не нужно на меня давить», «я загнал его в угол», «она привязала его к своей юбке». Эти и подобные им метафо­рические обороты описывают вполне определенные модели поведения, которые в социальной психологии составляют содержание проблемы межличностного взаимо­действия. Их анализ составит предмет данного раздела, основными вопросами кото­рого являются; структура межличностного взаимодействия, его виды, стратегии и тактики, фактор личного влияния.

Как мы уже знаем, термины «межличностное обще­ние», «межличностная коммуникация» и -«меж­личностное взаимодействие» близки по смыслу, однако указывают на различные аспекты изучае­мой темы. В словосочетании «межличностное вза­имодействие» семантика составляющих его слов привлекает внимание, во-первых, к действиям, ко­торые предпринимают индивиды в отношении друг друга, — на первый план выводятся действу­ющие лица, а инструментально-технологическая сторона общения выступает предметом анализа. Во-вторых, поскольку речь идет о действиях каж­дой из сторон в ответ на предложение другой, то иятерес представляет то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. как дости­гается взаимность между участниками общения.

Очевидно, что для того, чтобы выбрать нуж­ную манеру поведения и форму обращения с дру­гим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в котором происходит взаимодействие. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом меж­личностного взаимодействия. Этому вопросу по­священ первый параграф данной главы.

Определив ситуацию, люди начинают выстраи­вать позиции, позволяющие им достичь своих це-

И в заданных обстоятельствах. Соотношение Ювиций, пристройка к позициям друг друга или «проверка их на прочность» — еще один важный структурный аспект межличностного взаимодей-сгвия, который может быть проанализирован в

 

Глава 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.)