Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке



Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении. Поэтому на них мы остановимся подробнее.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование.

Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сбли­жении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении. Если же человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретно­го человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и мило­сердии.

Аффилиация

Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить довери­тельные отношения. Все это укладывается в понятие «аффилиация».

Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 289).

Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следу­ет определять этот мотив как взаимное стремление полу­чать удовлетворение от общения и поддерживать контак­ты таким образом, чтобы они не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.

Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия пере­живаний. Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции — стремление к сближению, надежду на аффилиацию (НА) и страх, боязнь отвержения (БО).

Исследователь и психотерапевт Л. Горовиц выделяет два типа поведения, кото­рые лежат в основе любых межличностных отношений: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, — действия типа С (сближение); и поведе­ние, ориентированное на удаление от другого, — действия типа О (отвержение). По­ведение типа С имеет место, когда существует склонность к сотрудничеству, согла­сию, близости и в конечном счете к любви. Действия типа О манифестируют разно­гласия, недоверие, отстраненность и враждебность.

Поведение типа О воздвигает барьеры, которые другим надо преодолеть, чтобы добиться проявлений типа С. Некоторые люди могут бессознательно подавать дву­смысленные сигналы типа: «Ты мне очень нужен, уходи прочь», «Я могу и отказать, но ты все же обратись ко мне», «Ты должен мне звонить, мое право не брать трубку» и т. п. (по: Хекхаузен, 1986).

Аффилиативное общение имеет свои поведенческие проявления (они упорядоче­ны с помощью факторного анализа и выделены по аудиовизуальной записи А. Мех-рабяномв 1971 г.) (по: Хекхаузен, 1986):

• общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);

• длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;

• дружелюбное выражение лица;

• громкость и скорость речи;

• количество жестов, кивков, словесных согласий;

• отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса, рас-, стояние до партнера).

Мотив аффилиации находится в сложных отношениях с мотивом достижения. Известен эксперимент, наглядно показывающий это противоречие. Для решения определенной непростой задачи человеку предлагалось взять себе в помощники парт­нера — либо друга, слабо разбиравшегося в проблеме, либо заведомо неприятно го, но сведущего человека. Сделанный выбор свидетельствовал о том, какой мотив у данного человека является ведущим, что для него важнее — сохранить дружеские отноше­ния (поскольку выполнение задачи было и престижным, и оплачиваемым) или до­биться результата.

Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выра­женным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя, таким образом, свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают Других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чув­ства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.

Альтруизм - это самостоятельный мо­тив, который отличается от других мотивов, осно­ванных на личной выго­де; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способ­ность на безвозмездную жертву ради группы, по­требность отдавать и чув­ство ответственности.

Страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. При анализе составляющих мотива достижения — надеж­ды на успех и боязни неудачи — выявляется другая тен­денция: наличие боязни неудачи существенно снижает надежду на успех.

Аффилиативный мотив выявляется не только в от­ношениях с малознакомыми, впервые встреченными людьми, но вплетается в структуру отношений со зна­чимыми людьми. Об этом свидетельствуют результа­ты исследования аффилиации в студенческом возрасте (см. врезку).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.005 с.)