Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исходная информация для составления
БИЗНЕС-ПЛАНА Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, следует собрать всю исходную информацию. Необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить, и понять, что и кому будет продаваться и почему люди это приобретают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре взаимосвязанных области деятельности (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. Каждая из областей, в свою очередь, складывается на практике из ряда направлений (см. табл. 2) [31, с. 20].
Таблица 2 МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС - 4Р
Четыре названных нами области деятельности образуют своего рода систему практического маркетинга, именуемого иначе маркетинговой смесью (marketing mix). А поскольку все четыре составляющих практического маркетинга начинаются, как мы только что имели возможность убедиться, с одной и той же буквы (Р), маркетологи легко согласились и с формулой практического маркетинга: М = 4Р. Только теперь, когда мы имеем представление о содержании практического маркетинга, правомерно формулировать свои цели и задачи. Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения (сегменты). Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей - каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без знания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции и услуг.
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация, а также все мероприятия, организуемые учреждениями социально- культурной сферы. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны содержать информацию о фирмах-конкурентах, торговой наценке, рыночных трендах и перспективах роста. Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции. В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами. Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие - к меньшим затратам и большей продуктивности той же работы. При сборе информации необходимо обратить внимание на следующие моменты: 12. в сфере культуры нет ни предмета, ни средств труда, с которыми бы люди вступали во взаимодействие, как это происходит в сфере материального производства. Главное здесь - информационное взаимодействие между людьми, производящими и реализующими культурные ценности, и людьми, их потребляющими. Даже средства массовой информации с их довольно внушительной оснащенностью - не более чем своеобразные каналы передачи информации. В качестве исключения можно назвать немногочисленные специализированные предприятия отрасли, производящие автомобили (автоклубы, библиобусы), театральное оборудование, музыкальные инструменты и прочие атрибуты культурно-творческой деятельности;
13. производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому; 14. сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены; 15. оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать; 16. помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.; 17. накладные расходы - на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д. Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Нужно постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы, учреждения культуры. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, заём и т. п.). Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия: 1)прогноз доходов и расходов на первые 2 года; 2)прогноз денежной наличности за тот же период; 3)балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план). Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы, учреждения культуры своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм, учреждениях.
Вся эта информация отражается в бизнес-плане. Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Опыт практической работы авторов в области планирования деятельности организаций и анализ литературы (Н.А. Колесникова, А.Д. Миронова, 2002; Т.П. Любанова и соавторы, 2004; И.В. Липсис, 1993 и др.) позволили выработать оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана: 18. концепция бизнеса (резюме); 19. ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии; 20. характеристика объекта бизнеса; 21. исследование и анализ рынка (рынки, конкуренция и среда для бизнеса); 22. организационный план, в том числе правовое обеспечение; 23. персонал и управление; 24. план производства; 25. план маркетинговых действий; 26. потенциальные риски; 27. финансовый план и финансовая стратегия. Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она изменяется в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса (см. табл. 3). Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка и владеющие информацией о наличии свободных капиталов, риске данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики. Примерная схема организации разработки бизнес-плана показана на рис. 2.
Таблица 3
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТИПОЛОГИЕЙ ПО ОБЪЕКТАМ БИЗНЕСА
СОСТАВ БИЗНЕС-ПЛАНА Перечислим составные части бизнес-плана. 1. Титульный лист. 2. Резюме (концепция бизнеса). 3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги). 4. Исследование и анализ рынка. Среда для бизнеса. 5. План маркетинга. 6. Производственный план. 7. Организационный план, персонал, управление и правовое обеспечение. 8. Финансовый план и финансовая стратегия. 9. Страхование рисков. 10. Приложения. Все разделы бизнес-плана должны корреспондироваться между собой. Разработка каждого последующего раздела может привести к корректировке предыдущих. Поэтому разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана. Следует отметить, что каждый руководитель должен составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития учреждения культуры и исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана. Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана. Титульный лист Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков, следовательно, содержит не только название проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством учреждения. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.
11.2. Резюме (концепция бизнеса) Резюме - это сжатый, быстрочитаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Резюме является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана. Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чем будет заниматься учреждение, сколько денег потребуется вложить в проект, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему данный проект будет успешным, каким образом полученная сумма денег будет возвращена. Из резюме кредиторы и инвесторы должны получить ответы на вопросы: что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана и каков риск потери ими денег? В резюме четко формулируются цели проекта, проблемы, которые предполагается решить, и потребности развития внешней среды, которые надлежит удовлетворить. Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств (денег партнеров, друзей, членов семьи).
Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем. Берясь за составление этого раздела, проводят огромную работу, изучают десятки и сотни различных параметров, начиная от конъюнктуры рынка и заканчивая расчетом повышения квалификации сотрудников. Смысл того, что должно рассказать и показать в конечном итоге резюме бизнес-плана, более наглядно представлено на рис. 3.
