Ростовский куртеп и марийский курте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ростовский куртеп и марийский курте.



Искал этимологию к топониму Куртасово в котором Матвеев видит мерянскую основу кур/кор - соотнося ее с мерянской лексемой *kor, *kur «речка», «старица».

Однако я подумал, что это может быть антропотопоним. И пока смотрел ономастикон Черных неожиданно нашел аналог одного ростовского имени рубежа XV-XVI вв. - Куртеп, крестьянин, 1501 г., Ростов.

Им оказалось марийское имя Курте, производные Курти, Куртеш, Куртуш м. д.-ф.-у.: фин. hurtti «задорный», «бойкий», перен. «гончая»; мар. В курт «домашний сыр»; курт /ньык Г «лежанка»; «деревянная кровать в заднем углу дома»; кӱрт, Г кӹрт I «наст»; «ледяная кора на снегу» II кӹрт Г: ~пи «с дурным поведением» (о женщине); кырт «чуть», «едва»,
«еле»; удм. диал. курт/ым «компания», «артель»; гурт 1. «деревня», «селение»; первонач — «поселение рода» 2. «дом», «родина»; «домашний»; хант. курт «посёлок» (в древности —место проживания родовой общины). В знач.—«домашний»; «родной», «родовой». Коз. у. дц. Юлшудермар, Якгерля, 1747. (Черных).        Андрей Мерянин  https://vk.com/meranjelma

 

КУЛЬТУРЕ РУСОВ МНОГИЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ!

* Знаете ли вы, что древнее название Архангельска – Пур-Наволок. Не Хастинапур, не Сингапур, где «Пур» поставлен уже во второй части названия, также как Ленинград, Петроград. Но есть у нас Град-Москва, это более архаичная форма словосочетания, когда «Град» стоит впереди, так и Пур-Наволок, превратившийся потом в Архангельск.

* Знаете ли вы, что родина Ломоносова – город Холмогоры стоит на трех островах: Кур, Наль, Ухт. Где Кур и Наль в Махабхарате – это прапредки Ариев (два брата). Ухта – на санскрите значит «песня». А река Холмогорка еще в XIX веке называлась «падра», что на санскрите значит – деревенская.
Выступление С.В. Жарниковой на Втором Конгрессе Ведической культуры
* Жарникова Светлана Васильевна – кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член Руского географического общества.
#просвещение #знание #правда #познание #истина #прошлое https://vk.com/prosvznaniem

 https://www.liveinternet.ru/profile.php?journalid=3352530&all_a=1

КУНДЮМЫ. ЗАБЫТОЕ РУССКОЕ БЛЮДО.

Кундюмы (кундумы, кундупцы, кундюпцы, кундюбки) - старинное русское блюдо. На Руси его готовили на протяжении нескольких столетий. Основное отличие кундюмов от пельменей - это специфический рецепт теста, другое существенное отличие, что их не отваривают, а вначале пекут, а затем томят в печи.               https://vk.com/detizemlirusskoy                                                                          

КУРИЛКА - Жив курилка

"Жив курилка!" — выражение из старинной русской детской игры "Курилка". Правила были просты: участники садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая: "Жив, жив курилка! Ножки тоненьки, душа коротенька". Тот, в чьих руках лучина гасла, выходил из круга. Получается что "курилка" - это вовсе не человек, как можно было подумать, а горящая щепка которой в старину освещали избу. Она едва горела и дымила, как тогда говорили "курила". Александр Пушкин не упустил шанса воспользоваться этой языковой двусмысленностью в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского: — Как! жив еще Курилка журналист? — Живёхонек! всё так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку. — Фу! надоел Курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего? Дай мне совет. — Да… плюнуть на него.                                https://vk.com/izdatelstvo_rodovich

КУСТОДИЕВ –

   Борис Кустодиев. Автопортрет. 1905. Русский музей

Обосновавшаяся в Токио кустодиевская мерянка - «Девушка на Волге» предстала перед широкой публикой впервые с 1928 года, когда была подарена правительством СССР тогдашнему императору Японии Хирохито по случаю вступления на «хризантемовый престол». https://vk.com/costroman

Все это время она находилась в комплексе императорского дворца в столице Японии. Ныне же картина выставлена на всеобщее бесплатное обозрение в Музее императорских коллекций «Санномару сёдзокан» в Восточных садах дворца, став безусловным «гвоздем» или, как говорят японцы, «глазным яблоком» развернутой там экспозиции. 

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927).
"Сенокос". 1917 г.

