Тема «Источники финансирования и выплат» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Источники финансирования и выплат»



В этом разделе бизнес-плана отражаются источники, спо­собы, условия и сроки привлечения дополнительного капи­тала. Основными путями являются привлечение инвестиций за счет собственного капитала, получаемого в качестве вкла­да инвестора, и за счет заемного капитала, предоставляемого коммерческими банками в качестве кредита под определенный процент. Потребность в капитале определяется на основании результатов расчетов потока реальных денег.

Задания

1. Составьте перечень возможных кредиторов и (или) ин­весторов и, соответственно, условий по обслуживанию долга для организации салона-парикмахерской, на начальную рабо­ту которой необходимо 25 тыс. долл. Для этого заполните сле­дующую таблицу.

 

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ КРЕДИТОРОВ И ИНВЕСТОРОВ

№ п/п Название бан­ка-инвестора Сумма возможного кредита, долл. Процент­ная ставка и дата Описание обеспе­чения по ссуде Срок (краткий, длитель­ный)
           
           
           
           
Итого        

 

2. Одним из возможных способов финансирования явля­ется лизинговое финансирование. Составьте график лизинго­вых платежей и определите общую сумму расходов лизинго­получателя при следующих условиях.

Стартовая цена оборудования - 1,2 млн руб. Период пол­ной амортизации - 12 месяцев, равномерно по месяцам. Став­ка рефинансирования Центрального банка РФ — 25 % годовых, ежемесячные отчисления в покрытие издержек по оказанию кредитных и других услуг составляют 4 % фактически задейс­твованных финансовых средств.

Полученные результаты запишите в таблицу.

 

 

РАСЧЕТ ВЫПЛАТ ПО ЛИЗИНГУ

Месяцы Остаточная стоимость на начало месяца Амортизацион­ные ежемесяч­ные отчисления Ежемесячные отчисления на покрытие услуг Ежеме­сячные лизинговые платежи
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Итого        

 

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА

№ п/п Характеристика, параметры проекта Требования Раздел бизнес-плана
  Дата начала реа­лизации проекта Дата начала реализации проекта должна быть позднее текущего года (особенно если проект пла­нируется начинать с 1 января) Резюме
  Используемые программные средства Хорошие: Project-Expert, Альт- Инвест (или другие, оговорен­ные заранее) Плохие (требующие дополни­тельного рассмотрения): все ос­тальные пакеты программ, неиз­вестные инвестору Резюме
  Тип использу­емых в расчете цен Весь проект должен быть рас­считан в сопоставимых ценах, ценах одного типа:
  • текущие с учетом НДС;
  • текущие без учета НДС;
  • постоянные с учетом НДС;
  • постоянные без учета НДС ИТ. д.
Титульный лист или ре­зюме
  Ставки налого­обложения Ставки по налогам должны соот­ветствовать принятым в данное время, а также типу предприятия Финансовый план
  Связь типа цен со ставкой дисконта Если приняты постоянные цены, то ставка дисконта должна быть не более 30 %. Если приняты те­кущие цены, то в ставке дисконта должна быть учтена инфляция Резюме; финансовый план
№ п/п Характеристика, параметры проекта Требования Раздел бизнес-плана
  Связь процента за кредит со ставкой рефинансирова­ния Центрально­го банка РФ Процент за кредит в большинст­ве случаев не бывает больше, чем текущая ставка рефинанси­рования плюс 5-10 % Резюме; финансовый план
  Связь типа цен с процентом за кредит Если используются постоянные цены, то принимается реальная ставка процента за кредит, то есть без учета инфляции. Если используются текущие цены, то принимается номинальная став­ка процента Резюме; финансовый план
  Связь внутренней нормы (ВНД) до­ходности с кре­дитным процен­том Обычно ВНД проекта выше про­цента за кредит не более чем на 10-15 %; если иначе, то либо не­доучтены затраты и завышены цены, либо это высокоприбыль­ный инновационный проект, что тоже требует дополнительной проверки Финансовый план
  Описание рынка (маркетинг) Признаки хорошего марке­тинга: · укрупненное описание объ­емов и цены; · реквизиты покупателей; · развертка по времени; · сформированные требования потребителей к качественным характеристикам продукции; · описание рынка (текущей структуры спроса и предложе­ния на рынке); · сведения о развитии рынка (строительство новых пред­приятий, реконструкция ста­рых, исчерпание запасов на других предприятиях и т. д.); · сценарии маркетинга в соот­ветствии с прогнозами спроса (по крайней мере, два: оптимис­тический и пессимистический); · обоснование прогнозов спро­са по потребителям - наличие пакета заказов разной степени обоснованности: · участие потребителей в про­екте; · наличие договоров; · наличие гарантийных писем; · наличие протоколов о наме­рениях и т. д.; · отдельное описание внешне­го рынка (кто, что, почем и ка­кого качества) План маркетин­га; произ­водствен­ный план
       
