Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента



 

С тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных транс­формациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его ра­зум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обще­ством, какова истинная причина развития и како­ва природа движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения.

Человек как разумный индивид видел, что общество находится в постоянном движении и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система со­стоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают меж­ду собой в связи и взаимодействия. В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макро­уровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, группы, организации), на

 

микроуровне (индивидуальные действия и взаи­модействия).

Следовательно, человек и "общество не могут рассматриваться как нечто окаменелое и посто­янное, в нем ясно видны на разных уровнях сложные, часто противоречивые процессы разви­тия и торможения.

Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преоб­разования в процессе длительной эволюции че­ловечества и человеческой мысли находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности.

Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятель­ность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена дея­тельность. Субъектом деятельности может стать человек, группа людей, организация, государст­венный или общественный орган. Объектом дея­тельности становятся предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей, при этом деятельность субъекта может быть направ­лена и на другого человека

Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осоз­нанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятель­ность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит она имеет средства и результат.

Научные идеи и теории деятельности

 

Развитие общества является результатом деятельности лю­дей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъ­екта. В ходе исторического процесса материально преобразую­щей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.

Действие и деятельность

 

В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам

адекватно их природе и особенностям, дела­ет их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и на­стойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры.

В философии деятельность рассматривается как способ от­ношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференци­руя деятельность на внешнюю (действия с реальными предме­тами) и внутреннюю (умственную).

Человек (субъект) выступает как активное начало, он вы­полняет не только практические, внешние действия, но и дейст­вия внутренние, происходящие в его психике. Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в соз­нании человека, а вполне определенная форма его жизнедея­тельности, обеспечивающая решение многих задач, в процессе взаимодействия с этим миром.

Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека за­крепляется социальными способами, воплощенными в матери­альных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внеш­него общественного опыта, заложенного в средствах производ­ства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д.

В психологической науке деятельность анализируется в та­ких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который

 

оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности кон­кретной личности.

Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Осно­вы общей психологии" писал, что "действие как единица" дея­тельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в ко­торых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи.

Выполняя то или иное действие, субъект имеет определен­ное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности опера­ций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия.

Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью кото­рого можно осуществлять управление действием.

Ученые называют этот структурный механизм ориентиро­вочной основой действия - как систему условий, на которую ре­ально опирается человек при выполнении действия: а) особен­ности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструмен­тов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16.). В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно вхо­дит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальпе­рин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть".

Ориентировочная часть действия связана с использовани­ем человеком тех объективных условий, необходимых для ус­пешного выполнения заданного действия, которые вошли в со-

 

держание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преоб­разования в объекте действия. Контрольная часть действия на­правлена на слежение за ходом действия, на сопоставление по­лученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия1.

Разумеется, что в разных действиях человека эти части от­личаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, ис­полнительной и контрольной частей. Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую вхо­дят: "управляющий орган" (ориентационная часть действия; "рабочий орган" (исполнительная часть действия); отслежи­вающий механизм (контрольная часть действия).

Мотивы деятельности

 

Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, фор­мируется на основе мотива. Пытаясь объяс­нить мотивы деятельности людей, характер их поступков, исто­ки движущих сил развития общества, ученые разных эпох дава­ли неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает лю­дей на действия, движет обществом.

Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих лично­стей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум.

Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что кли­матические условия, в которых живет человек, определяют сте­пень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и те­плый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, погло­щали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие по­мыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, обществен­ном развитии и т.д.

______________________

1Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1984. С. 59.

Скудные же почвы и суровый климат менее всего связыва­ли людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, дви­жения и развития. Таким образом, различные климатические ус­ловия создают собственную среду формирования и развития ин­дивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры.

Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не од­ним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.

Материалистическая позиция развития общества обоснова­на К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности лю­дей можно объяснить с помощью главенствующей роли матери­альных факторов. Прежде чем думать о духовном — искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, произво­дить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, по-этому их деятельность, в конечном счете, определяется, мате­риальными и экономическими интересами.

Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения опре­деленных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами.

Конечно, побуждения к деятельности (как мотив) обуслов­лены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д.

Однако, поскольку потребность - это не только переживае­мая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребно­сти - развитие личности. Это - еще одна группа потребностей.

Живя в обществе, личность не может находиться в изоля­ции от него, она имеет потребность в общении с другими людь­ми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять оп­ределенный статус и признание окружающих. Эта группа по-

требностей имеет ярко выраженную социальную направлен­ность.

Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают че­ловеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным.

Таким образом, условно потребности можно дифференци­ровать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга. Скажем, биологические потребности становятся социаль­ными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного.

Указанная классификация потребностей, заставляющих че­ловека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые не­сколько отличаются от вышеназванных.

Физиологические: воспроизводство рода, производство пи­щи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.

Экзистенциональные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уве­ренность в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.

Духовные: самоактуализация, самовыражение.

Автор этой теории считает, что первые два типа потребно­стей являются первичными (или врожденными), а остальные -вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности.

Важными мотивами деятельности являются социальные ус­тановки - создание и сохранение семьи; убеждения - устойчи­вая приверженность к определенным ценностям, идеалам и

 

принципам, которыми руководствуется личность в своих по­ступках и действиях; интересы - получение образования, созда­ние материальных условий. И потребности, и интересы реали­зуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека.

Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек действуя, не отдает, себе отчета. Этой идеи большое значение придавал австрийский психолог 3. Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессоз­нательное является основой творчества личности.

Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценност­но-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благо­честия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное ду­шевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция.

Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы дея­тельности и без овладения ими современному специалисту в об­ласти менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.023 с.)