Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрустрация потребностей и ее последствияСтр 1 из 52Следующая ⇒
Фрустрация, неудовлетворение или блокирование важных социальных потребностей, в том числе и потребности в общении, длительная изоляция не проходят для личности бесследно. Фрустрация (лат.frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью. Это состояние возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фрустрация возникает тогда, когда человек не может ни достигнуть цели, ни отказаться от нее. Близким к фрустрации понятием является «опасность». Однако в опасной ситуации существует еще только угроза беды, а возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась. Поэтому опасность вызывает мобилизирующее психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация — состояние, ориентированное на настоящее и прошлое. Причины фрустрации человек может оценивать как внешние (трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и внутренние (плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.). Чаще всего люди (особенно дети) склонны считать фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если человек рассматривает причины фрустрации как устранимые, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Этот природный механизм, запускающий энергетические резервы в случае помех при достижении цели, социально прогрессивен и индивидуально выгоден для лучшего приспособления и функционирования как людей, так и животных. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. Тогда может появиться новый мотив. Фрустрация - (лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Продолжающиеся неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, которая в свою очередь приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям, чаще возникающим под влиянием наказаний.
Непосредственные психологические последствия фрустрации — возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фрустрацию являются агрессия (направленная на других или на себя), рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете). Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать его в воздухе. Реальным выходом из этого состояния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию; неосознанное отступление выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда проявляются в снах человека. Отсутствие мотивации в ситуации фрустрации делает человека незащищенным, обидчивым и обреченным на неуспех. Для изучения фрустрации успешно используется «Методика неразрешимых задач», а также «Методика прерванного действия». 2.12. Мотивация Понятием «мотив» часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной цели. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Это начальный этап психической и физической активности. Мотивация — побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Мотив ~ это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях. Процессы мотивации могут иметь различную направленность — достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует определенное психофизиологическое напряжение, то есть состояния возбуждения, прилива или упадка сил.
Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека может появиться цель — сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение. Сила мотивации и ее активность выражаются в степени влияния на направление и успех деятельности. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела; с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начинает падать. Так, общительность становится навязчивостью, а стремление к творческому уединению может превратиться в тягостное затворничество. Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных — при ее низком и среднем уровне. Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации. 2.1.3. Мотив достижения и его разновидности Мотив достижения распространяется не только на сферу трудовой деятельности человека, но и на всю обширную сферу межличностных отношений. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, мотивация помогает понять упорство, настойчивость, с которыми человек осуществляет действия, преодолевает препятствия на пути к цели, — например, ради сближения с другим человеком, почти не знакомым, может выстроить дальнюю стратегию своей жизни. В отечественной психологии исследование мотивации достижения началось с изучения уровня притязаний; он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. И. М. Палей и В. К. Гербачевский выявили, что уровень притязаний высокотревожных людей более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В. К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех (Палей, Гербачевский, 1972). Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики — минимальные, по сравнению со средним уровнем своих достижений. Нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к «стратегии самопоражения». Д. Мак-Клелланд и его последователи (1961; по: Хекхаузен, 1986) выделили два вида мотива достижения — стремление к успеху и стремление избежать неудачи (у X. Хекхаузена; НУ — надежда на успех и БН — боязнь неудачи). Были сформированы два направления: 1) изучение особенностей поведения людей с различными характеристиками поведения (Мак-Клелланд); 2) анализ ситуативного процесса мотива достижения Дж. Аткинсона, который разработал математическую модель мотивационного процесса («модель рискового выбора») (цит. по: Кубышкина, 1997).
Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как обычно стараются рисковать обдуманно; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так I как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. 2.14. Мотивационный кризис Смена мотивов при изменении жизненной ситуации человека, преобразование структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профессии или семейной ситуации, осложнение отношений нередко вызывают мотивационный кризис. Это понятие описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является чертой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет). Мотивационный кризис — это смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека, резкая смена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений, трудное прохождение возрастных этапов, то есть такое преобразование структуры ценностей и мотивов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений. Мотивационный кризис может возникнуть, в частности, как реакция на разочарование в человеке, общение с которым прежде приносило радость и удовлетворение, когда восхищение сменяется унынием или когда человек замечает явные черты манипулятивного, потребительского отношения к себе. Резкое изменение, нарушение отношений всегда влечет за собой перестройку мотивов в сфере общения и отношений, пересмотр своих ценностей и установок. Избежать мотивационного кризиса или ослабить его действие позволяют специально разработанные курсы мотивационного тренинга, способствующие повышению активности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех. Методы изучения общения В данном параграфе речь пойдет о своеобразном методическом резерве отечественной науки — малоизвестных методах изучения и измерения закономерностей и мотивации общения и взаимодействия, а также обусловливающих их успешность личностных свойств. Опросники и тесты, хорошо представленные в современной психодиагностической литературе и широко применяемые (такие как 16-факторный опросник Р. Кэттелла, MMPI, опросник ЛИРИ, рисуночный тест Розенцвейга, «Тест юмористических фраз», «Рисунок семьи» и некоторые другие) здесь обсуждаться не будут.
Мотивационный кризис - смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений. Кратко характеризуя каждый метод (см. также Приложение № 1), мы не ставили задачу обосновать его или описать полученные с его помощью результаты.
Наша цель — сориентировать читателя, исследователя в тех возможностях, которые заложены разработчиками метода, и в некоторых случаях очертить возможную сферу err практического использования. Кроме того, дополнительной целью являлось описать методы, на основе которых проводились (в том числе авторами книги) исследования, описанные в других разделах. Авторские бланковые методики представлены в приложении № 2. Методы изучения межличностного общения можно разделить на 4 группы (см. таблицу 1.1). 1. Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств Калифорнийский (CPI) и Фрейбургский (FPI) личностные опросники, СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения) В. Н. Куницыной, ПАЛ (профильный анализ личности) в модификации В. М. Погольши, СИГ (тест социального интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е. М, Михайловой-Алешиной). 2. Методы исследования межличностных отношений. В их число вкэдяттест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана (РОI — САТ) и другие методы измерения межличностных симпатий и привязанностей, разработанные Л. Я. Гозманоми его соавторами; ОМО (тест на совместимость) В, Шутца, а также разработанный В/ Н. Кунидыном блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений. В него входят следующие методы; 1. AMORE (установки на определенный тип симпатии и любви); 2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый опросник измеряет привязанность к близкому человеку (не родственнику), второй — привязанность к матери); 3. «ЛЕБЕДЬ» (установки и типы поведения в интимных отношениях); 4. АПЭ (авторитетность, понимание и эмоциональная близость в супружестве); 5. «ЗНАЧИМЫЕ ЛИЦА» (партнерский и зависимый типы отношений со значимыми людьми). Б данную группу входит также опросник КОСКОМ (коммуникативная и социальная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отношений[1]. 3. Методы исследования социальной мотивации в сфере общения. «Боязнь неудачи» (БОН) Элерса, «Мотивация социального успеха» (СМО) Г. Айзенка, Опросник Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измерения аффилиации).
4. Методы измерения самоотношения, самооценки, самоуважения и психологической защиты. СОТКУ В. Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 — самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (LSI) и Е. В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС — методика «Индекс жизненного стиля», ЛК — личностный контроль. В Приложении № 1 будут рассматриваться преимущественно те методы изучения общения, которые вошли в практику исследовательской работы отечественных психологов за последнее десятилетие. Следует заметить, что еще целый ряд особенностей межличностного общения — таких, например, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совместимость и ее факторы — ждут своих исследователей и новых методов изучения. Необходимо также уделить внимание разработке проективных и полупроективных методов изучения общения и его результативности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.026 с.) |