№ п/п Характеристика, параметры проекта Требования Раздел бизнес-плана
  Анализ устой­чивости проекта при правильном выполнении разделов «План маркетинга» и «Производствен­ный план»   Анализ риска
10.1 Набор факторов риска Относительно полный набор факторов риска: · увеличение инвестиционных затрат или их составляющих; • · снижение объема спроса (про­изводства); · уменьшение цены продук­ции (средней и по видам); · увеличение издержек произ­водства и сбыта (рост себесто­имости продукции); · снижение выручки (неплате­жи покупателей); · увеличение процента за кре­дит Анализ риска
10.2   Границы безубыточности: · увеличение инвестиций - 20 %; · увеличение производствен­ных издержек - 20 %; · уменьшение объема выруч­ки - 20 %; · увеличение времени задерж­ки платежей за продукцию — 100 % (например, 2 месяца вместо 1 месяца); · увеличение процента за кре­дит - на 40 % от проектного значения Анализ риска

 

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В предыдущих главах были рассмотрены наиболее общие вопросы бизнес-плана. Настала пора конкретизировать пред­ставления о технологиях, применяемых в различных облас­тях деятельности в социокультурной сфере. Особый интерес представляют предпосылки и опыт разработки бизнес-плана в культурно-досуговых учреждениях - клубах, культурно-досу- говых центрах, парках культуры и отдыха.

 

15.1. Особенности бизнес-планирования деятельности учреждений клубного типа

Роль и место клубных учреждений регулируется, главным образом, Положением о клубе. Клубы рассматриваются как об­щедоступные центры общения, духовного развития и активно­го отдыха населения. К учреждениям клубного типа относятся: государственные городские, районные, поселковые, сельские дома (дворцы) культуры, городские и сельские клубы, авто­клубы и пр. Кроме того, существует сеть профсоюзных клуб­ных учреждений, а также ведомственных (сфера образования, управления внутренних дел, вооруженных сил и др.).

Основной задачей клуба является создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и ду­ховных потребностей, развитие инициативы и реализация творческого потенциала населения в сфере досуга.

Для реализации своих задач клубы осуществляют свою деятельность дифференцированно, на основе учета запросов и потребностей населения, национальных, профессиональ­ных, возрастных, образовательных и иных особенностей в зоне своего действия; активно используют все имеющиеся в арсенале культуры средства, формы и методы воспитательной и культурно-массовой работы. Развиваются разнообразные виды досуговой деятельности, совершенствуется многогран­ный спектр культурных услуг населению [31, с. 193-196].

Клубное учреждение, как правило, имеет свой устав. Структура клуба определяется направлениями его деятель­ности. Структурными подразделениями многопрофильного клуба являются действующие на его базе и по месту прожива­ния творческие самодеятельные коллективы и студии, курсы, кружки, консультационные пункты; базы проката культурно- спортивного инвентаря и реквизита, любительские объеди­нения по интересам и другие инициативные формирования, финансируемые как из средств клуба, так и действующие на началах внутреннего хозрасчета, на условиях срочного дого­вора, коллективного подряда, на правах кооператива.

Источниками финансирования являются:

· ассигнования из фонда развития культуры и искусства;

· платежи по договорам объединений, предприятий, ко­оперативов и общественных организаций за обслуживание (предоставление услуг) их трудовых коллективов;

· сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции и других видов эксплуатационной деятельности и платных услуг населению;

· выручка от реализации излишнего, устаревшего и из­ношенного оборудования, материалов и других материальных ценностей;

· отчисления и добровольные взносы граждан, госу­дарственных и общественных, кооперативных организаций.

