Культура - отрасль народного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура - отрасль народного хозяйства



По имеющимся в литературе данным, попытки дать точное определение понятию «культура» предпринимались сотни раз. Одно перечисление этих дефиниций заняло бы, вероятно, не одну главу книги. По счастью, культурологический анализ нескольких определений дает нам право ограничиться обращением к одному из «готовых» определений [31, с. 43].

«Культура - это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, «душа» общества.

Это - материальные и духовные ценности общества.

Это - способ жизнедеятельности людей.

Это - их отношения между собой.

Это - своеобразие жизни наций и народов.

Это - своеобразие жизни наций и народов.

Это - уровень развития общества.

Это - накапливаемая в истории общества информация.

Это - Особая знаковая система» [9, с. 24].

Известный российский культуролог А.И. Арнольдов утверждает: «Первоисточник культуры - жизнь. Из нее культура черпает все: материал, коллизии, идеи и реалии. На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером ее связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом» [1, с. 41].

Вслед за культурологической характеристикой культуры необходимо дать ей характеристику экономическую.

Удачное структурирование отраслей народного хозяйства, позволяющее нам достаточно полно и наглядно представить место «культуры и искусства» в жизни общества, приведено в учебном пособии «Экономика культуры», подготовленном Ф.Ф. Рыбаковым и А.З. Алейником (1992). Народное хозяйство четко подразделяется ими на производственную и непроизводственную сферы. В свою очередь, непроизводственная сфера включает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, кредитную систему, государственное страхование, народное образование, органы государственного и хозяйственного управления. Исследователи предлагают образовать из перечисленных сфер деятельности три самостоятельных группы.

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ за пределами непосредственного производства. Эти отрасли связаны с движением продукта, доведением его до потребителя. Сюда относятся, в частности, коммунальное хозяйство, кредитование, государственное страхование и др.

2. Отрасли, целью функционирования которых является развитие способностей человека, поддержание его здоровья, формирование и удовлетворение культурных потребностей. Иными словами, эта группа отраслей непроизводственной сферы непосредственно участвует в воспроизводстве рабочей силы.

3. Отрасли, обеспечивающие некоторые потребности общества как единого целого. Сюда отнесены управление, охрана и укрепление всех форм безопасности государства ит. д. [53, с. 11].

Социально-культурная сфера занимает в приведенной классификации вторую позицию. Вслед за идентификацией культуры и искусства в качестве отрасли народного хозяйства необходимо структурировать отрасль вглубь. Структура отрасли довольно сложна, она охватывает, в свою очередь, ряд областей трудовой профессиональной деятельности, представляющих собой довольно автономные подотрасли. Среди них - культурное просвещение, театрально-концертная деятельность, киновидеопрокат, изобразительное искусство, краеведение, охрана памятников истории и культуры, туризм, радио, печать, телевидение, издательское дело, книжная торговля, историко-архивное дело, шоу-бизнес, подготовка и переподготовка кадров для отрасли, система материально-технического снабжения (в том числе за счет внутриотраслевого производства средств труда: транспорта, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря и т. д.).

Но и на этом структурирование «культуры и искусства» не заканчивается. В каждой из подотраслей можно выделить и более частные направления деятельности. Так, культурное просвещение можно представить в виде ряда близких сфер деятельности: клубная деятельность, информационно-библиотечное обслуживание, работа парков культуры и отдыха, музейное дело и т. д. К такому уровню структурирования мы вернемся в последующих главах книги при рассмотрении вопросов бизнес-планирования в социально-культурной сфере.

Хозяйственная деятельность и управленческие отношения в социально-культурной сфере регулируются в настоящее время Конституцией Российской Федерации и некоторыми законами, а также подзаконными нормативными актами. В целом ряде статей основного закона зафиксированы права граждан Российской Федерации на пользование достижениями культуры, обоснованы условия для полнокровной культурно- творческой деятельности, сформулированы принципиальные положения о социальной миссии культуры и искусства, их роли в развитии личности, в духовном возрождении общества. Достаточно привести лишь отдельные извлечения из текста

Конституции, чтобы убедиться: функционирование характеризуемой нами отрасли базируется сегодня на серьезной правовой основе.

Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Статья 26. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37. Каждый имеет право на отдых.

Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям...

Права и обязанности государства в области культуры определены другим важным документом - «Основами законодательства Российской Федерации о культуре». Органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления предписывается: поощрять, в том числе и через налоговую ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами; стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материальной базы.