КУФАЙКА - 1.название фуфайки, которое используется на Украине. Также можно встретить в качестве местных диалектов в некоторых регионах России. Фуфайка — в русском языке это существительное пишется с буквой «ф» в начале слова и не имеет других вариантов                                                                                     https://kak-pravilno.net/
2. Фуфа́йка (нижняя сорочка) — преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки (этот современный смысл слова наиболее древний, восходит по крайней мере к XVIII веку, не позднее 1765 года).

По действующему ГОСТу, фуфайка может иметь как длинный, так и короткий рукав, может быть изготовлена из лёгкой, в том числе и синтетической, ткани. Таким образом, под определением «фуфайка» ГОСТ подразумевает также и футболку, а на практике лёгкая фуфайка часто именуется футболкой с длинными рукавами.         

Название происходит, по-видимому, от диалектных хухать, фукать — «дышать теплом, согревать».

Устаревшие значения

Ранее фуфайкой называли любую утепляющую одежду: кофты, свитера, даже ватники… Ушаков даёт «фуфайке» одно значение: «Тёплая вязаная рубашка без рукавов или с рукавами, надеваемая вниз для тепла или надеваемая сверху». 2. То же, что ватник (прост.)». Примерно то же и в БТС: «1. Тёплая вязаная шерстяная или байковая рубашка или безрукавка; свитер. 2. Стёганая ватная куртка; ватник». В толковании появляется в обоих случаях «ватник», не «телогрейка». В Польше называлась куфайкой (польск. Kufajka). …региональный характер такого словоупотребления.                                                                                http://wikiredia.ru/wiki/

 

КУШНЯ - В беломорской тайге встречаются так называемые кушни, охотничьи избушки (Корытовых, Семкина и других), домики, зимовья, реже землянки. Некоторые чуточку осели на бок, но еще вполне крепки. Их рубили топором "в чашу", чтобы годичные кольца зажимались на торцах - не будут гнить. Но встречаются углы и "в охряпку", "в лапу", "в крюк". Угол, срубленный "в крюк", считается самым лучшим в смысле прочности и тепла.

На сруб шли прямослойные перестойные деревья, заболонь с палец. Размер дерева выбирали согласно поговорке: "Всяк по себе дерево рубит". Бревна не были слишком тяжелы в работе. Они, как правило, мастерски отесаны. Микроклимат, создаваемый древесиной, благодаря ее гигроскопичности и теплоизоляционным качествам, является оптимальным для человека. Рубленая избушка дышит, сама себя вентилирует, говорят, даже врачует.

Избушка-вползушка невелика, но удобна. С небольшим окошком, нередко с двойными стеклами - западней-ловушкой для мелкого гнуса, деревянными гвоздями в стене, печуркой, обложенной камнями для пущего тепла. На столе берестяной туесок с солью, которая может подсказать об изменении погоды (стала влажной - жди ненастья. Кстати, чтобы сырые дрова поскорее разожглись, нужно посыпать их щепоткой крупной соли). Над нарами можно найти мелкозернистый камень-песчаник для точки топора, ножа.

Такая изба всем хороша. Не одну сотню посетителей леса спасла она от гибели и холодной смерти. Ее теплый смолистый запах действует успокаивающе на заблудившихся - отдыхает душа, радуется сердце тишине и уюту. Можно полежать, разгрузить позвоночник. Угару, сажи, копоти и иных средств утомления тут не бывает, не считая гнуса. Расположены избушки, как водится, на пригорках, угорах, на удобных и красивых местах, которые северяне называют веселыми: по берегам озер, рек, ручьев, вблизи ключа, не замерзающего зимой - все дымит. Они гармонично сливаются с природным фоном, лесными пейзажами и воспринимаются как часть природы, оставляя яркое впечатление у каждого, кто обладает чувством прекрасного. В большинстве случаев с берегов озер построек не видно, ветви деревьев искусно скрывают их от постороннего взора. От них идут путики-тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещены самоловные орудия. Вешала для сушки сетей - постоянный атрибут таежных пристанищ.

Лесные избушки - олицетворение традиций, народный вкус, исконно русский дух и поэтический образ, излучающий теплоту натруженных рук и доброту человеческого сердца. Хороши избушки не только нравственно-этическим замыслом - гуманным предназначением, единственно надежным убежищем человека в тайге, но и обычаем: входи, кому надобно, нечего стучаться и спрашивать.