Все это подтверждает наличие огромных потенциальных возможностей, открывшихся сравнительно недавно перед кол­лективами клубных учреждений в плане предпринимательской деятельности, причем на вполне законных основаниях.

Миссия клубного учреждения заключается в максималь­ном удовлетворении потребностей общества и отдельных личностей. От лица общества выступает государство. Оно яв­ляется своего рода заказчиком, оплачивающим из государст­венного бюджета определенную часть услуг, оказываемых клубными учреждениями населению. О потребностях, носите­лем которых является государство, удачно высказался в своей книге М.Ф. Максютин (1999). По его мнению, таких потреб­ностей три:

а) потребность в развитии общественной активности, де­мократических традиций в массе населения;

б) потребность в формировании гармоничной, творчески активной личности не только из политического, но и экономи­ческого расчета;

в) потребность общества регулировать досуг граждан, на­правлять, управлять им в целях его рационального использо­вания [24, с. 77-79].

Отдельные личности - это посетители, участники, поль­зователи, арендаторы и пр. Здесь важно принимать во внима­ние потребность в сопереживании, эмоциональном контакте, исповеди; в соотнесении норм поведения, оценок с принятыми в референтной группе, то есть потребность в общественном мнении; потребности самоутверждения, самовыражения - потребности развитого самосознания.

Рассуждения о потребностях приведены здесь для того, чтобы подчеркнуть, из чего вырастает спрос, каков его содер­жательный качественный характер и каким должно быть его удовлетворение. Проработка этих аспектов очень важна при реализации бизнес-проектов в социально-культурной сфере.

В предыдущих главах мы показывали, что в учреждениях культуры может рассматриваться в качестве товаров. По мне­нию Г.М. Бирженюка и А.П. Маркова, наиболее распростра­ненными товарами в клубной практике выступают: дискотеки, дискоклубы, видеосалоны, видеотеки, концертные (гастроль­ные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гим­настики, аэробики, ушу, оздоровительные группы; компью­терные клубы, студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты, мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов, кабельное телевидение, услуги по проведению различных тор­жеств и обрядов, консультации по вопросам культуры, исто­рии, спорта, отдыха и быта.

Некоторые авторы намеренно выделяют ту часть «бо­гатств», за которую, по их мнению, следовало бы определенно брать деньги: ремонт теле- и радиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юриди­ческие консультации, художественно-оформительские рабо­ты, ремонт и реставрация произведений изобразительного ис­кусства, переплетные работы, оформление квартир по заказам потребителей и пр. [5, с. 121-122].

Как видим, возможности у клубных учреждений велики, поэтому очень важно при планировании бизнес-плана не ув­лечься, не уйти от своей основной миссии и соответствующих направлений деятельности.

Привлечь внимание населения к месту проведения ме­роприятия, убедить потребителей услуг воспользоваться ус­лугами клуба, приблизить место проведения мероприятия к производственным участкам или учебным заведениям так же важно, как важно качественно подготовить мероприятие. Ра­боту по решению этого вопроса необходимо подробно плани­ровать при разработке бизнес-плана.

Аналогичным образом легко прослеживается взаимосвязь между содержанием проводимой работы и отношением к нему потребителей культурных услуг. В этом случае мы выходим на маркетинг идей.

Круг приглашаемых и «прокатываемых» в клубной дея­тельности людей широк: артисты, ученые, писатели, кос­монавты, экономисты, политики, выдающиеся спортсмены. В данной ситуации мы имеем дело с маркетингом личности.

Наметилась тенденция к реализации книг, сувениров, инструментов, изо продукции и пр., и речь надо вести о мар­кетинге изделий.

Наконец, клубу противопоказано работать в одиночку, он всегда опирается на организации, пропагандирует их деятель­ность, пользу от сотрудничества с ними. Это и есть начало маркетинга организаций.

Все указанные нюансы должны быть отражены соот­ветствующим образом в бизнес-плане при разработке плана маркетинга.

