Социальные компоненты продуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные компоненты продуктов



Для того, чтобы не сложилось превратного представления о социокультурной системе, где объективированы только учреждения культуры и искусства, с их традицион­ными культурными, искусствоведческими процессами, культурно-досуговой деятельностью, народным творчеством и т.п., обратимся к социальным компонентам этой системы.

В последнее десятилетие в стране создана разветвленная сеть социально-культурных учреждений и организаций, рабо­тающих в интересах семьи, женщин, детей и молодежи, пенсио­неров и инвалидов.

На конкретном примере работы Комитета социальной за­щиты населения г. Химки Московской области рассмотрим структуру, формы и методы работы с населением и конкретным человеком, которые реализуются в аналогичной модели всеми муниципальными образованиями Российской Федерации. Рабо­та этих учреждений и организаций построена на принципах гу­манизма, сострадания, заботы и помощи человеку.

 

Вопросы социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, льготных категорий населения в этом Комитете социальной за­щиты обеспечивают:

• отдел по делам инвалидов;

• отдел по делам ветеранов;

• Центр социального обслуживания на дому;

• Центр социальной помощи "Забота" с филиалами в г.Сходня, п. Ново-Подрезково, на Левобережье;

• Центр реабилитации инвалидов "Надежда";

• Дом дневного пребывания для пенсионеров "Ивушка";

• стационарный Центр граждан пожилого возраста и ин­валидов "Дружба" в г. Сходня.

Отделы и центры полностью укомплектованы кадрами, обеспечены компьютерной техникой в сетевом режиме. Это по­зволило создать банк данных по всем направлениям работы с пенсионерами, инвалидами, льготными категориями населения. Указанным категориям населения оказываются такие виды помощи, как:

• Горячее питание.

• Единовременная материальная помощь.

• Материальная помощь в виде доплаты к пенсии одино­ким неработающим пенсионерам и инвалидам.

• Материальная помощь в виде доплаты к пенсии инвали­дам, страдающим инсулинозависимой формой сахарного диабета.

• Доплата за пользование телефоном одиноким пенсионе­рам без льгот в сумме 25 % от абонентской платы.

• Бесплатная юридическая консультация пенсионерам и инвалидам.

• Организация фотографирования на новый паспорт пен­сионеров и инвалидов, не выходящих из дома.

• Бесплатное обслуживание в парикмахерской пенсионе­ров и инвалидов.

• Натуральная вещевая помощь.

• Бытовые услуги одиноким пенсионерам и инвалидам (ремонт телевизоров, холодильников, стиральных ма­шин, ремонт обуви).

• Продуктовые наборы малообеспеченным пенсионерам и инвалидам.

 

Бесплатные банные дни для частного сектора (2 раза в месяц).

• Направления на получение бесплатных очков.

• Оформление в дома - интернаты.

• Оказание срочной социальной помощи (вызов врача на дом, сопровождение в медицинские учреждения, опре­деление в больницу, оформление инвалидности, субси­дии, справок).

• Обслуживание в Центре реабилитации инвалидов «На­дежда», в том числе протезно-ортопедическая помощь: трости, костыли, ходунки, кресла-коляски, психологиче­ские консультации протезирование.

• Санаторно-курортное лечение.

• Отдых в Доме дневного пребывания для пенсионеров "Ивушка".

В составе Комитета социальной защиты населения в инте­ресах женщин, детей и молодежи работают несколько отделов и муниципальных центров социального обслуживания.

• по делам женщин, семьи и детей;

• по выплате детских пособий;

• по работе с молодежью. Муниципальные учреждения:

• Социальный приют для детей и подростков на 25 мест (де­ти от 4 до 14 лет);

• Центр реабилитации детей с ограниченными возможно­стями;

• Центр психолого-педагогической помощи населению "Семья";

• Центр экстренной психологической помощи "Телефон доверия";

• Кризисный центр для женщин "Спасение";

• Молодежный центр "Восход";

• Информационно-деловой центр молодежи;

• Центр обучающих и развивающих программ для детей, подростков и молодежи "Паруса друзей".

