Тема 4. Общие представления о команде. Формирование команды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Общие представления о команде. Формирование команды



4.1 Понятие, содержание и особенности команд в организации

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм - изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Однако вза­имодействие людей в группах протекает не всегда гладко, и не всегда группа достигает постав­ленных целей.

Изучение проблемы работы групп и методов работы с группами становится в настоящее время все более актуаль­ным как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловле­но возрастанием роли коллективной деятельности во всех сферах общественной жизнедеятельности.

В период социальных трансформаций, который переживает российское общество эта проблема приобретает особую важность. Многие люди, лишившись привычных устоев, норм и ценностей, дезориентированы, им приходится менять работу, переучиваться, искать новые способы вза­имодействия с другими людьми. В условиях острой конкуренции существенные изменения происходят и на уровне орга­низаций: меняется их форма соб­ственности, диверсифицируется ассортимент продукции, расширяются объемы и модернизируются технологии производства, увеличивается объемы производства, происходит массовая реструктуризация, включающая сокращение кадров, формирование новых подразделений и структурных единиц. В этих условиях перед руководителями встают задачи поиска нужных и «пра­вильных» людей, быстрая их адаптация, а также повышение произ­водительности и эффективности работы организации в целом.

Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как их использовать в процессе организационного развития, становится важ­ным для руководителей, политиков, психологов и социологов, консультантов по управлению и организационному развитию.

Понятие группы является одним из самых важных в социологии. Организация как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей, служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп. Это объясняется тем, что люди могут сделать значительно больше в группе, нежели действуя поодиночке.

Для эффективного управления организацией необ­ходимо понимать общую социальную структуру организации и особенно­сти входящих в нее различных видов групп людей.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и ре­альные; постоянные и временные; большие и малые. Как правило, именно малые группы чаще встречаются в современных организациях.

В реальной жизни люди объединяются в различные сообщества с незапамятных времен. Считается, что большинство социальных проблем было поставлено уже в философских трудах древности. Но проблема малой группы вовсе не так стара, как могло бы показаться: ни у Платона, ни у Аристотеля, ни в философских трак­татах средневековья она практически не упоминается. М.Г Ярошевский считает, что такое социальное явление, как малые группы, вовсе не является порождением XX века. Но с научной точки зрения проблема малых групп стала рассматриваться только в наше время. Прежде чем стать достоянием научного знания, проблема группы должна была выкристаллизоваться как проблема социальной действительности.

В науке сложились разнообразные подходы к определению понятия «малая группа». Зарубежные (М. Шоу, К. Левин, Р.К. Мертон и др.) и отечественные (Г.М. Андреева, Э.Э. Линчевский, Г.С. Антипина и др.) ученые акцентируют внимание на различных аспектах этого понятия. Объединяет все определения то, что малая группа трактуется как собрание индивидов, которые вступают во взаимодействие друг с другом; число их ограничено; они идентифицируют себя как члены одной группы; вырабатывают общие нормы и специфическую группо­вую культуру; у них есть общая цель.

Малую группу характеризуют как группу, состоящую не менее чем из трех человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющих общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

В рамках организации малые группы определяются как «рабочие группы». Как правило, рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда. Члены группы чаще всего не несут ответственности за общий результат работы; они отвечают только за свою персональную работу, не придавая особого значения общему результату. Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответ­ственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответ­ственности. Рабочие группы полагаются на сумму «индивидуальных преимуществ», необходимых для выпол­нения работы. Они не ставят целью коллективное производство продукта, требующего объединенных усилий.

Каждая организация в ходе своей деятельности решает большой спектр рабочих задач. Ресурсов рабочей группы достаточно для решения легких, не сложных задач, где требуется минимальное взаимодействие с трудовым коллективом. Для решения сложных задач необходима иная форма организации и взаимодействия коллектива – командная.

В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является наличие специалистов. От их квалификации, деловой активности, умение взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависит судьбы людей и перспективы развития организации.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат».

Наличие команды является одним из признаков высокоэффективных организаций. Специалисты по управлению персоналом рекрутинговых компаний заметили, что сотрудники организации, где работа организована посредством групп, в которых большой объем власти, информации, знаний и прав концентрируется в руках высшего звена, постепенно вырабатывают качества, полезные для продвижения вверх по служебной лестнице. К числу таких качеств относятся: навыки манипулирования, индивидуализм, жесткость, бюрократизм, угодничество, карьеризм. Интересно, что перечисленные личностные особенности сотрудников повышают конфликтный фон в организации и деструктивно влияют на ее развитие.

