Инновационные формы регионального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные формы регионального управления



 

По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране, углубле­ния рыночных преобразований, в системе социокультурного управления стали неиз­бежно закрепляться новые реалии - нали­чие множественности субъектов культур­ной политики и управления, новые формы, подходы, новые организационные пространства партнерского, конструктивного взаимодействия всех субъектов социокультур­ного процесса.

Современное управление социокультурного развития ре­гиона имеет приоритеты:

- учет специфики исторического развития области (края, республики, округа);

- опора на традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на территории;

- развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения;

- наличие профессиональных кадров, способных развивать социокультурный потенциал региона, спрос и удовлетворение культурных потребностей, информированности и образования.

Предметная конкретизация приоритетов в управлении со­циокультурной деятельностью, которая могла бы очерчивать контуры вполне определенной оптимальной модели управления содержанием социокультурных процессов, может проявляться в виде реализации организационно-управленческих шагов социо­культурного развития.

1. Принятие в каждом субъекте федерации Закона о социо­культурном развитии, в качестве законодательной базы устой-

 

чивого развития культуры, искусства, социальной сферы регио­на.

2. Создание при администрации всех уровней обществен­ных советов по культуре, социальному развитию, объединяю­щих представителей общественных организаций, политических партий и движений, религиозных конфессий, с целью координа­ции и поддержки духовно-нравственной жизни в регионе.

3. Организация выпуска периодического издания "Социо­культурное развитие региона" под патронажем администрации и органов управления культурой.

4. Реализация в полном объеме "Основ Законодательства РФ о культуре", в которых закреплена доля расходов на культу­ру региона не менее 6 % средств местных бюджетов.

5. Создание "Независимого фонда культуры" для поддерж­ки культурных инициатив, творческих и научных талантов, с помощью субсидий населения, предпринимателей, обществен­ных движений и политических партий.

6. Разработка и внедрение инновационных методов управ­ления социокультурной, культурно-досуговой деятельностью адекватно запросам населения, в том числе социально незащи­щенных слоев.

7. Вовлечение в социокультурную сферу исторического, культурного наследия региона, музейных, архитектурных, ху­дожественных, литературных фондов, фольклора.

8. Восстановление объектов храмового зодчества, возрож­дение народных промыслов, создание природных и культурных заповедников.

9. Создание научно-общественных институтов регулирова­ния научных исследований в области народной культуры, со­циокультурного развития.

10. Финансирование программ социокультурного развития, образовательных программ подготовки специалистов культуры, приобщения детей и молодежи к народной художественной культуре.

В число приобретенных направлений управления социо­культурной деятельности, таким образом, входит:

- создание механизма эффективной реализации законов в области культуры и искусства;

 

- закрепление статуса работников культуры, творческих деятелей;

- в сфере профессионального образования: расширение специализаций в подготовке кадров, разработка инновационных программ и методов обучения;

- реорганизация системы управления социокультурной сфе­рой, взаимоотношений "центра и периферии", развитие федера­лизма;

- выравнивание социокультурного развития территорий, ре­гиона, обмен культурной продукцией между территориями, регионом и центром;

- государственная поддержка культурной самобытности ре­гионов, широкого доступа всех социальных групп к культурным ценностям;

- установление налоговых льгот социокультурным учреж­дениям, материальная поддержка культуры средствами пред­принимательской деятельности, бюджетных и внебюджетных источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юри­дических лиц.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются приоритеты региональных органов управления?

2. Дайте характеристику новой ситуации в социокультур­ной деятельности регионов.

3. Каков характер управленческих взаимоотношений феде­ральных и региональных органов управления?

4. Прогрессивные направления в управлении региональным социокультурным комплексом.

 

§ 2. Принципы формирования инноваци­онных моделей управления

социокуль­турной деятельностью

 

Некогда непререкаемый авторитет отделов и департаментов Министерства культуры, областных комитетов по культуре для районных органов и учреждений культуры сегодня значительно иссяк, реальная модель управления уже формируется не по принципу "накачки" руководством своих подчиненных, а на ос­нове делового обсуждения и принятия решений с участием кол­лег по работе, что способствует повышению авторитета прини­маемых решений.

Стереотипы административно-командных отношений в системе управления социокультурной деятельностью, которые якобы в рыночных условиях изжиты, продолжают существовать не только на бумаге, в нормативных документах, они живы в ре­альном общении людей и продолжают воспроизводиться.

