Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Услуга как основной товар социально-культурной деятельностиСтр 1 из 17Следующая ⇒
Большинство авторов, пишущих о коммерческой деятельности в социально-культурной сфере, так или иначе «крутятся» вокруг товаров-изделий, ограничиваясь в своих работах лишь снисходительными рассуждениями об особенностях услуги как продукта человеческой деятельности. Между тем услуги играют в нашей жизни все более ощутимую роль, отличаясь при этом исключительным разнообразием как по форме, так и по своему значению. Рынок услуг в России только начинает развиваться, и за ним - будущее. И за рубежом, и в России предпринимались неоднократные попытки дать исчерпывающее определение этой разновидности товара. В социально-культурной сфере услуга является доминирующим товаром [31, с. 32-35]. Тождественность товаров и услуг вполне соответствует определению услуги, сделанному еще К. Марксом. «Это, - писал он, - означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила... специфическое название услуги, потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [29, с. 15]. Иначе говоря, если услуги подлежат реализации, то есть продаже, то они и рассматриваться могут наравне с товаром. Значит, торговля услугами (реализация услуг, оказание платных услуг) - это торговля своеобразными по форме и назначению товарами. В последние годы получило распространение определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом [2, с. 8]. Оно позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли. Приведенное определение исследователи не считают самым удачным и бесспорным [31, с. 33]. У В. Благоева следующая дефиниция: «Услуга есть любая деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей и желаний, связанная с обменом стоимостей, но не приводящая к форме собственности на полученную стоимость в смысле, аналогичном приобретению материального продукта» [6, с. 193]. Е.П. Голубков характеризует услугу как «вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути... не результируется в собственность клиента» [6, с. 127].
В приведенных определениях легко просматриваются противоречия. Один считает услугу деятельностью, другой - результатом какой-либо деятельности, третий вообще утверждает, что такой вид деятельности не результируется. По нашему мнению, производство услуг не всегда может быть связано с физическим продуктом. Вы заказали костюм в ателье и через некоторое время получаете его в готовом виде. С этого момента вы становитесь его собственником. Нам оказана привычная бытовая услуга. Осуществлена определенная деятельность, результатом которой стала сработанная портным одежда, то есть материальный предмет. В другом случае вы обращаетесь к массажисту, и он также совершает акт деятельности. Но что вы уносите собой? Свое улучшенное здоровье, то есть физическое благо? Выходит, все не так просто. Услуги могут производиться людьми (продавцом, аудитором, парикмахером) и оборудованием (банкоматом, автоматом по продаже газет и напитков); в присутствии клиента прием у зубного врача, просмотр спектакля в театре) и в его отсутствие (ремонт бытовой аппаратуры, рассмотрение дела в суде без заявителя). Правомерно в ситуации с услугами рассматривать их и как продукт (сделали для себя или для своей организации). Услуги могут оказываться от имени организаций (учреждений, предприятий, учебных заведений) и от конкретного человека (индивидуальная трудовая деятельность, частное предприятие). Они могут быть платными (и тогда необходим комплекс коммерческого маркетинга) и бесплатными (возникает потребность в маркетинге некоммерческом). Практически все авторы сходятся в определении характеристик и свойств этих необычных товаров. Перечислим основные отличия услуг. 1. Неосязаемость, нематериальность. Услуга - товар, который нельзя взять в руки, разобрать и снова собрать, погрузить на машину, попробовать на вкус, подрезать или ушить. Покупатель такого товара (пассажир, зритель, студент колледжа) не имеет возможности оценить качество услуги до тех пор, пока она ему не оказана. А вот изделие он может взять в руки, осмотреть, попробовать на вкус, оценить цвет и фасон, подарить другу. Это накладывает на лиц, оказывающих услуги, особую ответственность, поскольку услугу невозможно вернуть продавцу подобно тому, как это происходит с бракованными изделиями.
2. Неотделимость услуги от ее производителя. Еще раз сравним услугу с изделием. Чай может быть выращен в Индии, перевезен каким-либо транспортом в Россию, расфасован в Иркутске, многократно передан из рук в руки (оптовый продавец, мелкий оптовик и т. п.) в уже расфасованном виде и продан конечному потребителю в Калининграде или Сыктывкаре. Если он почему-либо утратил свои потребительские свойства, трудно определить истинного виновника случившегося, хотя претензии предъявить все-таки хочется. С услугами все обстоит иначе. Нельзя сделать перевязку в отсутствие медсестры, доставить пассажира в нужное ему место без водителя такси, раскроить ткань без закройщика, поджарить бифштекс без повара. Здесь всегда есть кому сказать «спасибо» и на кого, в случае необходимости, пожаловаться. 3. Непостоянство качества. Сахар, изготовленный на Кубани или в Беларуси, останется сахаром с присущими ему свойствами и «у себя на родине» и на всем постсоветском пространстве. Автомобиль, произведенный в Москве, сохранит все свои технические параметры, будучи проданным в Клину, Перми, Кургане или Владивостоке. Но вряд ли мы найдем двух равноценных врачей-хирургов, учителей музыки или даже кассиров в транспортном агентстве. У клиента есть возможность (либо ее нет) выбирать того, кто окажет ему услугу. К тому же один и тот же специалист в одном случае действует успешно и демонстрирует высокое качество обслуживания, а спустя два дня он обнаруживает более слабый уровень работы, потому что куда-то спешит, кем-то рассержен, а то и просто не совсем здоров. 4. Несохраняемость услуги. Вы приобрели билет в кино и не смогли пойти по семейным обстоятельствам. Ваше место весь сеанс было свободно, но завтра вы по этому билету уже в кинотеатр не попадете. Вы заняли очередь к врачу, но передумали идти в поликлинику. Пропустив важное для вас учебное занятие в вузе, вы вряд ли станете настаивать на его завтрашнем повторе. Во всех этих и подобных случаях вы теряете блага, которые могли бы приобрести. Кроме того, услугой нельзя запастись на зиму, приберечь ее до подходящего случая, спрятать от посторонних глаз в укромном месте. 5. Неравномерность. Спрос на значительное число услуг распределяется во времени очень неравномерно. Парки культуры и отдыха в обычные дни пугают своей молчаливой пустотой, в воскресные же - наполняются массой посетителей, стоящих в очередь к аттракционам. Вечерние автобусы и электрички трещат от сгрудившейся толпы пассажиров, в то время как днем откровенно «перевозят воздух». Это обязывает производителей услуг делать гибким их производство и маневренной систему их реализации. Словом, услуга - товар особый, который требует к себе более изобретательного и ответственного подхода, большей гибкости и большего профессионализма [31, с. 34-35].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.255 (0.007 с.) |