Функциональные задачи маркетинга в клубном учреж­дении прекрасно сформулировал в своей диссертационной работе Э.В. Новаторов (1993): «Изучение культурных потреб­ностей и интересов потенциальной и реальной клубной ауди­тории; изучение спроса потребителей на предлагаемые клубом товары; разработка новых методик и технологий организации свободного времени различных слоев и групп населения; мо­дернизация традиционных форм проведения досуга; изучение рынка сбыта изделий и услуг; формирование ассортиментной политики учреждения, выбор наиболее перспективных форм деятельности; разработка ценовой политики в части оказа­ния платных услуг; практическая деятельность по оказанию услуг и реализации изделий; информационно-рекламная де­ятельность; изучение деятельности конкурентов и смежников; создание информационной базы и методическое обеспечение всей деятельности клубного учреждения» [32, с. 10—11]. Это, по сути, основное содержание плана маркетинга при разработ­ке бизнес-плана.

Понятие «клубное учреждение» является обобщающим. Возможности Дворца культуры им. В.И. Ленина (г. Волгоград) не сравнить с условиями функционирования сельского Дома культуры. Но вопрос о равенстве и не стоит. Каждое клубное учреждение рассчитывает свой бизнес-план так, чтобы новые технологии менеджмента вошли в повседневную практику ор­ганично и естественно, не напрягая персонал учреждения, но помогая ему в решении важных социально-культурных задач, в том числе и экономическими, управленческими методами.

 

15.2. Бизнес-план в деятельности культурно-досуговых центров

В последнее время идет активный процесс преобразова­ния традиционных клубных учреждений в различные центры: культурно-досуговые, центры отдыха и развлечений и др. В не­которых городах в культурно-досуговые центры превратились практически все крупные кинотеатры, оставшиеся несколько лет назад без зрителей, но живущие в настоящее время новой, насыщенной жизнью.

Суть деятельности реорганизованных учреждений куль­туры в корне не изменилась, просто она стала богаче по содер­жанию и разнообразней по форме, а главное - в большей мере отвечает реальным потребностям населения, спросу потреби­телей на предлагаемые центрами товары.

Ассортимент това­ров стал значительно богаче, а номенклатура еще шире.

Создание такого рода учреждений было продиктовано желанием оживить культурно-досуговую деятельность на уровне административного района. Предпосылкой создания районных центров культуры и досуга было стремление мест­ных органов принципиально изменить управление культурой в районе, переориентировав его с исключительно контрольно- учетных функций на преимущественно функции обслужива­ния учреждений культуры, создать целостную систему управ­ления культурной деятельностью [31, с. 197-199].

Важно обратить внимание на структуру центра, состоя­щую из трех отделов. В первую очередь, это отдел координа­ции и прогнозирования, включающий в себя шесть секторов: сектор по изучению общественного мнения (чем не паблик рилейшнз?), сектор клубной и библиотечной работы (читай: диверсификация выпускаемой продукции), музеев и памятни­ков, технического творчества и компьютерной грамотности (модно, современно, инновационно). Этот отдел изучает куль­турную ситуацию в районе, потребности и интересы населе­ния (маркетинговое исследование?), анализирует и обобщает деятельность учреждений культуры (маркетинговый анализ?); на основе полученных данных осуществляет разработку пла­нов и программ культурного развития региона (маркетинговое планирование?). Кроме того, имеются отдел хозобеспечения и централизованная бухгалтерия. Не правда ли, в этом примере мы вплотную приближаемся к маркетинговым технологиям, важно лишь идентифицировать их и упорядочить охаракте­ризованное содержание работы? Тем более что центр ведет информационную, производственную проектно-конструктор- скую работу (НИОКР?) и организует платные услуги населе­нию. Словом, все необходимые предпосылки для разворачива­ния бизнес-проектов налицо.

О характере и содержании коммерческой деятельности центра убедительно говорят источники, из которых поступают средства этого учреждения:

· из государственного бюджета;

· добровольные взносы и поступления от граждан, а так­же ведомств, учреждений, государственных и общественных организаций;

· поступления от платных консультаций;

· поступления от платных услуг населению;

· средства, получаемые за реализацию целевых социаль­но-культурных заказов;

· поступления за аренду;

· поступления за продукцию, произведенную в центре;

· поступления от производственной деятельности;

· поступления от проведенных аукционов, выставок- продаж, ярмарок.