Отдел выплаты детских пособий осуществляет назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим де­тей, в соответствии с Постановлением Правительства Россий­ской Федерации № 1089 от 28.08.97 г. "Об изменении порядка

 

назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка". На учете состоит около 3600 малообеспеченных семей с несовер­шеннолетними детьми, из них на адресной поддержке, финан­сирование которой идет из средств районного бюджета, - 2529 семей.

В рамках адресной поддержки семей отдел оказывает сле­дующие виды помощи:

• начисление и выплата малообеспеченным семьям фик­сированного пособия;

• оказание экстренной материальной помощи в сложных жизненных ситуациях.

• приобретение и выдача натуральной помощи (вещевой, продуктовой, предметов первой необходимости) для остро нуждающихся семей с детьми.

Одним из видов социальной поддержки является проведе­ние "Семейных клубов" для различных категорий семей при со­действии Центра психолого-педагогической помощи населению "Семья" и молодежного центра "Восход". Традиционными стали мероприятия и акции в Международный женский день (8 Мар­та), День семьи (15 мая), День защиты детей (1 июня), День Ма­тери (29 ноября), новогодние праздники.

Специалисты отдела работают с организациями (судом, прокуратурой, районным узлом связи, районным радио и теле­видением, Центром занятости и др.) по различным вопросам, касающимся помощи, защиты прав и интересов женщин, семьи и детей.

Одним из направлений работы является организация оздо­ровления, отдыха и занятости детей и подростков.

Отдел взаимодействует с организациями и учреждениями района и области, оказывающими благотворительную помощь: ЗАО "Белмит", "Анзаст", ОАО "Глория Джине", Дмитровской фабрикой детской одежды, Зарайской обувной фабрикой и дру­гими заинтересованными общественными организациями.

По итогам работы ежегодно выпускается "Социальный пас­порт статистических данных отделов и социальных учреждений, работающих в интересах семьи, детей и молодежи".

Основные направления деятельности Комитета:

1. Развитие гражданственности, патриотизма, нравст­венное становление молодежи. Для этого в районе ежегодно

 

проводится конкурс патриотической песни. Победители конкур­са направляются на областные и международные конкурсы, за­нимают там призовые места.

Дипломами и ценными подарками отмечены победители смотра-конкурса музеев боевой славы и кабинетов гражданско­го и патриотического воспитания. С целью возрождения духов­ных традиций православия, решая проблемы молодежи, Коми­тет взаимодействует с Русской Православной Церковью, со­трудничает с Храмом Св. Апостолов Петра и Павла.

Военно-патриотический клуб "Подмосковье" неоднократно направлялся на областные мероприятия (молодежный форум, лагерь молодежного актива, семинары). Принимал участие в митингах, посвященных памятным и юбилейным датам.

В молодежном Центре "Восход" проведен "круглый стол" "Встреча молодежи с ветеранами Великой Отечественной вой­ны", организована акция "Молодежь в гостях у ветеранов".

2. В целях профилактики наркомании и правонарушений в районе проводятся: акции "Неделя борьбы с наркоманией", мо­лодежный марафон "Нет наркотикам в новом тысячелетии", ак­ция "Лето без наркотиков", День отказа от курения (спектакль "Дело - табак"), тематические дискотеки в МЦ "Восход", рас­пространяются листовки антинаркотического содержания.

В Центре "Семья" для специалистов по работе с молодежью проводятся семинары "Волонтерское движение - движение мо­лодых", литературно-музыкальные композиции "Полезные при­вычки" для родителей и учащихся школ. Работает "Университет для родителей".

Информационно-деловым Центром молодежи созданы 4 видеоролика по социальной тематике.

3. Решая проблемы занятости в сфере труда, образования, профессионального самоопределения молодежи, Комитетом проводятся: конкурсы бизнес-проектов среди молодежи "Люби­мый город", две ярмарки вакансий для молодежи.