Их не запирают. Издавна так повелось. Из такой избы никогда ничего не пропадает (не будем говорить о пригородных постройках, расположенных на удалении дневного перехода и доступных горе-любителям леса). В ней можно найти рыбацкие снасти, запасы пищи для бездомного случайного человека: поешь но с собой не бери; есть лишний сухарь - подвесь. Взаимная помощь и поддержка - закон тайги!

В избушке все хорошо продумано: и расположение печки (каменки), и ее конструкция, и ширина нар, и стол-нары, и другие мелкие детали. Любой предмет - будь то стол или печка - доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. Быт таежников выверен вековой практикой.

Под самым потолком укреплены две жерди - грядки для сушки одежды, висят пучки лекарственных трав (зверобой, мята, ромашка). На стенах можно иногда увидеть самодельный барометр - стволик, выполненный из сухой елки или можжевельника с длинной веточкой, очищенной от коры. Прикрепляется к стене так, чтобы веточка "ходила" в горизонтальном положении. Годичные слои у сучьев ели и можжевельника по-разному впитывают в себя влагу. Наружные вбирают её больше, чем внутренние. В сухую жаркую погоду нижние просыхают - веточка выпрямляется. При увеличении влажности слои набухают - веточка наклоняется в сторону. Это и барометр, и настоящий лесной гигрометр (прибор, показывающий влажность воздуха). Сук, сгибаясь в сторону ствола, сигнализирует о том, что влажность увеличивается. Когда же наступает сушь, он распрямляется. В общем, более чем скромное внутреннее пространство избы организовано настолько разумно и просто, по-своему даже красиво, что тут ничего не прибавить и не убавить. В ней соединились прошлое и настоящее, крестьянская простота и утонченный минимализм. Лесное жилище небогато мебелью и домашней утварью.
Потолок, утепленный мхом, прижимался землей.
Пол подбирался из развала и теса с верхней гладкой поверхностью, на которой вода не задерживается. Дверь делали небольшую, но плотную, с петлями из березовых капов, надетыми на вдолбленные в стену деревянные крюки. Широкие нары сооружали из тесаных плах. Одним словом, сколько гостей, столько постелей. Нередко встречаются скамейки-козочки.

И во все это вложена любовь, душа, творческая фантазия. Издревле предпочитали строить надежно, красиво и тепло.

Если вы попали в избушку летом, то прежде всего просушите спальные принадлежности. Благодаря сухому ветру, сильному испарению они пройдут на солнце и воздухе своеобразную стерилизацию.

Нигде, как на Севере, выражение "плясать от печки" не звучит так актуально. Печка не должна просто обогревать жилище, она должна делать это рационально. Иначе не напасешься дров.

Растопите очаг-печку, а перед этим обязательно выберите золу. Как говорится, тепло любить - и дым терпеть. Просушите избу. Дрова должны гореть ровно, долго, жарко, не дымить и не стрелять угольками. Настоящие таежники особенно ценят ольху - не искрит, угара, сажи нет. Из хвойных пород хороши сосна, кедр. Но лучше - лиственница. У ели древесина, как кость: и горит (аж трещит), и жар, и уголь. Чтобы от дров была полная тепловая отдача, надо замедлить процесс их сжигания. Зимой красный огонь в печи - к морозу, белый к оттепели. Если зола быстро гаснет - к оттепели.

Как говаривали в старину, чтобы получить пуд тепла от фунта дров, необходимо знать правила:
-ДЛЯ РАСТОПКИ берите сухую древесную лучину или щепки;
-КАК ТОЛЬКО установилось горение, дверцы печки полностью закройте - не расточайте тепло;
-ПРИКРОЙТЕ дымоход задвижкой - это замедлит процесс горения и позволит сэкономить дрова, сохранить тепло. Сильную тягу используют только в начале топки;
-НЕ ИЗБЕГАЙТЕ толстых поленьев, они дают хороший эффект;
-ЕДВА перестанут появляться синие языки пламени, наглухо перекройте все отверстия. Леонид Невзоров в книге "В избах" не рекомендует закрывать печь в первую ночь. С угара немало охотников сгинуло. Лучше перестраховаться лишний раз, подняться, подбросить в топку - живым останешься.

