По специальности «Социально-культурная деятельность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности «Социально-культурная деятельность»



Москва 2003

ББК 77. 04 459

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств

Рецензенты:

Карпухин О.И, доктор социологических наук, профессор, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Кротова Н.В. доктор экономических наук, профессор,

Жаркова Л.С., доктор педагогических наук, профессор

Чижиков В.М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие.- М.: МГУКЙ. 2003. - 38с.

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прак­тические проблемы социокультурного менеджмента, раскрыва­ются основные научные идеи и теории деятельности, условия формирования социокультурного менеджмента, показаны меха­низмы и модели управления, виды социокультурного менеджмента и функции менеджера. В учебном пособии раскрыта система под­готовки и переподготовки менеджеров, технология управления персоналом в социокультурном учреждении, излагаются механиз­мы финансирования, маркетинга социокультурных учреждений и другие проблемы.

Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспи­рантов, соискателей и студентов вузов, изучающих дисциплины управления в социально-культурной сфере.

 

Московский государственный университет культуры и искусств, 2003 Чижиков В.М. Чижиков В.В.

ISBN 5-94778-029-1

 

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента 7

Глава I. Деятельность как социальная основа

менеджмента................................................. 7

§ 1. Научные идеи и теории деятельности..................... 9

§2. Генезис субъекта действия.................................. 20

§3. Хозяйствующие структуры и деятельность.............. 28

§4. Закономерности развития социокультурной системы....................................... 34

Глава II. Социально-культурная деятельность и управление.................. 46

§ 1. Условия формирования социокультурного менеджмента........ 48

§ 2. Природа социокультурного менеджмента............... 57

§ 3 Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики........... 66

§ 4. Социокультурная деятельность как объект управления.......... 77

§5. Социокультурная деятельность как самоуправляемый процесс 86

Раздел II. Модели менеджмента в социокультурной сфере... 95

Глава I. Механизмы управления социокультурной

деятельностью................................................ 95

§ 1 Модификации систем управления

социокультурной деятельностью........................... 97

§ 2 Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью. 107

§ 3 Социокультурное программирование в структуре

управленческих технологий................................. 117

§ 4. Технологии планирования деятельности

учреждений социокультурной сферы...................... 136

Глава II. Менеджмент в социокультурных

учреждениях................................................... 160

§ 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера 161

§ 2. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера... 169

§ 3. Подготовка менеджеров социально-культурной деятельности. 184

§ 4. Система повышения квалификации и аттестация кадров...... 193

§ 5. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента. 202

РазделIII Практика социокультурного менеджмента.......... 218

Глава I. Технологии управления персоналом в

социокультурном учреждении........................... 218

§ 1. Формы управленческих отношений в коллективе...... 221

§ 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении.... 239

§ 3. Управлять или действовать: функциональные различия....... 249

§ 4. Стиль работы руководителя................................. 264

Глава II. Финансирование и маркетинг

социокультурных учреждений........................... 289

§ 1. Механизмы финансирования социокультурной

деятельности.................................................... 292

§ 2. Способы привлечения внебюджетных средств. 302

§ 3. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности.... 324

§ 4. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений.. 339

§ 5. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство... 357

Заключение.................................................................... 372

Литература............................................................................ 376

 

 

Предисловие

 

Общеизвестно, что роль фактора управления, управленче­ской культуры, управленческой науки в условиях современного производства многократно возросла.

В Россию хлынуло большое количество "толстых" книг из-за рубежа, в которых прописаны рецепты стратегического ме­неджмента, советы и рекомендации по управлению современ­ным производством, маркетингу, сокращению потерь, расхода материалов, сырья, энергии, финансовых затрат и других из­держек, которые, как известно, имеют конкретные величины и реальные показатели, поддаются подсчету и оценке.

Эта литература крайне полезна для отечественного пред­принимателя только-только встающего "на ноги". Отсутствие опыта и знаний управления производством в условиях рыноч­ной экономики, конкуренция и борьба за рынки сбыта застав­ляют бизнесменов учиться, одновременно осваивая и азбуку, и вершины мастерства науки и практики управления.

Сомнения же относительно социокультурного менеджмен­та были навеяны целым рядом объективных и субъективных факторов. Социально-культурная деятельность, структура ее организаций, учреждений и органов, материальная база, кадры, формы и методы работы, сложившиеся в отечественной практи­ке и получившие всестороннее научное обоснование, в своем роде уникальны. Несомненным благом является открывшаяся возможность изучать, сопоставлять, обмениваться опытом со­циокультурной деятельности с другими странами.

Неоспоримо большой вклад в разработку проблем социаль­но-культурной деятельности внесли отечественные ученые, ох­ватив все стороны этого уникального явления. Однако вопросы управления данной сферой во времена плановой экономики не являлись первостепенными и долгие годы оставались на пери­ферии практического освоения и глубоких научных исследова­ний.

Более того, многие отечественные исследователи вообще ставили под сомнение возможность и необходимость управле­ния в этой сфере. Во всяком случае, для культуры, которая яв­ляется доминирующей в социально-культурной деятельности, управление как вид деятельности считалось неприемлемым.

