Кукуй (Иванов день). - Летний Солнцеворот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кукуй (Иванов день). - Летний Солнцеворот



Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, и вскоре мы его будем праздновать, другой приходится — на середину лета.

В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки), с него Начинается новый годовой цикл.

А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День (У славян Купала).

Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день.

На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи...

Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской, а также Тверской, Псковской, Смоленской.

По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерянии, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.

Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.

На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.

В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».

В древности в этот праздничный день члены "мера" - территориально-родовой общины собирались у священного места, которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь.

Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в мере старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь.

Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родствен­ных групп, их единению.

Народные приметы:

В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы».

В южной Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

В Пошехонье верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится.

В Поветлужье верили, что в каждом селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в полночь на Солнцеворот, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу.

В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут.

Нерехтском уезде Костромской губернии в ХIХ веке еще за день до праздника девушки собирались вместе на беседе, толкли ячмень в ступе и пели песни. Утром, накануне праздника, готовили из этого ячменя обетную кашу, которую съедали вечером, в ночь на Иванов день, а затем все вместе бежали на речку купаться, умывались вечерней росой и шли жечь «огни».

В Ярославской губернии считали, что деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом.

В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому суждено умереть в текущем году.

Арт: "Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день)". Из серии "Мерянский этнофутуризм" 2014-2021 гг.. Андрей Мерянин
Музыка: Kirpiklass Official VK Community https://vk.com/ethnofuturism

КУКСА - ж. (куча?) кулак, сжатая ладонь.

| Рычажек или рукоятка для завертки винта, щурупа, как напр. у верстака, у тисков, у печатного стана; завертка, закрутник, за который берутся куксою, кулаком.

| Новг. пирог с кашею, корельское.

  Кукиш м. указательный палец, особ. в знач. бранном, или выказываемый в виде брани, шиш; дуля, кулак с пропуском под указательным большего пальца, непристойное движение.

| Лесная груша, дикая дуля. Вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь. Книга, а в ней кукиш да фига. Из кармана (в кармане, в рукавице) кукиш казать, грозить заглазно. У приказного за рубль купишь, да кукиш! Кукиш и без денег купишь, кукиш в кармане утаишь, а шила в мешке не утаишь. Кукишка ж. умалит. кукиш. | Твер. коса, косичка, пучек волос на эатылке у церковника, особ. свернутая комком; | твер. чесаный пучек льна, для насадки на прялку, мочка, кудель, кужель. | Тряпка, навязанная на больной палец. Кукыль м. новг. кукишка, свернутая пономарская косичка. Кукишный, к кукишу относящ. Кукса об. беспалый, у кого одна пясть, без перстов; кулак, сложенные персты; тычек, удар кулаком. Дай ему куксу! У куксы все кулак. Кукшить, кукать кого, пск. твер. бить кулаком; | горевать?

Куксить глаза или кукситься, тереть глаза кулаком. | Пск. твер. усаживаться, гнездиться ёжась. Куковяка, куковка вор. костр. коковка, палица, долбня, южн. кий.

| Куколка, неженка, баловень.

Кукомоя об. новг. твер. неряха, чумичка, неумывака.

Кукожиться вост. ежиться, корчиться, сидеть согнувшись от стужи, или в немочи. Куканець м. арх. овыдеик, житник, ячный хлебец.

Кукобить кур. гоношить, гондобить, дбать. копить; | - кого, смол. изжить, холить, лелеять. Кукоба об. кукобник, -ница, кур. бережливый хозяин, скопидом; | кукоба, накопленное добро, пожитки, нажитое. Кукобный смол. бережливый, или | приветлияый, ласковый.

Куковина ж. твер. бородавка. Куковина, куковяга твер. пск. дурно выпеченное тесто, с закалом. Кукореватый вологодск. волдыристый. Куканить пск. твер. ворчать (в куку, кулак?).

КУКШЕНИЕ - По Владимирской и Ивановской областям протекает река Кукса - приток Ирмиса. Необычное имя этой древней реки своими корнями уходит в дохристианское прошлое края. В «Словаре русского языке» «куксы» предположительно означают языческий обряд оплакивания покойника.

