Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
Основу менеджмента составляет организация, которую следует понимать как структурную единицу, субъект деятельности. Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Организации социокультурной сферы наделены уникальной способностью формирования материальной и духовной среды обитания человека. Дифференциация продуктов и их временной цикл Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культурного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные развлекательные и игровые центры, любительские объединения, художественные самодеятельные коллективы, концертные организации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной деятельностью (детские школы искусств, колледжи и вузы культуры и искусств, консерватории, театральные вузы, театры) и другими направлениями культурной деятельности, которая обеспечивается финансированием, управлением, информацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой. Применительно к сфере культуры менеджмент следует рассматривать как способ деятельности и как особую область знаний организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных продуктов. Менеджмент как искусство и способ управления деятельностью организации существует для производства определенных продуктов - либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д., либо в виде культурной, концертной, игро-
вой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. Первая названная группа продуктов культуры имеет реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни. Вторая группа продуктов имеет временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, но трансформируясь в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость.
В этом продукте культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в процессе реализации, и необходим новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс для развертывания нового цикла. Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокультурной ситуации и замысливается как способ решения задачи по удовлетворению определенных потребностей за счет создающихся для этого средств, то эти циклы не повторяют друг друга, а только могут быть представлены как подобные по функциям, механизмам, формам и методам.
Продукт – услуга
Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде непосредственного живого творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг). Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в учреждении культуры. Но ситуативность в данном случае не является только начальным порождением движения, как это обычно понимается, а становится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повторяющихся в новых ситуациях импульсов движения. Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в продукте-услуге, относится к особому виду деятельности, кото-
рую можно охарактеризовать как кулътуротехника 1, когда менеджер работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе. Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культуры) как обязательному условию, и творение заменяется развитием-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духовность.
Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте педагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспитания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, программирование, реконструкция и т.д.), а посредством воспитания можно добиться должного саморазвития культуротехнической деятельности, сохранения, поиска, определяющего его движение. Развитие и становление культуротехники определяется ее соорганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологически оснащенного социокультурного проектирования как места концентрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.
Спрос и предложение
Все продукты культуры имеют определенную потребительскую стоимость и цену. Потребительская стоимость каждого из них зависит от величины затрат на его производство и от его культурной ценности, которая формируется потребительной стоимостью, рынком в зависимости от культурных потребностей людей. Устранение жесткого контроля и цензуры вывело взаимоотношения творцов культурных продуктов и их потребителей на _________________________________ 1Культуротехника - специализированная система технологий, процедур, операций и средств проектирования новых, организационно-финансовых моделей учреждений культуры, программирования форм хранения и трансляции культуры, работы с предметными формами и содержанием культуры, накопления опыта, познавательных, исследовательских и творческих методов разработки новых направлений деятельности учреждении культуры и подготовки специалистов.
новый уровень - гибкой рыночной парадигмы "спрос - предложение", а сами рыночные отношения возведены в статус самостоятельного субъекта культурной политики. Однако множество фактов свидетельствуют о том, что вопреки рыночным отношениям имеет место развитие бюрократизма и чиновнического традиционализма в поведении руководящего персонала культуры. Подобная инерционность в работе кадров управления, их неспособность адаптироваться к новым условиям во многом является следствием незнания менеджмента и маркетинга, неумения применять на практике их модели в условиях различных форм собственности. Вопросы разработки и внедрения новых управленческих механизмов для социокультурной сферы имеют особое значение, так как только компетентное управление обеспечит выживаемость культуры и всей социокультурной сферы в сложных социально-экономических условиях. В этом контексте, сущность менеджмента социокультурной деятельности можно представить в категории прикладной учебно-научной дисциплины, предметом изучения и исследования которой становится управление экономическими, организационно-хозяйственными, художественно-творческими и другими социально-культурными отношениями в процессе производства, создания, распространения и потребления культурных продуктов и услуг. Спрос и предложение в этой сфере все больше формируются состоятельной частью населения. Повсеместно развивается индустрия развлечений и досуга, элитарные объединения и клубы, разнообразные формы массовой культуры. Повышается роль и значение культуры как формы вложения капитала, появляется множество частных коллекций, салонов, вернисажей, галерей, бурно развиваются различные направления шоу-бизнеса, арт-бизнеса, формы выставочной деятельности и виды презентаций.