Напротив, работа в команде формирует у сотрудников качества, которые способствуют поступательному росту организации, а именно: навыки сотрудничества, взаимная поддержка, увеличение потенциала каждого и пр. Поэтому формирование команды, навыков работы в команде становится одной из ключевых задач повышения эффективности управления организацией.

Возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности. Команда ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного человека.

Результаты спортивных соревнований показывают, что отсутствие командного духа приводит к поражению в любой игре. Энергия команды помогает начинающим фирмам вырваться вперед и занимать достойное место на рынке. В государственных образовательных и социальных учреждениях команды администраторов и специалистов различных служб достигают высоких результатов.

Однако, несмотря на быстро возрастающее признание заслуг команд в эффективной деятельности организации, до настоящего времени их потенциальные возможности в деятельности большинства организаций практически не ис­пользуются. Одной из причин такого парадоксального факта яв­ляется то, что руководители недостаточно четко понимают, что такое команда, как ее создавать и как использовать.

В русском языке слово «команда» имеет два распространен­ных значения: команда как приказ и команда как группа людей, организованная для определенной цели. Нас интересует второе значение этого слова. Однако и в этом значении термин «коман­да» несет разный смысл для разных людей. Одни, услышав это слово, вспоминают только о спорте, о тренировках; другие – о совместной деятельности, связанной с сотрудничеством и помощью друг другу; третьи думают, что любая группа, которая работает вместе – команда; некоторые полагают, что любая управленческая группа – команда.

Несколько значений термина команда представлено в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: 1) отряд, воинское подразделение; 2) личный состав, экипаж судна; 3) спортивный коллектив во главе с капитаном; 4) группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение.

В Большой российской энциклопедии дается следующее определение – команда (франц. commande, от познелат. сommando – поручаю, приказываю) – временная или постоянная воинская организация численностью от 3 человек и более, предназначенная для выполнения определенных обязанностей по службе или каких-либо работ.

Достаточно разнообразные определения понятия «команда» сформулированы отечественными и зарубежными учеными-экономистами, психологами и социологами, а также специалистами по управлению и менеджменту.

Экономисты делают упор на то, что команда – это самоорганизующийся коллектив, имеющий общую цель, разнообразие задач, сотрудничество.

Э. Уткин считает, что «... команда - это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое».

Специалист по психологии В.В. Авдеев в книге «Формирование команды» дает следующее определение команды: «команда - группа психологически совместимых лиц, объединенных единством стратегических интересов (как в форме целевых управленческих политик, так и в виде показателей оценки результатов деятельности по проведению этих политик), концептуально - технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определенным правилам».

Добренькова Е.В. и Никитин В.Н. считают, что непременным условием превращения группы в команду является сотрудничество, общение, сплоченность и общая цель».

Жуков Ю.М., Журавлев А.В. и Павлова Е.Н. в книге «Технологии командообразования» понимают под командой «…особый способ взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и твор­ческий потенциал сообразно стратегическим целям организации».

Более точное и развернутое определение дал известный социолог Корниенко В.И. Он называет командой «... взаимодействующую на базе разделяемой совокупности ценностей сплоченную группу руководителей предприятий или подразделений, которые самоорганизуясь, четко и гибко распределяя функции и ответственность, проявляя творчество, берут на себя обязательства по достижению общей цели и добиваются высоких результатов управления, связывая заботы об удовлетворении жизненных потребностей подчиненных и себя лично с эффективностью работы организации в целом».

Т.П. Галкина в своей книге «Социология управления: от группы к команде», говорит о команде, как о «... группе людей, имеющих общие цели, взаимодополняющих навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов».

В данном определении подчеркивается три важных момента, характерных для команд.

1. Взаимозависимость. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.

2. Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.

3. Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.

Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп, как утверждает Т.П.Галкина, является наличие синергического эффекта.

Приведем для сравнения несколько определений понятию команда со стороны специалистов по управлению и менеджменту. В. Максвелл, в книге «Шеф и его команда» подчеркивает: «Чтобы стать командой, группа должна иметь общую цель, сотрудничество, общение и сплоченность».

Мик Марчингтон отмечает, что: «для рабочих групп, команд характерны три ключевых признака: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за свою работу и ее анализ».

Майкл Уэст пишет, что «команда - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общих целей, выполняющих отдельные функции и осуществляющих обмен информацией на уровне, необходимом для эффективной координации усилий».

На основе приведенного выше анализ подходов к трактовке понятия «команда», можно сказать, что команда – это эффективная форма взаимодействия членов группы на базе общих и разделяемых целей, ответственности, стремления к достижению конечного результата, где общий результат существенно выше, чем простая сумма отдельных индивидуальных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.018 с.)