Этот принцип управления неосознанно бытует на всех уровнях, а не только в отношениях верхних и нижних звеньев управления. Однако принципы, заложенные в основу организа­ции^ функционирования социокультурной сферы в форме моде­ли "центр-периферия", новой либерально-рыночной государст­венностью подорваны, они не отвечают реальным интересам людей.

 

Новый статус органов и учреждений

 

Социокультурная деятельность в сво­ем развитии вступила в этап смены основ­ных парадигм, принципов деятельности и управления, в этап расширения горизонта организационных и финансовых отноше­нии органов управления и учреждений культуры с населением, организациями, учреждениями и предприятиями на местах.

Отделы культуры, учреждения культуры все решительнее обретают новый статус, становясь центрами формирования об­щественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные ин­ституты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей.

 

Органы и учреждения культуры все дальше отходят в своей дея­тельности от узкоотраслевых принципов и рамок.

Динамичность общественного развития, социальных и культурных процессов ставит социокультурные институты в си­туацию быстрого реагирования на ситуации, в которых возника­ет потребность формирования временных коллективов, необхо­димых для выполнения тех или иных социокультурных про­грамм и проектов, способных быстро реализовать сложные со­циокультурные технологии.

Но, определяя приоритеты в развитии социокультурной сферы, а особенно модель системы управления, следует внима­тельно отнестись к накопленному опыту разработки и реализа­ции организационно-управленческих технологий.

При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора:

- реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии соответствия их глубины со­циально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой незави­симости личности;

- соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокуль­турное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культу­ры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспе­ченность и т.д.);

- осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы - модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преоб­разования.

Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности - физические лица и организации, которые обладают собственными, а не предписанными сверху

 

целями деятельности, которые самостоятельно определяют средства и методы, регламентируют условия по ее достиже­нию и тем самым влияют на позитивное изменение социокуль­турной ситуации.

Субъект деятельности как субъект управления

 

Субъектами социокультурной деятельности выступают лица, проживающие в регионе, способные своей инициативой и самостоятельностью объединить вокруг себя людей и направить их усилия на решение конкретных программ сохранения исторической и культурной среды, памятников истории и культуры, работы с детьми и под­ростками в жилом секторе, экологии культуры и других акций и проектов социально-культурного значения.

Наиболее продвинутая часть субъектов культурной дея­тельности способна выступать в более сложном статусе - как субъекты культурной политики. Если субъект культурной дея­тельности ставит перед собой цель реализации своей собствен­ной деятельности в индивидуальной или коллективной форме, то предметом интереса субъекта культурной политики является деятельность других субъектов социокультурной сферы и взаи­модействие с ними, а также решение крупных задач в развитии культуры и инициирование законодательных инициатив в об­ласти государственной культурной политики.

Таким образом, управление социокультурной сферой пред­ставляет собой деятельность одних людей по управлению дея­тельностью других людей, о чем говорилось в предыдущих па­раграфах. Такая модель управления в социокультурной сфере характеризует принципиально новое качество управления, кото­рое свойственно только данной сфере.

Социокультурная сфера в регионах сегодня нуждается в создании надежной базы для реализации механизмов самораз­вития и утверждения такой управленческой модели, которая обеспечивала бы существенные изменения соотношения госу­дарственной и местной (как муниципальной, так и негосударст­венной) инициативы при решении актуальных региональных проблем.

Изменения такого рода говорят о существенном расшире­нии состава активных и самостоятельных субъектов культурной деятельности и культурной политики, к которым можно отнести

 

руководителей творческих союзов и ассоциаций, общественных фондов и самодеятельных объединений, религиозные и нацио­нально-культурные общества, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере культуры.

Широкий круг субъектов культурной деятельности и субъ­ектов культурной политики позволяет максимально расширить возможности социокультурного самоопределения личности, гибка учитывать культурные запросы и предпочтения населе­ния, проектировать такие виды и формы деятельности, в кото­рых смогут активно проявлять себя сами субъекты.

Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их го­товностью к активной деятельности.

Дефицит или отсутствие таких субъектов ставит под вопрос реальность и целесообразность создания новых структур дея­тельности и управления. Определение их статуса и функций должно соответствовать реально программируемым видам и формам социокультурной деятельности, организаторскому и творческому потенциалу их инициаторов и исполнителей, ха­рактеру межсубъектных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.013 с.)