Естественно, осуществляя столь многообразную коммер­ческую деятельность, центр не обходится без рекламы, под­держивает связи с общественностью, занимается паблисити, выбирает те или иные методы ценообразования. Вот только необходимо разработать конкретный бизнес-план по работе данного центра, чтобы деятельность досугового центра про­цветала в будущем на радость своих клиентов.

Не меньший интерес может вызвать и создание произ­водственно-творческих объединений типа «Производство. Творчество. Культура». Достаточно привести один только перечень направлений и форм возможной деятельности таких объединений, фактически, тоже своеобразных центров.

1.Учреждение и руководство деятельностью студии, клубов, любительских объединений с целью организации культурного досуга населения.

2.Проведение собственной концертной деятельности, организация культурно-массовой и клубной работы среди на­селения, обмен спортивными командами, творческими кол­лективами.

3.Пропаганда наследия народов России посредством распространения проката видеофильмов и программ о памят­никах истории и культуры, о лучших произведениях мирового искусства.

4.Организация студии по производству, дублирова­нию и тиражированию видеофильмов, видеопрограмм и ви­деоклипов.

5.Организация проката и предоставление в аренду ком­пьютеров, персональных ЭВМ, видео- и аудиоаппаратуры и другой техники.

6.Обеспечение модернизации ремонта, сервиса, реали­зации компьютерной техники, обучения пользователей и пр.

7.Организация опытного производства мелких партий и образцов узлов и комплектующих изделий.

8.Проведение плановых и опытно-конструкторских ра­бот в области производства, техники, культуры.

9.Проведение собственной учебно-методической и лек­ционной деятельности.

10.Собственная редакционно-издательская деятельность.

11.Выпуск собственной печатной продукции.

12.Выполнение работ художественно-оформительского и дизайнерского характера.

13.Реклама, содействие в изготовлении и реализации проектов.

14.Изготовление и реализация сувениров.

15.Проведение собственной рекламной, маркетинговой внешнеэкономической деятельности.

16.Переоборудование, реконструкция и реставрация па­мятников истории и культуры [31, с. 198-199; 49, с. 40-41].

Перед нами - развернутая программа производственно- сбытовой, художественно-творческой и собственно маркетин­говой деятельности. Это хорошая база для формирования биз­нес-планов и программ коммерческой деятельности.

В отличие от государственных структур, которые функ­ционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерчес­кий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или про­бел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью за­висит от социально-культурных, досуговых потребностей лю­дей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досу- гового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнкту­ру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономичес­ки выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного числа разнообразных современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуго­вых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы потреби­телей: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

Формирование центра досуга, как принципиально ново­го типа учреждения культуры, связано с качественными изме­нениями потребностей населения в досуге, появлением новых требований к обеспечению и организации свободного времени человека, необходимостью разрешения актуальных проблем раз­вития всей сферы досуга. Эти центры должны обеспечить ради­кальное увеличение качественно и содержательно организован­ного свободного времени населения. В центрах досуга должны гарантироваться: во-первых, высокое качество предоставляемых населению досуговых услуг; во-вторых, постоянное обновление и расширение ассортимента этих услуг; в-третьих, демократич­ность условий включения человека в активную досуговую де­ятельность без каких-либо предварительных ограничений.

Широкая доступность различных видов досуговой дея­тельности для всех социальных групп населения должна до­стигаться путем непрерывного повышения производительности труда специалистов, обеспечивающих их подготовку и проведение. Большое значение имеет в настоящее время так­же экономический и организационно-управленческий аспек­ты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие катего­рии, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение ка­питаловложений, эффективность, самоокупаемость, матери­альная обеспеченность. Все эти параметры должны тщательно определяться при разработке бизнес-плана проекта.

