Альтруизм, помогающее поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтруизм, помогающее поведение



Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим обнаруживается уже у трех­летних детей.

Помогающее поведение рассматривается как проявление ответственности. Одним из первых в нашей стране к проблемам альтруизма, милосердия, помощи обратился К. Муздыбаев. В своей книге «Психология ответственности» (Муздыбаев, 1983) он рассматривает две формы ответственного поведения — заступничество и отзывчи­вость, иллюстрируя конкретный экспериментальный материал примерами бескоры­стия и милосердия, которое люди так часто проявляют в экстремальных ситуациях, на фронте и т. д..

Помогающее поведение может исходить как из бескорыстных, безусловных моти­вов, так и эгоистических побуждений.

Психологи (М. Снайдер и др., 1993; Snyder, 1984) в результате исследований вы­делили 6 причин помогающего поведения, которые можно назвать замаскированным эгоизмом:

• знание (желание научиться чему-либо, лучше понимать других);

• карьера (новые связи, расширение перспектив получения работы);

• социальная приспособляемость (добиться одобрения в рамках группы);

• уменьшение чувства вины и избавление от личных проблем;

• увеличение уважения, собственного достоинства;

• выражение ценностей (забота о других как общечеловеческая ценность).

Источником подлинного альтруизма является эмпатия, но с определенными огра­ничениями. Например, Шоу и др. (1994) показали: «Чувствуя, что эмпатия пробуж­дает альтруизм, люди порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы была возможность уйти от чрезмерного включения в них». Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией (по: Манере, 1997).

На альтруистическое поведение влияют ситуация и черты личности.

2.3.3. Влияние характеристик ситуации

Б. Латане и Дж. Дарли инсценировали различные ситуации (Latane, Dariey, 1968) и обнаружили, что число очевидцев оказывает влияние на частоту проявления помога­ющего поведения; чем меньше очевидцев, тем чаще помощь. Эксперимент 1968 г. выглядел следующим образом. В комнату, где испытуемые поодиночке или в груп­пах от 3 до 8 человек заполняли опросник, пускали дым, иногда очень сильный. На­блюдение велось через зеркальную стену. Если человек находился один в комнате, то он проявлял интерес к источнику дыма, вставал с места, сообщал о происходящем. Если же в комнате присутствовало несколько человек, они могли сидеть в дыму, каш­лять, но никто не шел сообщать о возможном пожаре.

С. К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 1992) обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослаб­ляет.

Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный альтруизм, обучение же на реальных ситуаци­ях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теп­лее и дружественнее отношения людей.

М. Снайдер и др. (1974; Snyder, 1984) обнаружили, что водители машин чаще бе­рут путешествующих автостопом, если те, обращаясь с просьбой к водителю, смотрят ему в глаза. Генри и Линда Соломон (1981; Solomon, 1978) подтвердили, что умень­шение анонимности — упоминание имени, личный контакт, уверенность в повтор­ной встрече — увеличивает вероятность оказания помощи.

2.3.4. Влияние черт личности

Набора альтруистических личностных черт не обнаружено. Однако существуют ин­дивидуальные различия при оказании помощи. Эти различия сохраняются в течение определенного времени и наблюдаются у схожих лиц.

Берноф и др. (1991) показали, что чаще помогают высокоэмоциональные, эмпатические и склонные самостоятельно принимать решения люди, а также люди с вы­сокоразвитым самоконтролем. Взаимосвязь личности и ситуации была обнаружена в 172 исследованиях помогающего поведения, в которых приняли участие более 50 тыс. чел.

Установлено, что по отношению к зависимому человеку проявляется больше аль­труизма, милосердия, чем к независимому. То же касается людей приятных, привлека­тельных, знакомых, а также представителей одной с помогающим этнической группы.

Женщины и религиозные люди помогают чаще. Кроме того, чаще оказывают по­мощь счастливые люди (по: Майерс, 1997).

Моделирование альтруизма оказывает влияние на формирование соответствую­щих мотивов. Эксперименты А. Бимана и его коллег (Beaman et al., 1978) показали, что если в ходе эксперимента люди осознают, почему присутствие других удержива­ет их от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.

Таким образом, потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчи­вости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

АЛЬТРУИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

В.Н.Куницыной в 1994-1995 гг. проводилось исследование структуры самосознания в сфере социального интеллекта и социальной компетентности. В исследовании ис­пользовался метод самооценок 19 личностных свойств, объединенных в 3 блока по 6 свойств каждый.

