Славяне православные, которых хотели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славяне православные, которых хотели



ВЫЧЕРНУТЬ ИЗ ИСТОРИИ РУСИ.        

Славяне православные, которых хотели вычернуть из истории Руси. Но сохранились всё же селения, городки в разных районах страны и главное - родовое наследие кулугуров продолжается.

Русь возраждается!

 

Современные исследователи (например, А.Торопов) указывают на огромный вклад Владимирской области в развитие старообрядчества, однако сложившаяся в последние десятилетия ситуация изучена слабо. Несомненным представляется отнесение селивановских кулугуров к беспоповцам. Характерный способ крещения позволяет нам провести параллель с так называемым «бабушкиным согласием». В настоящее время старообрядчество в Селивановском районе вымирает вместе с его последними представителями. Старообрядчество может и претерпело изменения в культуре, но род сохранился и многие люди из этого рода кулугуров бережно относятся к своим традициям предков.                                         Авторы всего текста: Елена Сергеева, Иван Мирошников, Алексей Ефремов

Последние кулугуры бережно хранят старинные печатные и рукописные книги (Псалтырь, Канон, Кафизма, Часы, Панихидник), лестовки (старообрядческие четки), кадила (так называемая кацея – кадильник с ручкой), продолжают сучить свечи, надевают «на кромку» платки и проводят многочасовые службы в молельных домах.

 

Проживали и проживают кулугуры на территории современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей в ХVIII - XX вв.н.э. Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам еще при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры. У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Обычаи: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся". Браки строятся по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.

 

Домостроевец - это человек, который готов на многое ради своей семьи, детей. Человек, который понимает какая ответственность на нем лежит за его жену и детей. Что он обязан поставить их на ноги. Мужчина воспитанный с детства с сильным глубоким чувством ответственности за свою семью, очень надежный мужчина. Жена за ним будет, как за каменной стеной. Он решает все возникшие проблемы в доме, причем решает быстро и без каких-либо потерь.

Серьезным испытанием для правоверной культуры стала проведенная Патриархом Никоном церковная реформа, приведшая к расколу Церкви.

 

До сих пор не умолкают споры о ее причинах. Были ли виной тому личные амбиции Патриарха или же причиной стала проблема унификации обрядов и забота о централизации государства?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Решением Собора 1654 года началось активное исправление богослужебных книг по книгам, привезенным из Греции. Наиболее важными были следующие изменения: вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, служение литургии на пяти просфорах было заменено служением на семи, вместо двоекратного произнесения слова «аллилуйя» (древнеевр. – «хвалите Бога») стало произноситься троекратное, крестный ход должен был теперь совершаться не по солнцу («посолонь»), а против солнца и т. п.

Даже такие, казалось бы, незначительные обрядовые изменения глубоко затронули чувства многих верующих и оказались принципиальными. Историк В.О. Ключевский считал неоправданной борьбу Никона против старых христианских обрядов и приводил свидетельства, демонстрирующие что сам Патриарх не раз позволял себе неоднозначные высказывания в ходе ее проведения: «И те, и другие добры; все равно, по коим хочешь, по тем и служишь». Так или иначе, многие противники реформы ушли в раскол.

Среди них наиболее ярким полемистом был протопоп Аввакум, которого сожгли заживо по приказу царя. Большинство ревнителей старого обряда скрывались в лесах, где они устраивали свои поселения и монастыри. Посланные для их ареста войска зачастую провоцировали сожжения раскольников.

 

 

 

На протяжении всей своей трагической истории преследования старообрядцев то стихали, то вспыхивали вновь. Только после 1905 г., когда в России была гарантирована свобода совести, у старообрядцев появилась возможность восстановить свои утраченные права (иметь колокольный звон, крестные ходы, создавать общины). На Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. старые обряды были признаны «равночестными» и «спасительными». Этим был сделан серьезный шаг по преодолению раскола.

 

В рамках исследования современных религиозных процессов, осуществляемой философским факультетом МГУ, была изучена религиозная ситуация в Селивановском районе Владимирской области. В беседах с местным населением специалисты столкнулись с упоминаниями о так называемых «кулугурах». Этот термин жители использовали с оттенком легкого пренебрежения для обозначения староверов, однако этимологию этого слова объяснить не могли.

 

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т.п.

 

В России слово «кулугур» стало синонимом старца – духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев – наставников и начетников, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще.

 

В ходе исследования удалось установить, в каких деревнях района жили кулугуры и какие специфические черты им присущи. Ряд населенных пунктов Селивановского района полностью принадлежал старообрядцам, например, деревня Большое Угрюмово, хотя на сегодняшний день «угрюмовских кулугуров» в ней почти не осталось.

 

Деревня Переложниково – одно из немногих мест, где старообрядческая традиция еще не пресеклась. Община насчитывает шесть женщин-читалок. Старшая – уставщик, руководит общиной и координирует религиозную жизнь. Имеется молитвенный дом, в котором регулярно проходят моления. Чаще всего именно к читалкам обращаются местные жители для крещения или отпевания.

Десять лет назад уставщица освятила новое местное кладбище по старому обряду. Теперь, поскольку нигде поблизости действующих читалок не осталось, за этими бабушками приезжают из соседних деревень: Святцев, Кольцова, Угрюмова. Роль бабушек-читалок в общине трудно переоценить. Местные жители именуют их даже «кулугурскими попами», что указывает на религиозный авторитет.

                                                                                                                     

                                                                                                                               «Селивановские кулугуры» осеняют себя двуперстным крестным знамением (теперь это относится к мудрам пальцесложений рук), почитают восьмиконечный крест, совершают только земной поклон при молитве, произносят «аллилуйя» дважды в конце молитвы.

 

 

Среди обрядовых действий, которые в настоящее время совершаются селивановскими кулугурами, кроме собственно богослужений в молитвенных домах, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники. Следует отметить, что в настоящий момент обряд крещения совершается без троекратного погружения.

Большинство внешних проявлений религиозности, связанных со старообрядчеством, уже утрачены. Во многих деревнях кулугуров описывают как людей замкнутых и необщительных, связанных множеством норм.

 

Бабушки-кулугурки вспоминают, что в прежнее время все строго соблюдали посты, не пили спиртное, не курили. У каждого была своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означало осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволялось пройти в избу, они лишь могли присесть на специальную гостевую лавку.

 

В случае если кто-либо на время покидал общину и осквернял себя общением со «щепотниками» (так они иногда называют верующих, принадлежащих РПЦ), на него по возвращении накладывалась особая шестинедельная епитимья – прощалица.

 

Большинство предметов быта члены общины изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины – простую одежду. Платок повязывали особым образом, «на кромку»: два ближайших конца платка скалывали булавкой. Этот способ считался более правильным, нежели «иудина петля», привычный для нас способ повязывания платка.

 

Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.181.124 (0.018 с.)