Рис. 3. Схема движения финансовых средств
В резюме обязательно должны быть отражены ключевые моменты концепции бизнеса, как-то: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Порядок изложения свободен, однако начинать надо, как правило, с формулирования главной цели предлагаемого бизнеса и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Главной целью предполагаемого бизнеса в большинстве случаев является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособных видов продукции, услуг, новых технических решений и пр. В концепции указывается назначение бизнес-плана: · для потенциального инвестора или кредитора; · для возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей; · для руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации); · в целях оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления. Концепция является, по сути, рекламой предлагаемого бизнеса и должна вызывать интерес у ваших будущих инвес- теров и кредиторов. Она составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит выкладки из всех его разделов. Уместить концепцию следует на одной или двух страницах.
11.3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги) В этом разделе обязательно отражаются: · главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса; · главные обстоятельства и проблемы, стоящие перед предприятием, его менеджерами или предпринимателями в настоящее время; · состояние на рынке и прогресс, которого необходимо добиться (завоевание рынка услуг, досуга, стабилизация на рынке, его развитие и пр.). Далее в сжатой форме приводится основная информация об учреждении культуры - дата основания, местонахождение, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности, размер уставного капитала, юридический адрес. Кроме того, желательно указать стратегические преимущества, связанные с местонахождением предприятия. Раздел начинается с анализа бизнеса на текущий момент, излагаются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика сферы деятельности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития. В разделе описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, так как потребитель ждет новых, усовершенствованных товаров, услуг. Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске идей являются потребители. Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Проверка замысла предусматривает опробование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех отобранных идей. Таким образом, в разделе нужно дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста. При описании основных характеристик услуг акцент делается на тех преимуществах, которые эти услуги несут потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологии процесса создания услуг может быть дана в приложении или в разделе «Производственный план». Наряду с характеристикой положения дел в учреждении должна быть оценена и стадия его развития - становление, расширение действующего бизнеса, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупного учреждения культуры. В соответствии с предлагаемой типологией бизнес-планов объектом бизнеса может быть бизнес-линия (продукция, услуги, техническое решение), либо создание нового предприятия, либо развитие действующего. Характеризуя объект бизнеслинии (продукцию, услуги либо техническое решение), необходимо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителей, а также возможность выбора. Далее надо описать, какие экономические преимущества получат производитель и потребители. Возможно, это снижение себестоимости продукции или дополнительные услуги потребителю. Они могут увеличить цену на продукцию, но тем не менее товар может привлечь потребителя его уникальностью или качеством. Желателен перечень функциональных особенностей продукта (творческо-технического решения), если возможно - рекламный листок либо фотография, прайс-лист. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, указать их сильные и слабые стороны, перечислить потенциальных клиентов. Необходимо изучить все прогнозы по данной отрасли. Следует ответить на вопрос: на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги вашего учреждения? В разделе рассматриваются концептуальные вопросы материально-технического, творческого, научного и кадрового обеспечения проекта. Если для проекта создается новое учреждение, то необходимо описание производственного процесса: как может быть организована система выпуска продукции (товара, услуг) и контроля над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он будет выбран. По тем операциям, которые предполагается выполнять собственными силами, требуется схема возможных производственных потоков, список предполагаемого производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (отечественных или зарубежных), ориентировочную стоимость. Наконец, в этом разделе должна найти отражение информация о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции - товаров и услуг. Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое, то в данном разделе описываются варианты процедур закупки партий товаров, систем контроля за уровнем товарных запасов и потребности в складских помещениях. В случае слияния и поглощения в этот раздел должна быть включена краткая характеристика фирмы, с которой вы собираетесь слиться, когда и кем она была основана, почему настоящий владелец фирмы продает ее. Это позволит существенно повысить шансы на открытие вам финансирования. Крепкие перспективные фирмы весьма редко предлагаются для продажи, и большинство продавцов дают (не обя зательно умышленно) путаные объяснения причин продажи. В целом же, можно сделать вывод о том, что куда менее рискованно купить здоровое в финансовом отношении предприятие, чем создавать фирму с нуля. Завершает раздел описание возможных ключевых факторов успеха. Например, новый для рынка продукт, услуга или выигрыш во времени с появлением продукта, услуги на рынке. Характеризуя предприятие как объект бизнеса, желательно дать информацию о самом предприятии, необходимости его создания или развития, о производимой продукции и оказываемых услугах, их достоинствах и преимуществах и кратко перечислить других производителей подобной продукции, услуг. Следует описать пути выхода на рынок и перспективы развития, определить основную группу потребителей и оценить возможности появления новых рынков сбыта, а также расширения номенклатуры выпускаемых товаров, услуг. Надо учесть специфику нового предприятия, которое может быть создано в различных организационно-правовых формах и с различными формами собственности (аренда, приобретение на торгах, выделение, слияние, приобретение доли в других предприятиях и т. д.). Данный раздел призван дополнить объяснение особенностей вашего проекта, изложенных в предыдущем разделе плана. В нем должна быть раскрыта «изюминка» для покупателя, удовлетворяющая его запросы, причина, по которой он предпочтет ваш товар и вашу услугу. Следует отметить имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки. Завершить данный раздел должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом следует учесть и затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Всегда возможны самые неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности. Лучше заранее предусмотреть возможные последствия. Раздел «Описание вида деятельности» наиболее тесно связан с разделами «Производственный план» и «План маркетинга».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.056 с.) |