Фрустрация потребностей и ее последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрустрация потребностей и ее последствия



Фрустрация, неудовлетворение или блокирование важных социальных потребно­стей, в том числе и потребности в общении, длительная изоляция не проходят для личности бесследно.

Фрустрация (лат.frustratio — тщетное ожидание, об­ман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, об­щей напряженностью. Это состояние возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Фрустрация возникает тогда, когда человек не может ни достигнуть цели, ни отказаться от нее. Близким к фру­страции понятием является «опасность». Однако в опас­ной ситуации существует еще только угроза беды, а воз­никновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась. Поэтому опасность вызывает мобилизирующее психическое состояние, направленное на буду­щее, а фрустрация — состояние, ориентированное на настоящее и прошлое.

Причины фрустрации человек может оценивать как внешние (трудное, нерешен­ное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и внутренние (плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.). Чаще всего люди (особенно дети) склонны считать фрустрацию следствием воздействия внешних об­стоятельств. Если человек рассматривает причины фрустрации как устранимые, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды.

Этот природный механизм, запускающий энергетические резервы в случае помех при достижении цели, социально прогрессивен и индивидуально выгоден для луч­шего приспособления и функционирования как людей, так и животных. При устой­чивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация пада­ет. Тогда может появиться новый мотив.

Фрустрация - (лат. frustratioтщет­ное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфор­том, общей напряженно­стью; возникает в том случае, если не наступа­ют события, которых че­ловек ожидал, не испол­няются надежды, возни­кают преграды на пути к цели.

Продолжающиеся неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, которая в свою очередь приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заи­кание) и к фиксированным реакциям, чаще возникающим под влиянием наказаний.

Непосредственные психологические последствия фрустрации — возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фру­страцию являются агрессия (направленная на других или на себя), рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать его в воздухе. Реальным выходом из этого состоя­ния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию; неосо­знанное отступление выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда проявляются в снах человека.

Отсутствие мотивации в ситуации фрустрации делает человека незащищенным, обидчивым и обреченным на неуспех.

Для изучения фрустрации успешно используется «Методика неразрешимых за­дач», а также «Методика прерванного действия».

2.12. Мотивация

Понятием «мотив» часто обозначаются такие психологические явления, как намере­ние, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной цели. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внут­ренний процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Это начальный этап психической и физической активности.

Мотивация — побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбо­ра оснований для определенной направленности действий.

Мотив ~ это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных раз­личий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

Процессы мотивации могут иметь различную направленность — достичь или из­бежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее; со­провождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует оп­ределенное психофизиологическое напряжение, то есть состояния возбуждения, прилива или упадка сил.

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека может появиться цель — сменить место жительства, а мо­тивы могут быть различными: улучшить свое положение. Сила мотивации и ее активность выражаются в степени влияния на направление и успех деятельности. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до опре­деленного предела; с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начи­нает падать. Так, общительность становится навязчивостью, а стремление к творчес­кому уединению может превратиться в тягостное затворничество.

Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных — при ее низком и среднем уровне. Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптималь­ная сила мотивации.

2.1.3. Мотив достижения и его разновидности

Мотив достижения распространяется не только на сферу трудовой деятельности че­ловека, но и на всю обширную сферу межличностных отношений.

Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разны­ми, но равно притягательными целями. Кроме того, мотивация помогает понять упор­ство, настойчивость, с которыми человек осуществляет действия, преодолевает пре­пятствия на пути к цели, — например, ради сближения с другим человеком, почти не знакомым, может выстроить дальнюю стратегию своей жизни.

В отечественной психологии исследование мотивации достижения началось с изу­чения уровня притязаний; он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. И. М. Палей и В. К. Гербачевский выявили, что уровень притя­заний высокотревожных людей более соответствует их реальному интеллектуально­му уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще неадекват­ны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В. К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех (Палей, Гербачевский, 1972).

Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативны­ми достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от само­оценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики — мини­мальные, по сравнению со средним уровнем своих достижений. Нереалистично вы­сокие или низкие стандарты ведут к «стратегии самопоражения».

Д. Мак-Клелланд и его последователи (1961; по: Хекхаузен, 1986) выделили два вида мотива достижения — стремление к успеху и стремление избежать неудачи (у X. Хекхаузена; НУ — надежда на успех и БН — боязнь неудачи). Были сформированы два направления:

1) изучение особенностей поведения людей с различными характеристиками по­ведения (Мак-Клелланд);

2) анализ ситуативного процесса мотива достижения Дж. Аткинсона, который раз­работал математическую модель мотивационного процесса («модель рискового вы­бора») (цит. по: Кубышкина, 1997).

Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как обычно стараются рисковать обдуманно; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так I как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

2.14. Мотивационный кризис

Смена мотивов при изменении жизненной ситуации человека, преобразование структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профес­сии или семейной ситуации, осложнение отношений нередко вызывают мотивационный кризис. Это понятие описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является чертой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет).