Центр досуга формируется как государственное пред­приятие, действующее на полном хозрасчете, к которому при­меним Закон о государственном предприятии со всеми выте­кающими из него правами и обязанностями. Поэтому работа таких центров досуга немыслима без хорошего бизнес-плана. Тем более в развивающуюся современную модель социаль­но-культурной сферы все активнее вписывается ныне само­управляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, коо­перативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально- культурной сфере, на рынке досугового спроса. Это позволяет расширить область оказываемых услуг и качественно выпол­нять ключевые функции центра досуга: организацию и обес­печение условий для проведения досуга во всей его полноте и разнообразии, в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения; подготовку, разработку и распространение новых технологий досуговой деятельнос­ти, а также взаимодействие с существующими учреждениями культуры, отдыха, спорта, обеспечение эффективности, качес­тва и интенсивности работы всей сферы досуга в целом; испы­тание, отработку и внедрение новейшей техники, разрабаты­ваемой промышленностью для использования в досуге.

 

 

15-3. Бизнес-план в деятельности парков культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха (ПКиО) России рассматрива­ются как многопрофильные культурно-досуговые учреждения. В таком их качестве они вошли в общественный обиход в пер­вые десятилетия Советской власти. Однако история садового строительства уходит глубокими корнями в века и тысячеле­тия. В России парки начали появляться в эпоху преобразований Петра I. К началу Октябрьской революции едва ли не во всех крупных городах России, начиная с Петербурга и Москвы, были свои парки и сады, в которых устраивались массовые гуляния, праздновались события государственного и местного значения. Но вскоре после октябрьских событий деятельность парков приобрела отчетливо выраженный пропагандистский характер, пожалуй, впервые за всю свою историю они были превращены в культурно-просветительные учреждения с достаточно жестко регламентированными формами работы [31, с. 200].

Н.Ф. Максютин достаточно точно характеризует отношение большевиков к парковому «строительству»: «Стихия российского бунта, комбедовская неспособность переварить барскую культу­ру, безответственность и потребительская психология в отноше­нии "опчего" привели к тому, что усадьбы и садово-парковые ан­самбли были разграблены, частью сожжены, заняты коммунами, сады выродились и одичали, деревья вырубались, пруды без ухо­да стали болотами, комбедовская скотинка, вслед за хозяевами, безнаказанно пасущаяся на клумбах и кустарниках с заурядными и редкостными растениями, довершила картину уничтожения це­лого пласта садово-парковой культуры как облагораживающего компонента образа жизни» [24, с. 68].

Нишу, занимаемую современными парками культуры и отдыха в общей системе культурно-досуговой деятельности, современные культурологи представляют так:

· они компенсируют городскому жителю отрыв от приро­ды, восстанавливают гармонию единства человека и природы;

парки - средства и объект познавательной деятельнос­ти, прежде всего

познания растительного и животного мира,экологии в ее натуральном

виде, и в этом заключается их куль­турно-просветительная

образовательная функция;

· парки выполняют рекреативно-развлекательную функ­цию, и она сегодня доминирует в деятельности парков, жестко потеснив первую и вторую функцию, ибо является единствен­ной, которая обеспечивает доходы;

· научно-исследовательской функцией наделены только специальные парки (дендрарии, зоопарки и пр.).

И прежде, и теперь универсальные парки (ПКиО) предла­гали посетителям определенные услуги, взимая при этом разум­ную плату (танцевальные веранды, прокат лодок и катамаранов, пользование аттракционами, прослушивание лекций и просмотр фильмов и др.). Современный парк культуры - это культурно-досуговое учреждение комплексного типа, работающее в пра­вовом поле действующих в сфере культуры законодательных актов, прежде всего Основ законодательства РФ о культуре, и ведущее организационно-массовую, культурно-развлекатель­ную и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе коммерческую и предпринимательскую. Многие парки превра­тились в крупные предприятия отрасли, реализующие разнооб­разные товары, имеющие в своей структуре отделы и цеха, раз­витую структуру источников дохода. Они обходятся благодаря этому без дополнительных ассигнований, не считая бюджетных затрат на развитие материальной базы [31, с. 201-203].

Главный источник дохода парков культуры и отдыха - аттракционы, дающие от 35 до 55 % всех доходов. В прежние годы «доходным местом» были и танцевальные площадки. Те­перь они утрачивают свое прежнее значение, поскольку пре­бывают порой в запущенном состоянии, имеют неприглядный внешний вид. Но появились пиротехнические цеха, оформи­тельские и ремонтные мастерские, пункты проката, фирмы по организации досуга, туристические бюро, различные агент­ства, активно развиваются арендные отношения.

