Эффективность управления командой в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность управления командой в организации



Команда имеет своего лидера (субъекта управления), который реализует функцию управления. В каждом из рассмотренных подходах к выделению командных ролей присутствует роль, отвечающая за лидерство и руководство, так как без управления группа превращается в хаотическое образование.

Майкл Уэст в своей книге «Секреты успешного управления командой» выдел два основных стиля управления командой: трансакционный подход, ориентированный на выполнение задачи, и трансформационный подход, ориентированный на людей. Несмотря на то, что оба стиля имеют схожие цели (выполнить задачу и обеспечить высокий уровень производительности), в них используются разные методы их достижения.

Руководители, использующие трансакционный подход, концентрируют свои усилия на выявлении практических методов улучшения командных действий. Они рассматривают поведение членов команды как продолжение действий всей команды и пытаются воздействовать на них через систему наказаний и поощрений. Последние часто принимают форму более интересных и перспективных проектов для работников, действующих эффективно, и менее привлекательных проектов для тех, кто не оправдывает ожиданий. Ключевой фактор в успешном применении трансакционного подхода – прозрачность решений о поощрениях и наказаниях. Это обеспечивает соблюдение принципов справедливости и формируют систему мониторинга действий группы. Члены команды должны чувствовать, что данный процесс – открытый, справедливый непредвзятый.

Напротив, руководители, применяющие трансформационный подход, уделяют больше внимания самим членам команды, чем ее действиям, стремясь изменить представления участников команды о самих себе в соответствии со своей работой и командой в целом. Добиваются этого зачастую руководители, обладающие харизматическими лидерскими качествами. Они служат примером оптимизма, позитивного подхода и командного духа, способствуя возникновению у членов команды подобного отношения к работе и побуждая их действовать с отчетливым представлением о своем будущем. Кроме того, трансформационные руководители оказывают поддержку отдельным членам команды и тренируют их, помогая преодолевать трудности, а также развивать свои знания, навыки, способности и делать карьеру.

Майкл Уэст утверждал, исходя из своего опыта, что наиболее успешные руководители, стремясь улучшить деятельность команды, сочетают эти управленческие подходы, переключаясь с одного стиля на другой, в зависимости от превалирующей ситуации. Но многие руководители все же предпочитают трансакционный подход: добиться конкретных, поддающихся оценке изменений механизма функционирования команды легче, чем иметь дело с неопределенными проблемами отдельных людей. Однако поскольку команда состоит из людей (по определению, команда объединяет в себе индивидов, взаимодействующих, совместно работающих и осуществляющих новаторскую деятельность), руководитель должен уверенно владеть обоими стилями управления и применять их в зависимости от конкретной ситуации.

Поскольку идеальный руководитель команды, по мнению Майкла Уэста применяет трансакционный или трансформационный стиль управления в зависимости от ситуации, полезно разработать целостную схему управления командой, соединяющую ключевые аспекты каждого стиля в одну модель. Это позволит определить роль руководителя команды, исходя из трех важнейших аспектов: управления, лидерства и тренировки. Задачу управления, как правило, ассоциируют с трансакционным подходом, задачу лидерства и тренировки – с трансформационным.

Управленческий аспект роли руководителя относится к механизму создания и функционирования команды. Руководитель отвечает за создание сбалансированной команды, определяет и распределяет индивидуальные роли для всех ее членов. Он гарантирует справедливое и равномерное распределение рабочей нагрузки, а также разъясняет членам команды границы их полномочий и ответственности.

Руководитель должен установить отчетливые, конкретные и измеримые задачи и убедиться в том, что они выполняются. После того как команда сформирована и начала действовать, задача руководителя состоит в том, чтобы организовать, планировать деятельность команды и способствовать проведению собраний ее членов, а также реализовать систему стимулов и поощрений для влияния на деятельность людей в тех случаях, когда это уместно. Выполнение этих задач требует владения навыками управления временем и отличных организаторских способностей, а также прозрачности, концентрации и уверенности в своих силах.