Хитрости и подсказки

-В ИЗБУШКЕ держите чистоте и порядке то, чем пользуетесь.
-ЕСЛИ что-либо привели в беспорядок, то восстановите ПОРЯДОК
-ЕСЛИ стекла в двойных рамах начинают потеть - к усилению мороза, а если на них выпала обильная роса ("плачут окна") к дождю.
-ДРОВА в печи горят с треском - к морозу; шипят, дымят, плохо загораются - к оттепели.
-КРАСНЫЙ огонь в печи - к морозу, белый - к оттепели.
-ДЫМ из трубы столбом - к морозу, опускается вниз и стелется по земле - к оттепели, в безветренную погоду льнет к земле - жди снега.
-ГОРЯЧИЕ угли покрывают золой, когда нужно развести огонь.
-НЕ ВЫЛИВАЙТЕ воду, в которой варилась картошка в мундире. Ею хорошо отмывается стеклянная, глиняная и фаянсовая посуда.
-У ВАС нет чашек? Возьмите кусок бересты, сделайте складку так, чтобы получился кулек или воронка без отверстия. Складку зажмите так расщепленной палочкой.
-СВЕЧА будет дольше гореть и меньше растекаться, если ее замочить на один час в соленой воде, затем просушить.
-СВЕЧА горит ровнее и дольше, если возле фитиля положить несколько кристалликов соли.
-НЕЛЬЗЯ закреплять свечу расплавленным стеарином на столе, доске, папиросных или спичечных коробках, подоконнике так как она может опрокинуться и послужить причиной пожара.
-ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ свечами нужно ставить их на тарелку либо консервную банку.
-МОЧАЛКОЙ для мытья посуды может служить хвощ. Отмыть руки, если кончилось мыло, можно с помощью глины, прибрежного песка или ягод бузины. Подойдет также зола. Добавив в нее горячей воды, получите щелок, который любую грязь отмоет.
-ЯГОДЫ вороньего глаза также прекрасно отъедают грязь (не забудьте сполоснуть руки!).
-ВПОЛНЕ достойный заменитель мыла - лиственничная губка (гриб-трутовик) со срезанной верхней деревянистой частью. Авторы: Николай Бабич, Юрий Бадьин https://vk.com/detizemlirusskoy

КУДЕСЫ - чудеса

КУЛИЖКА, КУЛИГА — лесная поляна, расчищенная для земледелия.

КУНА - шкурка куницы, соболя -денежный знак в Древней Руси

КУПИНА – куст, кустарник

КУПИЩЕ - рынок, торжище

КУПНО - вместе

КУЩА – палатка

 

КУЯВИЯ - одно из первых названий древней Украины; упоминается в трудах арабских географов Ал-Балх, Ал-Истархи, Ибн-Густы как одно из царств Украины-Руси. По мнению большинства ученых, Куявия - Киев, Киевская земля.                                                                                          http://mithology.ru/index.php

КУЯК - Это слово было заимствовано у монголов. В монгольском языке оно начиналось с мягкого согласного звука и поэтому звучало еще забавней: «хуяк». Описания куяков встречаются в древнерусских описях имущества. Читая их, мы узнаем, что они часто были медными. Иногда посеребренными. Иногда к ним пришивались рукава!

монгольское слово «хуяк» означало «доспех».

Куяк – это доспех, сделанный их небольших пластин, нашитых наподобие чешуи на тканую или кожаную основу. Помните у Пушкина – тридцать три богатыря выходили «в чешуе как жар горя»? Вот именно такой доспех и назывался куяком. Изготовить такой доспех было проще, чем сплести кольчугу.

Изготовление кольчуги – очень длительный и трудоемкий процесс, которой был под силу только очень мастеровитым кузнецам. А куяк мог изготовить почти любой мастер. Поэтому куяк был основой вооружения простых русских воинов.

Но встречаются и весьма богатые куяки, пластины и заклепки которых украшены с ювелирным мастерством. Были даже царские куяки. Иногда металлические пластины не нашивались на ткань, а скреплялись между собой железными кольцами. Такой доспех назывался «юшман» или «бахтерец». Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.http://history-doc.ru/

Куяк -хояк - тояк а по русский «копыто», изначально скифы-хунны-гунны-тюрки эти доспехи делали из пластин выпрямляя копыта от лошади». Рафаиль Вахитов doc.ru/

Но мощь их была маловата для пробития стен, а для уничтожения живой силы противника ядра не очень эффективны. Поэтому со временем получил распространение обычай заряжать тюфяки дробью и мелко нарубленным железом. Собственно, для этого ствол тюфяка и имел раструб: содержимое заряда должно было разлетаться веером, чтобы захватить как можно больший сегмент поражения.