В этих оценках есть определенный смысл, если рассматри­вать культуру и, шире, социально-культурную деятельность лишь с одной позиции - как саморазвивающуюся систему, где могут превалировать субъект-субъектные отношения, способ­ные обеспечить саморазвитие обоих субъектов.

Такая, во многом, "идеальная" модель по своему замыслу привлекательна, но дело в том, что она может быть пригодна лишь для идеального общества, которого пока в природе не су­ществует.

Ученые и специалисты не менее убежденно раскрывают наличие в социокультурной деятельности других факторов - необходимость условий, как для саморазвития, так и для разви­тия личности, наличие информационного, эстетического, педа­гогического пространства или среды, деятельности по органи­зации деятельности людей, социокультурной реабилитации малозащищенных слоев общества и т.д.

Выдвигая такие цели и решая соответствующие им задачи, социокультурные учреждения превращаются из субъектов со­циокультурной деятельности в субъекты социокультурной по­литики, вступая во взаимодействие, с одной стороны, с органа­ми культуры, а с другой - общественными организациями, формированиями, фондами, общественностью и отдельными людьми. Такая цепочка взаимосвязей не может развиваться без организации, без управления на всех этажах вертикали и гори­зонтали отношений.

Более того, социокультурная сфера вместе с государствен­ными, частными институтами и всем обществом погружена се­годня в рыночные отношения, которые всерьез предъявляют со­вершенно новые и жесткие требования к деятельности и управ­лению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до Министерства культуры.

И, несмотря на то, что учреждения культуры не являются коммерческими и продолжают финансироваться из бюджета, они вынуждены "вписываться" в рыночные отношения - искать

 

способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесто­ров, чтобы не утратить смысл и предназначение своей деятель­ности, свою миссию, поставленные под угрозу мизерными пор­циями бюджетных денег.

В таких условиях учреждения социокультурной сферы не могут работать в прежней модели управления, они учатся ра­ционально управлять, внедряют новые формы работы, иннова­ционные виды деятельности. Другими словами, социокультур­ная деятельность вступила в новые для себя условия жизни.

Умелое использование научно обоснованного менеджмен­та, адаптированного к социально-культурной деятельности -это значит жить, оставаться с надеждой только на бюджетные остатки - значит медленно умирать. Выбор уже сделан. Многие учреждения уже давно закрылись, большая же часть - успешно развивается, а иногда и процветает.

Однако бурная и во многом непредсказуемая экономиче­ская и финансовая среда, социальные перемены, законодатель­ная неразбериха резко усложняют процесс управления, приня­тие управленческих решений, повышают цену управленческих ошибок и значимость управленческого мастерства.

Первоначальные навыки управления, основанные на зару­бежном опыте общего менеджмента, не могут восполнить тот пробел, который образовался в теории и практике социокуль­турного менеджмента.

Но отечественная наука, к счастью, не стоит на месте. За последние несколько лет в стране появились первые книги по менеджменту в культуре, социокультурному менеджменту, ко­торые в определенной степени позволяют заполнить образо­вавшийся вакуум.

К ним относятся учебные пособия: Рудич Л.И. Менедж­мент социокультурной сферы. Основы технологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 268 с.; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере. СПб.: Изд-во Михайло­ва В.А., 2000. 170 с.; Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 384 с.; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 1998.

Отдавая должное авторам указанных трудов как первопро­ходцам в деле научного, практического и технологического ос­воения проблем социокультурного менеджмента, высокому

 

уровню их работ, нельзя не отметить, что рассматриваемая про­блема заслуживает большего внимания ученых и специалистов и большего количества учебников, учебных пособий и моно­графий.

Имея большой опыт практической работы в социокультур­ной сфере, опыт педагогической работы в вузе, авторы данного учебного пособия постарались изложить проблемы социокуль­турного менеджмента целостно, в исторической ретроспективе, сформулировали основные понятия, принципы и категории, раскрыли основные технологические процессы современного менеджмента в учреждениях социокультурной сферы.

По основным концептуальным вопросам взгляды авторов данного учебного пособия на социально-культурную деятель­ность и методы управления не расходятся с общепризнанными научными подходами, но расширяют теоретические и практиче­ские представления о природе, сущности, видах и методах управления в социокультурной сфере.

Авторы с большой признательностью оценивают помощь и экспертные оценки данного учебного пособия, полученные от коллег по кафедре менеджмента социально-культурной дея­тельности Московского государственного университета культу­ры и искусств, а также профессоров Т.Г. Киселевой, Н.В. Кро­товой, Л.С. Жарковой, Н.П. Лапшина, Ю.Д. Красильникова. Мы благодарны всем преподавателям, аспирантам, студентам и спе­циалистам-практикам, профессиональное общение с которыми способствовало написанию данной работы.

Надеемся, что учебное пособие послужит дальнейшему ос­мыслению и решению сложных проблем менеджмента в социо­культурной деятельности, и с большой признательностью при­мем все предложения, замечания и пожелания, связанные с до­полнениями данного учебного пособия.

Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.016 с.)