Комитет принимает участие в мероприятиях "Праздника труда" в Московской области, проведен районный фотоконкурс "Трудовая слава Химкинского района", совместно с Управлени­ем по образованию проведен районный конкурс на лучшее со­чинение среди школьников "Моя будущая профессия". В летний

 

период организована работа трудовых бригад в молодежном Центре "Восход" и в информационно-деловом центре молодежи. Отделом по работе с молодежью был возрожден конкурс профессионального мастерства по рабочим специальностям "Токарь", "Электрорадиомонтажник", в котором участвовали молодые рабочие промышленных предприятий и учащиеся.

4. Комитет оказывает социальную поддержку молодым та­лантам. Развиваются и поддерживаются молодежные игровые шоу-программы: игра "Любовь с первого взгляда", конкурсы "Мистер Химки" и "Мисс Химчанка". В МЦ "Восход" работает молодежный театр "Хорошо!", который на протяжении несколь­ких лет является победителем областных конкурсов.

С целью поддержки молодых художников постоянно про­ходят выставки изобразительного искусства.

С 1996 года проходит районный конкурс "Молодой журна­лист года".

Большое внимание комитет уделяет эстетическому воспи­танию, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. Работает Клуб веселых и находчивых "КВН и в шутку, и всерь­ез", объединивший студенческую молодежь района. Районные сборные КВН "Атас" и "Свои люди" получили возможность принять участие в областных играх КВН и играх центральной лиги КВН "Олимп". Команда знатоков лицея № 11 приняла уча­стие в 7 турах I чемпионата Московской области по игре "Что? Где? Когда? ". Отдел участвует в организации международного турнира по баскетболу "Оранжевый мяч".

5. В поле зрения Комитета находятся и молодые семьи. Ежегодно в районе проходит конкурс молодых семей "В лаби­ринтах семейного счастья". Победители участвуют в областном конкурсе молодых семей "Семь+Я". В районе действуют три Клуба молодых семей: в МЦ "Восход", в Центре "Семья" и сту­денческом клубе МГУКИ.

Для достижения наиболее эффективных результатов работы отдел молодежи координирует и направляет работу молодеж­ных центров, а также сотрудничает с такими ведомствами и уч­реждениями, как: Комитет по делам молодежи Московской об­ласти, управление по образованию, центр занятости, военкомат, комитет солдатских матерей, комиссия по делам несовершенно­летних, спорткомитет.

 

В районе создана сеть муниципальных учреждений систе­мы социального обслуживания населения:

1. Социальный приют временного содержания для детей и подростков, в котором созданы хорошие условия для индивиду­альной социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Центр реабилитации детей с ограниченными возможно­стями является опорно-экспериментальным учреждением для аналогичных центров Московской области. Здесь ведется про­филактика детской инвалидности, оказывается психолого-педагогическая и реабилитационная поддержка детям и их ро­дителям.

3. Кризисный центр для женщин "Спасение" оказывает по­мощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, в том числе связанную с насилием. Центр имеет дневное и ста­ционарное отделения.

4. Центр психолого-педагогической помощи населению "Семья" проводит психолого-педагогические и юридические консультации для семей и детей, просветительскую деятель­ность по профилактике наркомании и токсикомании, тематиче­ские программы по привитию полезных навыков, социологиче­ские исследования, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.

5. Центр экстренной психологической помощи "Телефон доверия", как круглосуточно действующая, бесплатная, аноним­ная, наиболее доступная и эффективная форма психологической помощи населению по телефону. Клиенты, попавшие в кризис­ную ситуацию, получают квалифицированную помощь психо­логов центра по снятию психологического напряжения, психо-коррекционную поддержку.

Клиентами "Телефона доверия" являются абоненты всех возрастных категорий, наиболее часто поступают звонки от на­селения в возрасте от 18 до 60 лет. Обращения идут по пробле­мам семейным, социальным, личностным, медицинским, а так­же по вопросам суицида и наркомании.

