Непосредственная профессиональная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственная профессиональная деятельность



Собственно, эти роли задаются кругом должностных обязанностей и функций членов команды:

· Организатор-координатор – как правило, это руководитель группы;

· Главный специалист – члены команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла (2 – 3 человека). Среди главных специалистов тоже можно ввести дополнительные роли в зависимости от специфики их деятельности и индивидуального вклада в профессиональную деятельность команды: «советник», «министр… дел»;

· Напарник, дублер – члены команды, работающие в связке с главными специалистами под их руководством (1 – 2 человека);

· Мастер (умелец, «золотые руки») – член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды; наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.

Подобное ролевое распределение уместно в малых фирмах, иногда – в управленческих командах.

Взаимодействие команды с клиентами, партнерами, внешней средой

Ролевые функции распределяются по принципу «это у него лучше всего получается». Наиболее общими ролями являются:

· Прагматик – наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления; обладающий умением определять риски различных сценариев действий команды;

· Переговорщик – член команды, наиболее искусный в коммуникации, «гений общений»;

· Коммерсант – наиболее «пробивной» член команды, который «все может достать», имеет обширные внешние связи, успешно планирует и формирует идеи;

· Душа команды – наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, ее Импульс и Совесть.

Ситуация решения проблем

Каждый член команды обладает определенными интеллектуальными особенностями. Один «фонтанирует» новыми идеями, другой лучше ориентируется среди готовых инструментов, третий склонен видеть все «в черном цвете», четвертый любит пофилософствовать. Однако если их грамотно использовать при решении проблем, это принесет команде ощутимую пользу. Важно грамотно распределить роли.

В самом общем случае при решении сложных проблем можно выделить четыре основные роли:

· Генератор идей – член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и с широким кругозором, с хорошо развитым творческим мышлением, воображением и фантазией.

· Аналитик – член команды, обладающий склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее законченный вид, сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и обычным людям. Он также обладает способностью и навыками выделения критериев и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет соотносить идею и потребности практики, продумывает технологический цикл реализации идеи, оценивает риски и последствия, составляет общий план совместных действий;

· Реализатор – член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно, руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно распределить роли;

· Конструктивный критик – это тот, кто умеет внимательно выслушать все рассуждения и не побояться сказать: «А у нас это не получиться, потому что мы забыли о…». Когда команда начинает переубеждать Критика, она находит дополнительные аргументы в защиту своей позиции и также может обнаружить и неучтенные риски. Роль Критика в команде – это роль провокатора, стимулирующего проявление конструктивной активности всей команды, благодаря которой любая идея может быть доведена до совершенства.

Важно отметить, что подобное ролевое распределение является базовым для команды, другие же варианты являются модификациями согласно прикладным направлениям деятельности.

Безусловно, работа в команде не требует обязательного распределения всех выделенных ролей. Основа ролевого распределения – это адекватность целям команды, актуальной ситуации и индивидуальным особенностям каждого.

Если сравнить набор ролевых функций в зависимости от факторов определяющих роли в команде и 4 базовых типа метода MBTI, можно сделать вывод, что каждая роль (в зависимости от факторов определяющих роли в команде) имеет свое отражение в структуре личностных характеристик. Распределение ролей по 4 базовым типам может быть следующим:

Непосредственная профессиональная деятельность, должностные обязанности:

NT – Организатор-координатор;

SJ – Главный специалист;

SP – Мастер;

NF – Напарник, дублер.

Взаимодействие команды с внешними партнерами, клиентами:

NT – Коммерсант;

SJ – Прагматик;

SP – Переговорщик;

NF – Душа команды.

«Склад ума» каждого члена команды и конкретные ситуации:

NT – Реализатор;

SJ – Аналитик;

SP – Конструктивный критик;

NF – Генератор идей.

Отличие метода MBTI от опросника «Роли в команде» М. Белбина главным образом заключается в следующем: М. Белбин выделил роль менеджера в команде, а в типологии Майерс-Бриггс выявлены личностные характеристики, которыми может обладать каждый член организации (подразделения). В соответствии с этим можно говорить о том, что концепция Майерс-Бриггс не уступает модели М. Белбина. Поэтому при решении задач сбалансированного позиционировании наибольшее распространение на практике получили эти два подхода.

Основной целью выделения и распределения ролей, исходя из рассмотренных подходов, является повышение эффективности взаимодействия и получение эффективного конечного результата.

Командная работа будет только тогда командной работой, когда внутри команды каждый ее член будет знать свою роль, которая в последствии будет способствовать возникновению устойчивых социальных взаимосвязей с другими командными ролями. Все люди испытывают потребность в осознании своей роли в социальном пространстве общества, а также организации. Рассмотренные подходы способствуют выделению командной роли и принятию ее каждым членом.

В ходе рассмотрения различных подходов к распределению командных ролей невозможно выделить какой-то один из подходов или определить, какой из подходов наиболее удобными. Выбор того или иного метода делает руководитель организации или лидер команды в зависимости от их культуры, уровню взаимодействия, целей и задач создания команды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.007 с.)