В этих условиях творцы художественных произведений, культурных ценностей все больше ориентируются на изменившуюся конъюнктуру потребительского спроса населения. Но проблема заключается в том, что низкий жизненный уровень большинства населения предопределяет возрастание дефицита
культуры в обществе, тогда как наиболее платежеспособные слои становятся законодателями вкусов и предпочтений, норм и ценностей в культуре, потеснив органы управления культурой с рынка формирования спроса на продукты культуры, оставив им почетную возможность декларирования необходимости формирования культуры всего общества. Кроме того, с появлением технических возможностей репродуцирования и тиражирования культурных подлинников, когда они стали достоянием широкой аудитории, когда образовался международный рынок культуры, в том числе с использованием Интернета, изменились критерии их восприятия и оценки. Массовое копирование подлинников искусства подорвало принципы организации и субсидирования процесса творчества и распространения его результатов. Престижность и мода в производстве и потреблении продуктов культуры и услуг заставляют творца отказываться от собственного духовного самовыражения, а погоня за переменами моды и престижем лишает его свободы выбора и действий. Между тем, культура всегда считалась и считается некоммерческой сферой деятельности, и не случайно законодательством запрещено приватизировать учреждения культуры, образования, науки,здравоохранения. Некоммерческий характер этой "непроизводственной сферы" обусловлен тем, что источником финансирования ее деятельности являются в основном средства, выделяемые из государственного бюджета, и, частично, средства общественных организаций, фондов, спонсоров. Но учреждения культуры обладают огромными возможностями и практически не задействованным потенциалом зарабатывания средств собственными продуктами и услугами. Так, в музеях и библиотеках сосредоточены миллионы экспонатов материальной культуры, профессиональные и самодеятельные творческие коллективы пользуются огромным спросом у населения, уникальность и неповторимость традиционной народной культуры вызывает живой интерес не только в собственной стране, но и за рубежом, собирает огромные аудитории.
Совершенно очевидно, что, повернув весь потенциал культуры в сторону зарабатывания денег и получения доходов, можно решить практически все финансовые проблемы этой сферы.
Однако односторонняя ориентация на получение дохода таит угрозу для самой культуры. Она заключается в том, что погоня за деньгами в культуре, как правило, всегда несет опасность понижения качества товара и услуг, утраты духовности, ценностей, традиций и всего того, чем определяется миссия культуры.
Распределение продуктов и услуг Культура, как и вся социокультурная сфера всегда, нетолько в условиях рынка, ориентировалась на потребителя, причем как на массового, так и на индивидуального. Но рыночные отношения заставляют искать более продуктивный способ ориентации продуктов и услуг на личность, с ее собственными и неповторимыми чертами характера, темпераментом, вкусами, привычками, возрастными, социальными и демографическими особенностями. Каждый продукт и услуга культуры, будь то спектакль, концерт, культурная программа, тематический вечер, день отдыха, занятия в секции, студии, кружке, лаборатории, на курсах, картина художника, изделия народных мастеров, сувениры, услуги библиотекаря, экскурсовода и т.п., имеют конкретного потребителя. Но каждый конкретный потребитель имеет разные финансовые возможности потребления этих продуктов и услуг. Следовательно, предложение на них необходимо дифференцировать, перенося часть стоимости продуктов и услуг на "плечи" бюджетного финансирования (мероприятия для детей, пенсионеров, многодетных семей, самодеятельное творчество и др.). Как известно, бесплатных продуктов и услуг не бывает. Производство продуктов и услуг в социально-культурной сфере выступает в двух ипостасях - за счет средств бюджетных ассигнований (продаются по низкой цене или бесплатно) и за счет привлеченных или заработанных средств (по рыночным ценам с получением доходов на воспроизводство и стимулирование сотрудников). И в том, и в другом случае продукты и услуги социокультурного учреждения имеют значение, когда они реализованы. Проданные билеты, абонементы на культурные программы, концерты, выставки, спектакли и другие продукты и услуги составляют емкость рынка культуры. Его насыщение товарами и услугами требует постоянных и настойчивых усилий менеджеров, творческих работников, исполнителей.
Продукты и услуги социокультурной деятельности имеют быстротечный временной отрезок существования, который, в отличие от традиционных товаров и продуктов, "живет" в самом процессе его потребления (духовного, эмоционального восприятия и сопереживания), оставаясь надолго или кратковременно (в зависимости от качества) в сознании потребителя. Быстротечность существования продуктов и услуг культуры (кроме материальных культурных ценностей) составляет их специфику и заставляет создателей постоянно искать новые и новые формы, средства, содержательное наполнение продуктов и услуг. Поиск инновационных решений всегда будет менее рискованным в реализации, если создание продукта культуры связано будущим с потребителем. Другими словами, продукт не следует создавать, пока нет потребителя, и не может существовать потребителя, если нет продукта. Такая стратегия направлена на создание и продукта, и потребителя, существенно снижает риск непроизводительных затрат и называется интегрированным маркетингом.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.016 с.) |