Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности



 

Основу менеджмента составляет организация, которую сле­дует понимать как структурную единицу, субъект деятельности. Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Орга­низации социокультурной сферы наделены уникальной способ­ностью формирования материальной и духовной среды обита­ния человека.

Дифференциация продуктов и их временной цикл

Основной смысл существования учреждений культуры связан: с сохранением и трансляцией культурно-исторического наследия (музейные комплексы, музеи, библиотеки, архивы, народные традиции и обряды, быт и т.д.); с созданием условий для культурного досуга и развлечений (клубы, дома культуры, парки, молодежные раз­влекательные и игровые центры, любительские объединения, художественные самодеятельные коллективы, концертные орга­низации и др.); с художественным образованием, искусством, театральной деятельностью (детские школы искусств, колледжи и вузы культуры и искусств, консерватории, театральные вузы, театры) и другими направлениями культурной деятельности, ко­торая обеспечивается финансированием, управлением, инфор­мацией, правовыми актами, кадрами и материальной базой.

Применительно к сфере культуры менеджмент следует рассматривать как способ деятельности и как особую область знаний организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления куль­турных продуктов.

Менеджмент как искусство и способ управления деятельно­стью организации существует для производства определенных продуктов - либо в виде произведения искусства - нотной пар­титуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д., либо в виде культурной, концертной, игро-

 

вой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д.

Первая названная группа продуктов культуры имеет реаль­ную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни.

Вторая группа продуктов имеет временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использо­вания прекращают свое существование, но трансформируясь в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стои­мость.

В этом продукте культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материа­ле в процессе реализации, и необходим новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс для развертывания нового цикла.

Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социо­культурной ситуации и замысливается как способ решения за­дачи по удовлетворению определенных потребностей за счет создающихся для этого средств, то эти циклы не повторяют друг друга, а только могут быть представлены как подобные по функциям, механизмам, формам и методам.

 

Продукт – услуга

 

Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, вы­ступающий в виде непосредственного живо­го творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (па­тронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития куль­турной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг).

Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в учреждении культуры. Но ситуативность в данном случае не является только начальным порождением движения, как это обычно понимается, а стано­вится его постоянной характеристикой, непрерывным потоком повторяющихся в новых ситуациях импульсов движения.

Живой непосредственный творческий труд, воплощенный в продукте-услуге, относится к особому виду деятельности, кото-

 

рую можно охарактеризовать как кулътуротехника 1, когда ме­неджер работает не в культуре, а с культурой в определенной ситуационной перспективе.

Культуротехника менеджера не предполагает отношение к творчеству (в высоком смысле творения произведений культу­ры) как обязательному условию, и творение заменяется развити­ем-умножением возможностей и расширением функций-кодов культуры. В общепринятом смысле это называют трансляцией культуры. При этом уже сама приверженность к формальной культуротехнической работе воссоздает творчество и духов­ность.

Работа с культурой возможна и осмыслена в контексте пе­дагогики, в которой выделяются, прежде всего, моменты воспи­тания и передачи технологии работы человека с самим собой и структурными компонентами культуры (проектирование, про­граммирование, реконструкция и т.д.), а посредством воспита­ния можно добиться должного саморазвития культуротехниче­ской деятельности, сохранения, поиска, определяющего его движение.

Развитие и становление культуротехники определяется ее соорганизацией, как с областью педагогики, так и с областью методологически оснащенного социокультурного проектирова­ния как места концентрации и осознания проблем, а затем их рефлексии.

 

Спрос и предложение

 

Все продукты культуры имеют определенную потребительскую стоимость и цену.

Потребительская стоимость каждого из них зависит от величины затрат на его производ­ство и от его культурной ценности, которая формируется потре­бительной стоимостью, рынком в зависимости от культурных потребностей людей.

Устранение жесткого контроля и цензуры вывело взаимо­отношения творцов культурных продуктов и их потребителей на

_________________________________

1Культуротехника - специализированная система технологий, процедур, опе­раций и средств проектирования новых, организационно-финансовых моделей учреждений культуры, программирования форм хранения и трансляции куль­туры, работы с предметными формами и содержанием культуры, накопления опыта, познавательных, исследовательских и творческих методов разработки новых направлений деятельности учреждении культуры и подготовки специалистов.

 

новый уровень - гибкой рыночной парадигмы "спрос - предло­жение", а сами рыночные отношения возведены в статус само­стоятельного субъекта культурной политики.

Однако множество фактов свидетельствуют о том, что во­преки рыночным отношениям имеет место развитие бюрокра­тизма и чиновнического традиционализма в поведении руково­дящего персонала культуры.

Подобная инерционность в работе кадров управления, их неспособность адаптироваться к новым условиям во многом яв­ляется следствием незнания менеджмента и маркетинга, неуме­ния применять на практике их модели в условиях различных форм собственности.

Вопросы разработки и внедрения новых управленческих механизмов для социокультурной сферы имеют особое значе­ние, так как только компетентное управление обеспечит выжи­ваемость культуры и всей социокультурной сферы в сложных социально-экономических условиях.

В этом контексте, сущность менеджмента социокультур­ной деятельности можно представить в категории прикладной учебно-научной дисциплины, предметом изучения и исследова­ния которой становится управление экономическими, органи­зационно-хозяйственными, художественно-творческими и дру­гими социально-культурными отношениями в процессе произ­водства, создания, распространения и потребления культурных продуктов и услуг.