Для того, чтобы успешно руководить командой, необходимо стать образцом для подражания, совершая такого рода действия и проявляя такие качества, которые хотелось бы видеть у членов команды. Руководитель также отвечает за формирование и поддержание воодушевляющей идеи, мотивирующей команду.

В обязанности руководителя также входит представление команды на уровне высшего руководства: руководитель служит связующим звеном между интересами команды и компании в целом. Решение подобного рода задач требует таких качеств, как честность, прямота и ответственность за свои действия, а также определенная харизма и компетентность в вопросах социального значения.

Аспект обучения требует от руководителя умения играть роль помощника и наставника. Это помогает осуществлять крупные изменения на ранних стадиях формирования команды и создать теплую дружественную атмосферу. По мере развития команды руководитель должен способствовать созданию профессиональных отношений между членами команды, улучшая общение между ними и выступая посредником в спорных ситуациях. Роль руководителя заключается в том, чтобы следить за процессом обучения членов команды, тренируя их в командной деятельности, давая возможность приобрести новые навыки и осуществлять постоянный контроль и оценку. Для этого необходимо развивать собственные коммуникативные навыки и способность к сопереживанию, чтобы должным образом реагировать на запросы членов команды.

Сочетать различные аспекты роли руководителя довольно сложно. Реализация функции менеджера, руководителя или тренера зависит от требований конкретной ситуации. Для того чтобы с легкостью маневрировать между этими тремя ролями, руководитель должен быть уверен в своих силах, обладать гибкостью и чувствовать ситуацию. Эти качества находятся в постоянном развитии. Они подпитываются самосознанием, отсутствием страха совершать ошибки, способностью прислушиваться у другим мнениям и в соответствии с ними (обратная связь) корректировать свои действия.

Одно из важнейших условий эффективности команды – форма управления в команде. Ее необходимо оговаривать с каждым членом команды до начала работы. От формы управления зависит уровень рабочей дисциплины команды.

Из всего многообразия вариантов управления Зинкевич-Евстигнеева в книге «Теория и практика командообразования» выделила три основные формы, модификации которых широко распространены во всех сферах производственной и творческой деятельности команд (таблица 18).

Таблица 4 - Основные формы управления в команде

Наименова-ние формы Краткая характеристика Сфера применения
«Театр одного актера» Используется в командах, имеющих общепризнанного талантливого лидера-профессионала «уникальной пробы». Команда полностью доверяет лидеру, полагая, что никто, кроме него, не предложит более рациональных и продуманных решений. Его распоряжения не подлежат сомнению и критике. Руководитель-лидер осуществляет единоличное управление деятельностью команды, периодически советуясь с членами команды по своему усмотрению. Такая команда исключительно эффективна в своей деятельности до тех пор, пока авторитет руководителя-лидера непререкаем и принимается всеми членами команды почти на подсознательном уровне. Форма управления особенно характерна для интеллектуальной сферы: научные школы различных научных авторитетов, театры-студии талантливых режиссеров и т. д.
«Команда согласия» Наиболее приемлема для малочисленных команд настоящих профессионалов. Каждый член команды «закрывает» автономный участок работ, и его мнение является чрезвычайно важным для команды в целом. Все ответственные решения принимаются коллегиально, реализует их руководитель команды или один из ключевых специалистов команды.   Такая форма организации предпочтительна для творческих команд, управленческих команд, команд каскадеров, узкоспециализированных производственных команд, аварийных команд, команд специалистов-медиков, команд специалистов по рекламе, менеджеров.
«Совет» Занимает промежуточное положение. В советские времена широко использовался термин «совет бригады». Подобная форма уместна для команд большой численности; ядро составляет группа наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных специалистов, чье мнение является определяющим для остальных членов команды. Ответственные решения принимаются после обсуждения с ведущими специалистами команды на совете (планерке, оперативке) команды. Собрание всех членов команды в этих случаях больше похоже на вече, чем на оперативное принятие управленческих решений. Эта форма внутрикомандного управления наиболее приемлема для крупных производственных бригад, научно-исследовательских, педагогических коллективов.

