Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Извлечение положений учения карла маркса И фридриха энгельса из критики фейербаха.
Прежде чем начать извлечение положений гипотезы Карла Маркса и Фридриха Энгельса из критики представлений Фейербаха, стоит отметить, что для исполнения поставленной задачи не имеет значение, истинно или ложно К.М. и Ф.Э. интерпретировали изложенные представления Фейербахом. Для исполнения поставленной задачи важно лишь то, каким образом они аргументировали выведенную ими ошибочность представлений Фейербаха в интерпретированной ими форме. Именно в аргументировании вовлечены положения марксистского представления действительности, и именно поэтому отношение аргументации представляется в форме не только критики Фейербаха (чем оно также является в действительности), но и в форме вообще критики представлений, отвлеченных от всякого субъекта высказываний, в такой форме, в которой представляется обычное мышление. - Положение, из которого, по мнению Карла Маркса и Фридриха Энгельса, исходит в своем рассмотрении Фейербах, выражается в выдержке «…люди нуждаются и всегда нуждались друг в друге»[1]. Иными словами, установление отношений между людьми, то есть установления общения, призвано удовлетворить личные потребности индивидуума. Удовлетворением этих потребностей является организации человеческого общества. С этим фактом согласны и сами К.М. и Ф.Э., в изложении столпов собственного изображения функционирования действительности высказавшись о том, что «Само оно (ред.производство) опять-таки предполагает общение [Verkehr] индивидов между собой»[2]. И у К.М. с Ф.Э. в организации общественного производства индивид находит удовлетворение своих потребностей, так что экономические отношения, как составное общественных отношений, является частью отношений между людьми, необходимой самим людям. Экономические отношения, в действительности, подразумеваются самим выражением, высказанным Фейербахом[1], но не подразумеваются самим Фейербахом, так как Фейербах«не знает никаких иных “человеческих отношений” “человека к человеку”, кроме любви и дружбы, к тому же идеализированных»[3], следовательно, вовсе не рассматривал всю совокупность имеющихся в действительности человеческих отношений. К.М. и Ф.Э. далее выдвигают две линии критики Фейербаха: первая линия заключается в критике провозглашения Фейербахом себя коммунистом, а вторая линия, собственно, относится к нашему изложению и подлежит дальнейшему рассмотрению, заключается в критике того, что будто бы «…бытие какой-либо вещи или человека является в то же время и его сущностью, что определённые условия существования, образ жизни и деятельность животного или человеческого индивида есть то, что доставляет его «сущности» чувство удовлетворения»[4].
Иными словами, по представлениям Фейербаха, субъективное отношение сознания к условиям материального мира, или, осознание материального, «чувственного» мира (достоверности, видимости) проявляется только в «чувстве удовлетворения». Следовательно, из отношений индивидов между собой, в которых индивид ощущает только лишь положительные явления дружбы и любови, из отношения человека и природы между собой, в которых существует одна только гармония, человек получает одно лишь удовлетворение. А раз, как указано выше, Фейербах не признает никаких иных отношений между индивидами кроме как дружбы и любви, которые доставляют чувство удовлетворения, то и из экономических отношений, например, классовых отношений, пролетарий не может ощущать никаких негативных чувств, которые могли бы разорвать эти самые классовые отношения. Не принимая данные положения об устройстве действительности, К.М. и Ф.Э. выдвигают обоснованные претензии к представлениям Фейербаха. Во-первых, К.М. и Ф.Э., подмечают, что факт неудовлетворенности пролетариями условиями своей жизни логически непротиворечиво не может быть объяснен воображениями Фейербаха, который, входя с самим собой в логическое противоречие, пытается объяснить данный факт исключением, как «…несчастный случай, как ненормальность, которую нельзя изменить»[5], и, далее, объясняя существование этого исключения в «…двойственном созерцании, занимающем промежуточное положение между обыденным созерцанием, видящим только то, что “находится под носом”, и высшим, философским созерцанием, усматривающим “истинную сущность” вещей»[6]. Данные объяснения не могут удовлетворить логический инстинкт К.М. и Ф.Э.
Во-вторых, К.М. и Ф.Э. подмечают, что Фейербах ограничивается рассмотрением «человека как такового»[7], иными словами, человека в отрыве от всяких исторических условий («Он не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь»[8]; «Фейербах видит, например, в Манчестере одни лишь фабрики и машины, между тем как сто лет тому назад там можно было видеть лишь самопрялки и ткацкие станки, или же находит в Римской Кампанье только пастбища и болота, между тем как во времена Августа он нашёл бы там лишь сплошные виноградники и виллы римских капиталистов»[9]), между тем как К.М. и Ф.Э. считают неприемлемым рассмотрение человека в отрыве от истории. Ведь рассмотрение человека в отрыве от исторических условий не может объяснить смену состояний непрерывного исторического движения. Потому не может объяснить, потому что, по мнению К.М. и Ф.Э., каждая историческая эпоха содержит в себе те специфические материальные элементы, которые обуславливают движение в одной исторической эпохи и не имеются в иных исторических эпохах, так что невозможно было бы объяснить движение одной исторической эпохи, созерцая лишь материальные условия другой исторической эпохи. Гипотеза, объясняющая мироустройство, должна объяснять факты, которые в действительности не объяснены Фейрбахом, на которые ему и было указано, а именно: 1)факт существования более обширного круга человеческих потенций, человеческого потенциала, так что человеческие отношения включают себя не только отношения любви и дружбы, но и массу иных отношений (как, например, по одной классификации, негативных отношений, так и, по другой классификации, производственных (в том числе и классовых) отношений); 2)факт смены состояний непрерывного исторического движения, проявляющийся, например, в смене стадий развития (1-ая, 2-ая, 3-яя стадия развития капиталистической формы производства) и в смене элементов форм общественного производства (капиталистический, феодальный способы производства; технического базиса формы производства (революционного технического базиса в виде машин, консервативного технического базиса в виде ручных орудий труда) и т.д), или, например, в смене состояний государственного устройства, политических систем (демократии, авторитаризма и т.д.); 3)факт различного содержимого сознания представителей разных поколений (например, почему в период жизни К.М. и Ф.Э. отдельный представитель общества, являющийся капиталистом, желал расширения своего производства, тогда как отдельный представитель общества, вовлеченный в родовую общину, даже не мог иметь капитала). Должна объяснять потому, что именно такая гипотеза удовлетворяет исполнению цели правильного понимания мироустройства, и во исполнение этой цели К.М. и Ф.Э. высказывают свои утверждения насчет мироустройства, главное из которых заключается в том, что рассматривать людей нужно «…в их данной общественной связи...», «…в окружающих их условиях жизни, делающих их тем, чем они в действительности являются»[10].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.005 с.) |