1 блок свойств — «предприимчивость, хватка»;

2 блок объединил свойства собственно социального интеллекта;

3 блок — «компетентность, нормативность поведения» — включал альтруизм, кото­рый в опроснике был представлен (по толковому словарю В. И. Даля) как «готов­ность жертвовать для блага других своими личными интересами».

По программе исследования социального интеллекта было опрошено 204 чел.: сту­денты-психологи 2 курса (35 чел.} СПбГУ, студенты факультета менеджмента (24 чел.), студенты Педагогического университета (71 чел.), курсанты (35 чел.), взрослые-пред­приниматели (27чел.), художники (22 чел.).

Из всех опрошенных групп только студенты-психологи отметили высокое развитие у себя альтруизма и умения ладить с людьми.

Остановимся на наиболее любопытных корреляциях личностных свойств опрошен­ных. Все свойства, кроме организованности, умения владеть собой, предусмотри­тельности, безалаберности и альтруизма, значимо коррелируют с адаптивностью и, следовательно, выполняют основные функции оценивания, ориентации, приспособ­ления, обеспечения успеха деятельности.

По результатам исследования альтруизм можно считать самостоятельным свойством, не имеющим прямого отношения к рассматриваемым явлениям. Отсутствие каких-либо корреляционных связей между мотивацией помощи, измеряемой с помощью специальной шкалы, и самооценкой своего альтруизма говорит о различном их осмыслении, о разных психологических корнях.

Обнаружена значимая положительная корреляция альтруизма и безалаберности и значимая отрицательная корреляция воспитанности, соблюдения приличий и моти­вации помощи. Это означает, что в сознании опрошенных людей существует прави­ло: помогать другим — ненормально, ненормативно, является признаком безала­берности.

Безалаберность, как и альтруизм, расценивается как достаточно противоречивое свойство: с одной стороны, многими воспринимается как широта души («душа на­распашку»), так как положительно коррелирует с общительностью и юмором; с дру­гой стороны, осознание безалаберности как недостатка (и не только осознание, но и отражение реальной структуры личности опрошенных людей) подтверждается зна­чимой отрицательной связью с ответственностью и автономностью, что означает не­совместимость этих свойств на уровне осознания и поведения.

Выводы

1 Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ошущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность», «диском­форт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и вне­шними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека.

2 Под мотивационным кризисом понимается болезненная смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации чело­века, перемена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоот­ношений, трудное прохождение возрастных этапов.

3 Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстно­сти формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и само­оценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к доб­рым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие фрустрации от стресса, угрозы, опасности?

2. Каковы психологические последствия фрустрации и способы выхода из нее?

3. Приведите примеры фрустрации в сфере общения и межличностных отношений.

4. Назовите типы привязанностей и главные их отличия.

5. Может ли помогающее поведение быть эгоистическим?

6. Являются ли альтруизм и помогающее поведение синонимичными понятиями?

 

РАЗДЕЛ II.

Межличностная Коммуникация

Основные вопросы данного раздела будут связаны с коммуникативной стороной межличностного общения (напомним, что структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны). Межличностную коммуникацию можно определить как:

• Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

• Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;

• Взаимодействие, опосредованное символами;

• Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или не­сколькими партнерами;

• Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют воз­можность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Несмотря на некоторые различия, все эти определения привлекают наше внима­ние к двум моментам, а именно: 1) к процессу обмена, то есть взаимосвязи, обращен­ности друг к другу, отклику друг на друга как отличительному признаку непосред­ственного взаимодействия между людьми; и 2) к сообщению (информации) как пред­мету обмена. Иными словами, анализ межличностной коммуникации — это анализ того, как, с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, то есть субъективного опыта, от одного субъекта к другому.

Использование термина «коммуникация» в этом смысле соответствует как исход­ному латинскому слову «communication» (от communico — делаю общим, связываю, об­щаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспор­та, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках. Более того, именно успешное исследование законов получения, хранения, передачи и переработ­ки информации в области кибернетики дало мощный толчок к изучению коммуника­тивных процессов в гуманитарных науках — сначала в лингвистике, а затем и в соци­альной психологии.

Рассматривая вопросы вербальной, невербальной коммуникации и умения слы­шать, мы будем использовать модель коммуникативного процесса, которая первона­чально была разработана в теории информации.

Важнейшая характеристика коммуникативной стороны общения — ее знаковый и интерпретационный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либо знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соот­ветствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает перефор­мулирование, или интерпретацию. Особенности истолкования и понимания передан­ного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия — еще один интересующий нас ракурс рассмотрения межличност­ной коммуникации.

Глава 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.)