 

Эффективность управления командами, как утверждает Яхонтова Е.С. в книге «Эффективность управленческого лидерства», предполагает соблюдение следующих параметров[8]:

· установление единства видения цели;

· оказание содействия проведению изменений, соответствующих восприятию цели;

· культивирование ответственности членов команды за свои действия;

· делегирование полномочий по выполнению заданий;

· предоставление команде свободы действий и обеспечение их в рамках определенных полномочий;

· совершенствование организационной и командной систем мотивации к достижениям и коммуникации (с целью повышения эффективности организационной деятельности).

Опыт работы тренеров-консультантов по командному развитию Манфреда Геллерта и Клауса Новака позволил им сформировать принципы успешного управления командами[9]. Перечень принципов и их краткая характеристика представлены в таблице 19. Выделенные Яхонтовой Е.С. принципы управления командой нашли свое отражение в принципах управления командами Манфреда Геллерта и Клауса Новака, в которой, на наш взгляд, полностью раскрыты показатели, отражающие эффективное управление командой.

Таблица 19 – Принципы управления командой

Принципы управления командой   Краткая характеристика
1. Совместное (коллективное) определение цели Руководитель не спускает сверху заранее определенные цели, а вырабатывает их вместе с командой.
2. Конкретная формулировка задач После того как определены цели, на их основе формулируются конкретные задачи для каждого в отдельности. Все члены команды должны знать, что им делать.
3. Участие всех коллективной ответственности Идентификация с (под) задачей, равно как и ответственность за результат совместной деятельности, не подлежит делегированию руководству.
4. Коллективное одобрение выработанного решения Вся команда должна решать, окончательно ли разработано решение или же пока не достает некоторых составляющих.
5. Признание и реализация результатов командной работы Даже для руководства полученные командой результаты должны иметь обязательную силу, и оно не имеет права самовольно менять их.
6. Передача всей необходимой по цепи информации Популярен следующий способ демонстрации своей власти: руководство команды не передает дальше по цепи необходимую информацию. Но команда функционирует только в том случае, если председатель вовремя предоставляет каждому члену команды важную для решения его задачи информацию.
7. Чувство собственной ответственности за решение проблемы Командная работа и решение проблем страдают, когда после формулировки цели и распределения заданий руководство команды, довольное собой, умывает руки. Оно обязательно должно разделять ответственность за решение проблемы.
8. Восприятие свежих идей в качестве помощи Часто руководители команды боятся за своей авторитет, если они не являются генераторами оригинальных идей. Но опыт подсказывает, что руководители с интересом принимающие новые мысли и свежие идеи членов команды не теряют ни своего авторитета, ни престижа, наоборот, от этого выигрывает и их работа и отношения с командой.    
9. Поддержка индивидуального развития личности Руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы каждый в отдельности член команды смог раскрыть и развить свои способности, так как в итоге это положительно отразится на результатах совместной деятельности. На практике руководители часто скорее препятствуют этому, чем содействуют, потому что боятся конкуренции.
10. Соблюдение правил игры в команде Договоренности, заключаемые командой относительно своей работы, должны соблюдаться руководством команды. В противном случае в самое короткое время их станут игнорировать и остальные члены команды или возникает скрытая враждебность.
 
 
 

 

Управление командами будет эффективным лишь в том случае, если будут соблюдаться все правила и принципы успешного управления командами, распространяться на каждого отдельного ее члена и сопровождаться вложением средств в их развитие.

Эффективность управления командой полностью зависит от грамотного управления руководителем команды. Наряду с эффективным управлением необходимо рассмотреть и проанализировать эффективность команды в целом, которая зависит от каждого ее члена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.01 с.)