Тюфяки были довольно тяжелыми: около ста килограммов. Но их высокая боевая эффективность во времена, когда огнестрельное оружие только начинало использоваться, обусловило широкое использование этого вида военной техники, как для обороны крепостей, так и в качестве полевой артиллерии. Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

К(Хан) Эрзянское К(Х)АН означает «род, племя» 

КХМЕРСКИЙ ЯЗЫК - "Древний" кхмерский язык создал в начале 20 века ученый буддийский монах Чуон Натх (Chuon Nath) - (1883-1969).
(Скульптура Чуон Натха в камбоджийской культурной деревне)
Чуон Натх носил титул Верховного Патриарха Камбоджи. Вообще верховных буддийских патриархов с середины 19 века была два. Чуон Натх и его последователи возглавляли "новое прогрессивное" течение буддизма, основанное будущим королем Сиама (Таиланда) Монгукой в 1833 году, после тщательного изучения недавно открытых "древних" буддийский тектов. В 1869 году король Камбоджи предложил основать филиал течения у себя в стране. К "новому прогрессивному" течению примкнула небольшая "продвинутая" часть камбоджийцев. Все остальные жители, невзирая на то, кто во что верил в реальности, скопом были записаны в другое течение буддизма. Течения постепенно сближались, пока в восьмидесятых годах двадцатого века не составили единое целое, а в девяностых вновь были искусственно разъединены.
Чуон Натх был сторонником кхмеризации. С середины 19 века Камбожда находилась под протекторатом Франции. К началу 20 века кхмерская элита перешла на французский язык. Местное население говорило на своих бесчисленных племенных языках. Чуон Натх создал канон кхмерского языка, переводил на него буддийские тексты. К 1915году создал словарь кхмерского, а в 1938 году издал его. За это в 1963 году был возведен в сан доктора наук.
Основ у кхмерского языка две - санскрит и язык пали. О санскрите уже много говорилось и повторяться не хотелось бы. Язык пали - ближайший родственник санскрита. На нем написаны священные буддийские тексты. Считается, что это мертвый литературный язык, который никогда не был разговорным. Занимается языком пали "Общество палийских текстов" основанное в 1881 году в Лондоне по образу и подобию "Общества изучения текстов на раннем английском языке". Видными членами общества палийских древностей были Джордж Турноур и Роберт Цезарь Чайлдерс.
Поскольку народы Южной и Юго-восточной Азии не владели технологией производства бумаги, "древние" священные буддийские тексты находят написанными на пальмовых листьях. Беда этого материала в том, что он долго не хранится. Членам общества приходилось тексты переписывать, переводя сразу на латинскую графику. Сейчас проблема решается проще, оцифровкой документов.
Родство кхмерского языка с санскритом дает основание кхмерским националистам считать кхмеров - "ариями юго-восточной Азии".
Политику кхмеризации, после обретения Камбоджей независимости, с разной степенью интенсивности вели все правительства страны: и король Нородом Сианук и "проамериканская марионетка" Лон Нол. Особенно же безобразную форму приняла эта политика при, так называемых, "красных кхмерах". Премьер-министром у "красных кхмеров" был некто Пол Пот. Вёл Пол Пот скрытный образ жизни, на публике не показывался. Поэтому кто это такой достоверно неизвестно. Примерно через год-полтора после прихода к власти, с легкой руки западных журналистов стало принято отождествлять его с генеральным секретарем камбоджийской коммунистической партии Салотом Саром.
Хотя, номинальным главой государства при красных кхмерах числился бывший король Нородом Сианук, большой поклонник порядков царивших в Китае времен Мао Цзедуна и Северной Корее. Его же королевские войска "освобождали столицу Пномпень от американских марионеток Лон Нола". Так или иначе, Пол Пот все языки, кроме кхмерского, в стране запретил. Не владевших кхмерским: представителей местных народностей, этнических китайцев, лаосцев, вьетнамцев, просто перестали кормить, потому как, по мнению красных кхмеров, "их дешевле уничтожить, чем переучить". К категории лиц, которых кормить не следует также отнесли всех людей имеющих образование, христиан, мусульман, буддийских монахов, и всех кто не понравится.Прекратили геноцид населения вторгшиеся в 1978 году вьетнамские войска. http://www.livejournal.com/

КЫРШИНА - Это слово на удивление часто встречается в русских фразологизмах. Если верить самым распространенным из них: - ее можно намылить или свернуть - по ней можно получить - на нее можно сесть Пример употребления: «Дать в кыршину» Кыршиной псковитяне называют шею                                    https://vk.com/detizemlirusskoy

 

КЫЙ (КИЙ) - какой, который; некоторый

 

КЪМЕТЬ - воин, дружинник

 

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.035 с.)