6. Цель создания молодежного Центра "Восход" - поддерж­ка и развитие основных форм досуговой деятельности, расши­рение возможностей и создание условий для проявления спо­собностей и талантов подростков и молодежи, развитие и под-

держка различных форм духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи. Основные направле­ния работы Центра:

- выявление и поддержка талантливой молодежи;

- развитие досуговой деятельности;

- поддержка молодежных и детских объединений. Основные формы работы:

- кружковая деятельность;

- развлекательные шоу-программы;

- дискотеки.

В центре работают 28 объединений дополнительного образования (кружки, студии, клубы):

студия современного танца - 2 коллектива;

студия современного бального танца - 2 коллектива;

хореографическая студия - 4 коллектива;

вокальная студия - 3 коллектива;

гитара - 2 коллектива;

аккордеон - 2 коллектива; ж музыкальная студия - 1 коллектив;

киборд (синтезатор) - 2 коллектива;

театральный кружок - 2 коллектива;

прикладного творчества - 7 коллективов;

хор - 1 коллектив.

7. Информационно-деловой центр молодежи видит свою задачу в профессиональной ориентации, трудоустройстве, обеспечении молодежи района информационной продукцией (брошюры, листовки) по профориентации, трудоустройству, органи­зации досуга. В центре действуют следующие отделы:

- информационно-аналитический;

профориентационный;

- отдел сбора и выпуска информации.

Основные направления деятельности:

- профориентационное консультирование;

- содействие трудоустройству молодежи (постоянное, временное, сезонное);

- информационно-издательская деятельность (выпуск справочников, буклетов, социальных видеороликов);

 

- поддержка творческих молодежных объединений (клуба "Молодая семья", районной команды КВН "Республика ШКИД"и др.).

В Центре реализуется профориентационная программа "Выбери профессию", в рамках которой проводятся занятия с учащимися школ, социологические исследования (анкетирова­ния).

 

§ 4. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений

 

 

Социокультурные учреждения и рынок

 

Жесткая конкурентная борьба, стремление увеличить дохо­ды и улучшить материальное положение выдвинули на первый план проблемы реализации и сбыта продукции. Термин "марке­тинг" берет свое начало от английского слова market - рынок и обозначает систему управления деятельностью фирмы (учреж­дения) по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли (дохода).

Социально-культурным учреждениям есть что продавать и они всегда продавали свои продукты и услуги населению. Но продавали они свои продукты отнюдь не по их себестоимости и, тем более, не по рыночным, а по символически низким це­нам, которые не покрывали даже трети затрат на их производст­во.

Более того, основную часть своих продуктов и услуг эти учреждения продавали еще более парадоксальным образом - не за деньги, а в обмен на желание людей посмотреть, послушать, оценить художественные, эстетические и иные качества своей продукции.

Неоплачиваемая возможность потребления продуктов уч­реждений культуры сформировала вульгарную потребитель­скую психологию повседневной бесплатной доступности, ис­кусственного занижения ценности и интереса к этим продуктам. С другой стороны, заблаговременная предоплата государст­вом этих продуктов через бюджетные ассигнования ставила уч­реждения культуры в положение заложников такой системы финансирования, лишала стимулов продвижения их продуктов, борьбы за потребителя, устраняла всякую конкуренцию.

О какой экономической заинтересованности можно было говорить, когда вся выручка от реализации продукции (билетов) - за концерты, от кино, культурных программ и т.д. - полностью направлялась в местные бюджеты и перераспределялась на дру­гие цели.

 

Все эти негативные факторы сказывались на качестве про­дукции, заинтересованности потребителей, наполняемости зри­тельных залов, студий, художественных коллективов и т.д.

В течение последних 12 лет социокультурные учреждения, окунувшись в водоворот рыночных отношений, обязаны были перейти на новые способы организации и управления.

Им пришлось научиться менее расточительно вести свои дела, придерживаться дисциплины экономии, искать и находить новые источники финансирования, рынки реализации своих продуктов и услуг, более адекватно соответствовать потребно­стям своей аудитории и потенциальных покупателей.