Кроме того, в названном документе определена компетенция в области культуры федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления.

В управлении культурой в целом и отдельными организациями отрасли есть немало особенностей, которые необходимо брать в расчет при разработке и осуществлении бизнес-плана.

Во-первых, в сфере культуры нет ни предмета, ни средств труда, с которыми бы люди вступали во взаимодействие, как это происходит в сфере материального производства. Главное здесь - информационное взаимодействие между людьми, производящими и реализующими культурные ценности, и людьми, их потребляющими. Даже средства массовой информации с их довольно внушительной оснащенностью - не более чем своеобразные каналы передачи информации. В качестве исключения можно назвать немногочисленные специализированные предприятия отрасли, производящие автомобили (автоклубы, библиобусы), театральное оборудование, музыкальные инструменты и прочие атрибуты культурно-творческой деятельности. Здесь мы встречаемся действительно с элементами материального производства, не имеющего, однако, преобладающего значения по отношению к культурно-творческой деятельности.

Воспринимая информацию (научную, художественную, техническую), человек осмысливает ее, анализирует, принимает или отвергает, то есть действует как субъект информационно-культурного обмена.

Во-вторых, человек, включенный в систему духовного взаимодействия, - это не абстрактное существо. Он одновременно принадлежит к числу лиц определенного пола, имеет свою профессию, род деятельности, свои ценностные ориентации и вкусы, у него есть интересы и потребности, он обладает своеобразным характером и темпераментом, является представителем какого-либо слоя общества или социальной группы. В итоге - возникает исключительно многообразный «материал», который надо непрерывно изучать, если работники социально-культурной сферы всерьез намерены формировать и удовлетворять духовные потребности граждан.

В-третьих, следует иметь в виду, что не только общество воздействует на личность, но и личность влияет на развитие общественных процессов. Это взаимовлияние регулирует и культурно-творческие процессы, о чем не следует забывать, если у нас есть цель усовершенствовать общество и осчастливить его граждан, удовлетворяя их духовные потребности и желания.

В-четвертых, в сфере культуры, как нигде в другой области человеческого общения и деятельности, проявляются избирательность внимания, эмоциональная окрашенность представлений о жизни и искусстве, духовные потребности и интересы, симпатии и антипатии, увлечения и способности. Все это крайне важно учитывать как в работе с персоналом организаций, так и в общении с потребителями культурных благ, создающихся не только в присутствии потребителей, но и с их участием.

В-пятых, способы оценки результатов труда и эффективности управленческой деятельности в сфере культуры существенно отличаются от аналогичных параметров в сфере материального производства.

Количественные параметры можно, конечно, просчитать и здесь, но сложнее всего установить качественные критерии. Одно и то же массовое мероприятие производит на отдельные группы зрителей разное впечатление. Качество оказываемых услуг всякий раз оценивается с субъективных позиций.

В-шестых, в социально-культурной сфере, наряду с крупными организациями (предприятиями, учреждениями, учебными заведениями), функционирует немало средних или даже мелких организаций, преимущественно на селе. Они не в состоянии «перекрыть» всех потребностей и желаний потенциальных потребителей, как это можно сделать, к примеру, в столице или крупном областном центре. Отсюда - установка на неполную удовлетворенность работой учреждений социально-культурной сферы, даже при бесспорном старании их персонала.

В-седьмых, в сфере культуры мы встречаемся преимущественно с творческим профессиональным трудом, плохо поддающимся нормированию и вообще какой-либо регламентации. Между тем здесь возникает свое «производство», должны существовать свои планы, программы и т. п., иначе организация не удержится на плаву, станет банкротом, в том числе и в финансовом плане.

В-восьмых, в управлении учреждениями социально-культурной сферы не утратил своего значения принцип оп­тимального сочетания административного руководства и общественного самоуправления. А это означает, что в разра­ботке хозяйственных экономических решений участвует об­щественность - волонтеры, культактив, партнеры и т. д. Когда счет идет на определенные денежные суммы (затраты, дохо­ды, прибыль), это обстоятельство приобретает особый смысл: деньги зарабатываем вместе - профессионалы и волонтеры, а судьбу прибыли решает администрация [31, с. 43—48].

К сказанному остается добавить, что в социально-культурной сфере трудятся люди особого склада. Повышенная эмоциональность, завышенная самооценка, творческие муки, неудовлетворенность собой и коллегами, честолюбие и амби­циозность — все это необходимо учитывать при составлении бизнес-плана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.011 с.)