Мотивационный кризис — это смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать измене­ние жизненной ситуации человека, резкая смена профес­сии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаи­моотношений, трудное прохождение возрастных этапов, то есть такое преобразование структуры ценностей и мо­тивов, которое требует ломки привычных стереотипов по­ведения, установок и отношений.

Мотивационный кризис может возникнуть, в частно­сти, как реакция на разочарование в человеке, общение с которым прежде приносило радость и удовлетворение, когда восхищение сменяется унынием или когда человек замечает явные черты манипулятивного, потребительского отношения к себе. Резкое изменение, нарушение отношений всегда влечет за собой перестройку мотивов в сфе­ре общения и отношений, пересмотр своих ценностей и установок.

Избежать мотивационного кризиса или ослабить его действие позволяют специ­ально разработанные курсы мотивационного тренинга, способствующие повышению активности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех.

Методы изучения общения

В данном параграфе речь пойдет о своеобразном методическом резерве отечествен­ной науки — малоизвестных методах изучения и измерения закономерностей и мо­тивации общения и взаимодействия, а также обусловливающих их успешность лич­ностных свойств. Опросники и тесты, хорошо представленные в современной пси­ходиагностической литературе и широко применяемые (такие как 16-факторный опросник Р. Кэттелла, MMPI, опросник ЛИРИ, рисуночный тест Розенцвейга, «Тест юмористических фраз», «Рисунок семьи» и некоторые другие) здесь обсуждаться не будут.

Мотивационный кризис - смена мотивов, к которой человек плохо подготов­лен; трудное прохожде­ние возрастных этапов и житейских кризисов, ко­торое требует ломки при­вычных стереотипов по­ведения, установок и от­ношений.

Кратко характеризуя каждый метод (см. также Приложение № 1), мы не ставили задачу обосновать его или описать полученные с его помощью результаты.

 

Таблица 1.1. Методы изучения межличностного общения и взаимодействия
       
Личностно - коммуникативные свойства Межличностные отношения Социальная мотивация в сфере общения Самоотношение, само­оценка, самоуважение
CPI POI -CAT СМО LSI (ИЖиС)
FPI ОМО БН СОТКУ
СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25
ПАЛ КОСКОМ млп Л К
СИГ «Значимые лица»    
  «Привязанности»    
  «ЛЕБЕДЬ    

 

Наша цель — сориентировать читателя, исследователя в тех возможностях, которые зало­жены разработчиками метода, и в некоторых случаях очертить возможную сферу err практического использования.

Кроме того, дополнительной целью являлось описать методы, на основе которых проводились (в том числе авторами книги) исследования, описанные в других разде­лах.

Авторские бланковые методики представлены в приложении № 2.

Методы изучения межличностного общения можно разделить на 4 группы (см. таб­лицу 1.1).

1. Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств Калифорнийский (CPI) и Фрейбургский (FPI) личностные опросники, СУМО (са­морегуляция и успешность межличностного общения) В. Н. Куницыной, ПАЛ (про­фильный анализ личности) в модификации В. М. Погольши, СИГ (тест социаль­ного интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е. М, Михайловой-Але­шиной).

2. Методы исследования межличностных отношений. В их число вкэдяттест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана (РОIСАТ) и другие методы измерения межлич­ностных симпатий и привязанностей, разработанные Л. Я. Гозманоми его соавторами; ОМО (тест на совместимость) В, Шутца, а также разработанный В/ Н. Кунидыном блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений. В него входят следую­щие методы;

1. AMORE (установки на определенный тип симпатии и любви);

2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый опросник измеряет привязанность к близкому человеку (не родственнику), второй — привязанность к матери);

3. «ЛЕБЕДЬ» (установки и типы поведения в интимных отношениях);

4. АПЭ (авторитетность, понимание и эмоциональная близость в супружестве);

5. «ЗНАЧИМЫЕ ЛИЦА» (партнерский и зависимый типы отношений со значимыми людьми).

Б данную группу входит также опросник КОСКОМ (коммуникативная и соци­альная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отноше­ний[1].

3. Методы исследования социальной мотивации в сфере общения. «Боязнь неуда­чи» (БОН) Элерса, «Мотивация социального успеха» (СМО) Г. Айзенка, Опросник Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измерения аффилиации).

4. Методы измерения самоотношения, самооценки, самоуважения и психологиче­ской защиты.

СОТКУ В. Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 — самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (LSI) и Е. В. Чумаковой для исследования меха­низмов психологической защиты; ИЖИС — методика «Индекс жизненного стиля», ЛК — личностный контроль.

В Приложении № 1 будут рассматриваться преимущественно те методы изучения общения, которые вошли в практику исследовательской работы отечественных пси­хологов за последнее десятилетие.

Следует заметить, что еще целый ряд особенностей межличностного общения — таких, например, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совме­стимость и ее факторы — ждут своих исследователей и новых методов изучения. Не­обходимо также уделить внимание разработке проективных и полупроективных ме­тодов изучения общения и его результативности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.026 с.)