Критика диалектического характера коммунистического движения при чистом капиталистическом обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика диалектического характера коммунистического движения при чистом капиталистическом обществе.



Предмет вопроса.

Чистый технический базис при третьем этапе[124] развития капиталистической ассоциации вследствие своего революционного характера имеет закон перемены труда, согласно которому повышение производительности сил вследствие развития производительности труда предполагает частую перемену труда пролетария. Перемена труда вообще осуществляется при двух обстоятельствах. Перемена труда может происходить как при непосредственной замены рабочих сил машиной (в тех отраслях труда, где повышение производительности труда пропорционально делает ненужным применением рабочих сил, вследствие чего данные пролетарии освобождаются и готовы к применению в тех отраслях, где они действительно требуется), так и для рационального использования производительных сил (в которые включена и рабочая сила) общества («Поэтому природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего»[125]). Перемена труда для рационального использования может происходить при полном удовлетворении резкого роста амплитуды колебания спроса, так что после стабилизации спроса становится ненужным вовлечение бывшей большей совокупности рабочих сил, набранной для удовлетворения возросшего спроса, так и при перепроизводстве товаров («Колоссальная скачкообразная расширяемость фабричного производства и его зависимость от мирового рынка необходимо порождают лихорадочное производство и следующее за ним переполнение рынков, при сокращении которых наступает паралич»[126]); причиной перемены труда этой кагорты обстоятельств является то, что «…машинное производство приобретает ту эластичность, ту способность к быстрому, скачкообразному расширению, пределы которой ставятся лишь сырым материалом и рынком сбыта»[127]. Следовательно, для удовлетворения, например, возросшего спроса достаточно лишь набрать рабочую силу, что происходит в кратчайшие сроки.

Капиталистическое выражение закона перемены труда таково, что воплощение закона перемены труда «…уничтожает всякий покой, устойчивость, обеспеченность жизненного положения рабочего, постоянно угрожает вместе с средствами труда выбить у него из рук и жизненные средства и вместе с его частичной функцией сделать излишним и его самого»[128]. Следовательно, закон перемены труда вступает в диалектику с самим собой, в противоречие между своим изначальным предназначением и выражением этого содержания при капиталистической форме производства.

Но только это противоречие проявляется не в такой форме, в какой она проявлялась в рассмотренном нами вопросе о противоречии товарной формы производства с его капиталистическим выражением. Там проявление противоречия было определено лишь путем теоретических дедукций. Форма проявления же внутренней диалектики закона перемены труда, противоречий между законом базиса и его капиталистическим выражением такова, что уничтожается «…всякий покой, устойчивость, обеспеченность жизненного положения рабочего…»[128], такова, что проявление противоречий «… постоянно угрожает вместе с средствами труда выбить у него из рук и жизненные средства и вместе с его частичной функцией сделать излишним и его самого»[128].

Именно вследствие такого проявления противоречий, такими катастрофами, «крупная промышленность…делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения»[129]. Именно в приспособлении общественных отношений, в коммунистическом движении, проявляется снятие противоречий между законом формы производства на базе крупной промышленности и капиталистическим ее выражением («…развитие противоречий известной исторической формы производства есть единственный исторический путь ее разложения и образования новой»[130]).

Коммунистическое движение, как проявление диалектического снятия, не обуславливается внешними, стоящими вне этого явления, «диалектическими силами», которые управляли бы всем существующим как существующие сами по себе сущности, а само является диалектическим отношением. Карл Маркс оперирует абстрактными понятиями типа «закона базиса», но не какой-либо существующий независимо от человека закон определяет диалектику. Данный закон абстрактно выражает реальное отношение; оперирование данными понятиями лишь поэтично представляет реально существующие отношения. Иными словами, лишь из осмысления реального коммунистического движения Карл Маркс решает подвести отношения этого движения под диалектические отношения, которые он считает универсальными и которые он видит в каждом реально существующем явлении, а коммунистическое движение и является таким существующим явлением.

И так, вступление законов технического базиса и его капиталистической надстройки в противоречие, что «…перемена труда теперь прокладывает себе путь только как непреодолимый естественный закон и со слепой разрушительной силой естественного закона, который повсюду наталкивается на препятствия»[131], есть лишь образное выражение действительных взаимодействий в реальном мире. Диалектическое взаимоотношение проявляется вследствие того, что принципы и следствия из них (рассмотренные в первой главе), положенные Карлом Марксом, сами образуют и организуют это диалектическое отношение, ибо диалектическое отношение есть ничто иное, и об этом уже сказано, как универсальное наименование действительных взаимодействий в практической жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)