Широко вошедшие в лексику и практику такие понятия как товар, цена, бизнес, коммерция, предпринимательство, менедж­мент, маркетинг сегодня по существу изменили психологию и представления людей о взаимоотношениях в хозяйственной, экономической, деловой жизни. Данные понятия вольно или не­вольно ассоциативно воспроизводят следствия: деньги, при­быль, конкуренция, накопления, инвестиции, сделка и другие категории рынка.

Не случайно, когда речь заходит о маркетинге, подчиняясь "магии" этого термина, работники социокультурной сфере уже вспоминают о деньгах, доходах, коммерции, правда, иногда за­бывая о природной миссии социально-культурной деятельности.

А забывать об этом не следует по ряду причин:

- социальная и культурная деятельность всегда в плановом порядке финансировалась и финансируется за счет бюджета го­сударства (достаточно или ущербно - вопрос субъективный);

- доходы от предпринимательской деятельности учрежде­ний культуры не могут радикально изменить их финансовое по­ложение, сделать прибыльной их деятельность;

- продукты и услуги социокультурных учреждений всегда, частично или полностью продавались населению (потребите­лю);

- маркетинг в социокультурной деятельности в различных формах всегда присутствовал, имея, правда, другое название -изучение и удовлетворение культурных интересов и запросов населения.

Таким образом, маркетинг на самом деле не является таким уж новым явлением в социокультурной деятельности. Другое

 

дело, что он привнес качественно иные смыслы и подходы к продуктам и услугам культуры как ценностям, имеющим потре­бительскую стоимость и способность участвовать в товарно-денежных отношениях рынка.

Миссия учреждения и предпринимательство

 

Необходимо отметить, что здесь чрезвычайно важно найти грань оптимального соотношения между двумя крайностями: выполнением социо­культурной миссии учреждений куль­туры и предпринимательством как способом зарабатывания де­нег.

Учреждения культуры, выполняя свои функции, прилагают усилия для социального и культурного оздоровления общества, а общество в лице государства выделяет необходимые средства на содержание тех субъектов, которые осуществляют эту рабо­ту, в том числе и тех форм и видов работы, которые могут при­носить дополнительный доход (платные продукты и услуги).

Очевидно, что односторонняя ориентация на платные виды деятельности потенциально деструктивна, особенно в тех случа­ях, когда рост доходов обеспечивается за счет низкохудожест­венной продукции и услуг.

Реальная опасность заключается в том, что текущие финан­совые трудности учреждений культуры и органов управления культурой могут стимулировать поддержку таких видов дея­тельности, которые в коммерческом отношении выгодны, но понижают культурный потенциал населения, нивелируют куль­турные ценности.

Соблазн получения сиюминутной материальной выгоды подогревается низким уровнем культурных потребностей части населения, особенно молодого, которое живо реагирует на низ­копробную в культурном отношении продукцию, обольщается весьма доступными ценами.

Вступая в противоречие с задачами культурного развития населения, такая коммерция приводит к утрате духовно-культурных смыслов социально-культурной деятельности, по­нижению духовных потребностей населения, к ориентации на примитивные формы развлечений, упрощенные бакалейно-гедонистические услуги, товары сомнительной утилитарной по­лезности.

Для осуществления таких форм работы с населением учре­ждение культуры не расходует больших средств (дискотека, иг­ровые автоматы, танцевальный конкурс), но, используя их, низ­кими ценами привлекает большое число посетителей и получает стабильный доход.

Подготовка же качественной художественной программы, требующая значительных материальных затрат, большого труда, энергии и умения специалистов, не имеет возможности много­разового "проката" и получения достаточных денежных сборов, не всегда прибавляет оптимизма у работников учреждения культуры.

Традиционная концепция маркетинга, применяемая в сфере коммерции и производства, вряд ли может в "чистом виде" ус­пешно работать в некоммерческой и даже полукоммерческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.076 с.)