Спрос и предложение в этой сфере все больше формируют­ся состоятельной частью населения. Повсеместно развивается индустрия развлечений и досуга, элитарные объединения и клу­бы, разнообразные формы массовой культуры. Повышается роль и значение культуры как формы вложения капитала, появ­ляется множество частных коллекций, салонов, вернисажей, га­лерей, бурно развиваются различные направления шоу-бизнеса, арт-бизнеса, формы выставочной деятельности и виды презен­таций.

В этих условиях творцы художественных произведений, культурных ценностей все больше ориентируются на изменив­шуюся конъюнктуру потребительского спроса населения. Но проблема заключается в том, что низкий жизненный уровень большинства населения предопределяет возрастание дефицита

 

культуры в обществе, тогда как наиболее платежеспособные слои становятся законодателями вкусов и предпочтений, норм и ценностей в культуре, потеснив органы управления культурой с рынка формирования спроса на продукты культуры, оставив им почетную возможность декларирования необходимости форми­рования культуры всего общества.

Кроме того, с появлением технических возможностей ре­продуцирования и тиражирования культурных подлинников, ко­гда они стали достоянием широкой аудитории, когда образовал­ся международный рынок культуры, в том числе с использова­нием Интернета, изменились критерии их восприятия и оценки.

Массовое копирование подлинников искусства подорвало принципы организации и субсидирования процесса творчества и распространения его результатов. Престижность и мода в про­изводстве и потреблении продуктов культуры и услуг заставля­ют творца отказываться от собственного духовного самовыра­жения, а погоня за переменами моды и престижем лишает его свободы выбора и действий.

Между тем, культура всегда считалась и считается неком­мерческой сферой деятельности, и не случайно законодательст­вом запрещено приватизировать учреждения культуры, образо­вания, науки,здравоохранения.

Некоммерческий характер этой "непроизводственной сфе­ры" обусловлен тем, что источником финансирования ее дея­тельности являются в основном средства, выделяемые из госу­дарственного бюджета, и, частично, средства общественных ор­ганизаций, фондов, спонсоров. Но учреждения культуры обла­дают огромными возможностями и практически не задейство­ванным потенциалом зарабатывания средств собственными продуктами и услугами.

Так, в музеях и библиотеках сосредоточены миллионы экс­понатов материальной культуры, профессиональные и самодея­тельные творческие коллективы пользуются огромным спросом у населения, уникальность и неповторимость традиционной на­родной культуры вызывает живой интерес не только в собст­венной стране, но и за рубежом, собирает огромные аудитории.

Совершенно очевидно, что, повернув весь потенциал куль­туры в сторону зарабатывания денег и получения доходов, мож­но решить практически все финансовые проблемы этой сферы.

 

Однако односторонняя ориентация на получение дохода та­ит угрозу для самой культуры. Она заключается в том, что пого­ня за деньгами в культуре, как правило, всегда несет опасность понижения качества товара и услуг, утраты духовности, ценно­стей, традиций и всего того, чем определяется миссия культуры.

 

Распределение продуктов и услуг

Культура, как и вся социокультурная сфера всегда, нетолько в условиях рынка, ориентировалась на потребителя, причем как на массового, так и на индивидуального.

Но рыночные отношения заставляют искать более продуктивный способ ориентации продуктов и услуг на личность, с ее собственными и неповторимыми чертами харак­тера, темпераментом, вкусами, привычками, возрастными, соци­альными и демографическими особенностями.

Каждый продукт и услуга культуры, будь то спектакль, концерт, культурная программа, тематический вечер, день от­дыха, занятия в секции, студии, кружке, лаборатории, на курсах, картина художника, изделия народных мастеров, сувениры, ус­луги библиотекаря, экскурсовода и т.п., имеют конкретного по­требителя. Но каждый конкретный потребитель имеет разные финансовые возможности потребления этих продуктов и услуг.

Следовательно, предложение на них необходимо диффе­ренцировать, перенося часть стоимости продуктов и услуг на "плечи" бюджетного финансирования (мероприятия для детей, пенсионеров, многодетных семей, самодеятельное творчество и др.). Как известно, бесплатных продуктов и услуг не бывает.

Производство продуктов и услуг в социально-культурной сфере выступает в двух ипостасях - за счет средств бюджетных ассигнований (продаются по низкой цене или бесплатно) и за счет привлеченных или заработанных средств (по рыночным ценам с получением доходов на воспроизводство и стимулиро­вание сотрудников). И в том, и в другом случае продукты и ус­луги социокультурного учреждения имеют значение, когда они реализованы.

Проданные билеты, абонементы на культурные программы, концерты, выставки, спектакли и другие продукты и услуги со­ставляют емкость рынка культуры. Его насыщение товарами и услугами требует постоянных и настойчивых усилий менедже­ров, творческих работников, исполнителей.

 

Продукты и услуги социокультурной деятельности имеют быстротечный временной отрезок существования, который, в отличие от традиционных товаров и продуктов, "живет" в самом процессе его потребления (духовного, эмоционального воспри­ятия и сопереживания), оставаясь надолго или кратковременно (в зависимости от качества) в сознании потребителя.

Быстротечность существования продуктов и услуг культу­ры (кроме материальных культурных ценностей) составляет их специфику и заставляет создателей постоянно искать новые и новые формы, средства, содержательное наполнение продуктов и услуг. Поиск инновационных решений всегда будет менее рискованным в реализации, если создание продукта культуры связано будущим с потребителем.

Другими словами, продукт не следует создавать, пока нет потребителя, и не может существовать потребителя, если нет продукта. Такая стратегия направлена на создание и продукта, и потребителя, существенно снижает риск непроизводительных затрат и называется интегрированным маркетингом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.016 с.)