Не во всех случаях удачно решаются вопросы ассортимен­тной политики, от традиционного колеса обозрения и комнаты смеха давно бы следовало перейти к современным аттракционам типа «луна-парк», открыть детские железные дороги, современ­ные дансинги, построить «американские горки» или, на худой конец, «пещеры ужасов». Оставляет желать лучшего и спортив­ный сектор современного парка, в особенности если он работает круглый год. Волейбольные площадки, теннисные корты, пунк­ты проката лодок и катамаранов, устройство конькобежных до­рожек и катков (с одновременным прокатом спортинвентаря), хоккейных коробок, велотреков - вот что может существенно пополнить бюджет современного парка. Важно подчеркнуть, что изучение спроса населения неизбежно обнаружит интерес к парковым формам досуга не только в молодежной среде, но и в среде старших поколений, людей третьего возраста. Во многих парках устраиваются танцевальные вечера под музыку духовых оркестров, и танцплощадки при этом не пустуют.

В серьезном совершенствовании нуждается реклама. В парке она должна быть особой. Обширные площади, зани­маемые парками, позволяют сооружать различные газосветные и электронные табло, мобилизовать местный радиоузел, офор­мить и использовать декорированные машины, велосипедистов, конные экипажи, театрализованные рекламные сюжеты и пр.

В условиях деятельности парков сложнее, чем в клуб­ных учреждениях, создать совет волонтеров, иметь постоянно действующий общественный совет.

Но без продуманных мероприятий паблисити парку не обой­тись, как не обойтись ему и без паблик рилейшнз - постоянных связей с культурной, научной и технической общественностью, с градостроительными организациями, архитектурными комитета­ми, организациями союза дизайнеров, молодежными объединени­ями, органами, ведающими социальной защитой, экологией, и пр.

Распределение товаров в условиях парка культуры и отды­ха естественно и органично решается благодаря его развитой внутренней структуре. Здесь каждое структурное подразделе­ние занимается присущими ему видами деятельности и имеет свой ассортимент предлагаемых потребителям товаров. Что ка­сается каналов товародвижения, то для парка культуры и отдыха мало подходят разъездные формы работы. А вот посредников, партнеров, смежников парку нужно иметь как можно больше, поскольку на его территории может одновременно проводиться несколько разноплановых мероприятий, предполагающих заин­тересованное участие самых различных организаций.

Для более успешной и стабильной работы парку следо­вало бы привести в действие многие резервы, в том числе по части использования маркетинговых средств:

· обеспечить круглогодичное функционирование основ­ных объектов культурно-развлекательной и физкультурно- спортивной деятельности, продлевая тем самым и жизненный цикл многих товаров;

· интенсифицировать использование имеющейся в рас­поряжении парка базы, спланировать работу с учетом мак­симального удовлетворения спроса различных групп потре­бителей, тщательней сегментировать собственные рынки, целенаправленно работать на конкретных сегментах;

· интенсифицировать киноконцертную деятельность, видеообслуживание во всех приемлемых для парка формах;

· обучать персонал современенным бизнес-технологиям;

· расширить спектр прокатных услуг (лыжи, коньки, сани, конные экипажи - зимой, роликовые коньки, велосипе­ды, лодки - летом), в том числе музыкальных инструментов, теле-, видео-, радиоаппаратуры и пр.;

· плотнее и более предметно сотрудничать с внешней маркетинговой средой - театрами, клубами, библиотеками, музеями, спортивными комитетами, детскими и юношескими организациями и пр.;

· всемерно развивать паблисити, паблик рилейшнз, со­вершенствовать информационно-рекламную деятельность;

· создавать службы маркетинга (в парках они встреча­ются крайне редко!), проводить маркетинговые исследования, разрабатывать маркетинговые планы и программы;

· настойчиво и предметно изучать зарубежный опыт парковой деятельности, творчески использовать его примени­тельно к реальным условиям российских парков;

· совершенствовать качество предлагаемых населению услуг, сделать парк культуры и отдыха местом, куда потреби­телям хотелось бы прийти, где можно было бы с пользой для себя и семьи провести свободное время.

БИЗНЕС-ПЛАН В БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.1 с.)