Кукшение — действие того, кто плачет, оплакивает кого-либо. В качестве примера приводятся слова из молитвы (XVI в.): «Отгоните от себя зависть... волхвование, ворожа, куксы, рожаничную трапезу, моление короваиное...».

Вероятнее всего, что возле речки находились курганные захоронения, где совершался обряд «куксы». Против этого обряда решительно выступала церковь. Меряне и славяне-язычники не редко связывали свои религиозные обряды с водой (вспомним «святые» колодцы, родники и пр.).

Таким образом, в гидрониме Кукса кроется частица языческой истории края. В современном же языке (преимущественно в разговорном) «кукситься» — быть в подавленном настроении, хмуриться.

К УКУШКА – птица Богини Живы. Что знаете о ней сегодня? Только истории о том, как кукушка бросает своих детей. А ведь видов этой птицы не мало и далеко не все так поступают. Предки наши знали о кукушке куда больше:

                                                                                                                             Некоторые истории рассказывают, что кукушкой становится одинокая, несчастная женщина. Иной раз, это жена, чей муж не вернулся с войны, а то и невеста, отданная за нелюбимого. Вот и кличет она своего возлюбленного, да всё без ответа.
Спрашивали когда-либо у кукушки сколько лет вам жизни дано? Нынче считается, что чем дольше кукует птица, тем дольше жизнь человека. Встарь же голос кукушки, напротив, предвещал несчастья и даже смерть, потому с вопросами к этой птице не обращались.
А вот женщина, потерявшая мужа или ребенка, могла отправиться в лес, чтобы поговорить с кукушкой, излить ей свое горе. Говорят, в облике этой птицы прилетает душа умершего человека. Славяне верили, что в облике птицы появляются и души ещё не рожденных детей. Именно отсюда появились рассказы о том, что ребенка принес аист или другая птица.
Хотя кукушка часто приносит дурные вести, для молодой девушки её появление вблизи родного дома может означать скорое замужество. Не потому ли ходят девицы с кукушкой кумиться? Стараются привлечь скорую свадьбу?
Наконец, именно кукушка хранит ключи от Ирея. Она последняя прилетает туда осенью и запирает двери, а весной сперва дожидается, чтобы все птицы улетели обратно к людям, а только потом запирает двери и возвращается сама. Именно поэтому считают, что кукушка открывает лето.                         https://vk.com/severnay_skazka

 

 

 

КУМЛЕНИЕ - Кумление (посестримство) - обычай установления особых                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 оотношений духовного родства между представительницами женского пола на оопределенное время, составной компонент обрядовых действий весенне-летнего цикла.  

Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами. Обряд носит двухчастный характер: спустя некоторое время покумившиеся раскумляются.


Кумились обычно в период от Пасхи до Духова дня включительно, приурочивая обрядовое действие к какому-либо празднику: Пасхе, дню Иоанна Богослова (8 мая), Николину дню, Вознесенью, Семику, Троице, Духову дню. В некоторых местах обряд проводился в Петров день

 

В обряде участвовала обычно женская часть населения: девушки и молодые женщины, имевшие и не имевшие детей. Тайно от всех, они уходили в лес, к реке, на луг, на кладбище, собирались в снятом у кого-либо из крестьян доме, саду или во дворе.                                                       Уединившись, девушки и молодки разбивались на пары: каждая выбирала себе подругу по душе. Кумление пар происходило одновременно или по очереди. В последнем случае кумящиеся стояли в центре круга, образованного подругами, иногда скрытые от них большим платком, раскинутым над их головами. При этом остальные девушки исполняли песни, иллюстрировавшие ход обряда.

Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все участницыобряда или только что образованные пары за пределами поселения или в саду.
При выборе предпочтение отдавали: березе, раките, черемухе, бузине, яблоне, непременно сладкой, или дереву любой породы, но растущему близ недавно распустившихся ракитовых кустов. В ряде мест кумление включало завивание берез. В этом случае девушки, желавшие стать кумами, должны были сначала вдвоем заплести древесные ветки. Затем они вешали на дерево свои нательные крестики (ленточка по этому случаю должна быть новой и нарядной), крестились, трижды целовали друг друга через крест или, просунув голову в шнурок креста, на котором он висел, а также целовали сам крест с двух сторон, обменивались крестами и объявляли себя кумами

Кумление сопровождалось обменом вещами. Обычно дарили друг другу навсегда или на время бусы, ожерелья, серьги; обменивались также предметами одежды - "платьем", фартуками, головными уборами, платками, лентами, венкам. Во Владимирской губ. при обмене головными уборами, происходящем во время ритуальной трапезы, девушки надевали женские уборы, а молодки - девичьи.
В ряде мест при кумлении девушки давали друг другу куличи, варенные яйца, окрашенные в красный или желтый цвет.

Обмен приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли "покумиться". В некоторых местах при кумлении бились яйцами.
У русских известен и обычай обмениваться волосами: кумящийся вырывает волос у себя и кладет его на голову своей куме.

Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами.
Во Владимирской губ., обмениваясь крашеными яйцами, девушки говорили друг другу: "Христос Воскресе" - "Воистину Воскресе".
В некоторых местах кумление происходило во время гуляний, вождения хоровода и игр. В Пермской губ. группы девушек образовывали на улице кружки, внутри которых и выбирали куму; с ней целовались и обменивались крестами.

В Даниловском у. Ярославской губ. девушки во время игры вылавливали себе подругу, под ручку с которой прохаживались по деревне, неся в руках завернутый в платок куличек с крашеным яичком наверху; это хождение и называлось кумлением.
В Зарайском у. Рязанской губ. кумились при бросании венков в водоемы. Опуская венок на поверхность реки, девушки поочередно черпали из его середины воду, пили ее, а потом обменивались яйцами.

В Брянском у. Орловской губ. кумились сразу четыре девушки. Под пение песен они усаживались вокруг березки и начинали разговор. Одна говорила: "Куку", - другая: "Кума", - третья: "Откуль?", - четвертая: "Отсуль". Затем все четверо целовались между собой и присоединялись к хору, а их место занимала другая четверка. В ряде мест все девушки одновременно кумились друг с другом. В Дмитровском у. Московской губ. их союз скреплял венок, который по очереди одевали все участницы.

После кумления участницы обряда называли друг друга "сестрами", "кумами" или "подругами".

Сестринские отношения сохранялись на всю жизнь, на год, но в большинстве случаев они оканчивались при первой ссоре или после раскумления. Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд кумления заново.
Во многих местах "кумой" величали троицкую березку, ей отдавали свои ленты и украшения (вешали на березу), к ней обращались в песнях:
"Кумушка, Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем
По ложечке, по лепешечке!"

В ходе обряда обычно выделялись одна-две девушки, игравшие в нем особую роль. Это могла быть девушка, оставшаяся при кумлении без пары. С ней кумились все участницы действия; она же во время хождения покумившихся девушек по деревне возглавляла шествие и несла "красоту" - завитую березовую ветку с повешенными на нее венками или репейник. В Переславль-Залесском после кумления парами девушки выбирали самую худенькую и маленькую девочку-подростка, которую называли "оленем"; ее ставили под березу, а затем по очереди подходили к ней и целовали. В Саратовской губ. покумившиеся девушки выбирали старшую куму: они подбрасывали вверх свои платки: кто выше кинет, тот - старшая кума.

После кумления участники обряда шествовали по деревне, водили хороводы, плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу в складчину, нередко в месте кумления (непременным блюдом здесь была яичница или яйца), а также молодежные гуляния. Во время трапезы покумившиеся обменивались пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению каждой участницы. При разнесении кваса каждая девушка или женщина, поклонившись всем, выслушивала пожелания.
Юным девушкам говорили: "Еще тебе подрасти, да побольше расцвести!"; невестам или заневестившимся девицам желали: "До налетья (до следующего года) косу тебе расплести надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе век по подлавочью "; женщинам говорили: "На лето сына родить! На тот год сам-третий тебе быть (т.е. родить двойню)". После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли имена женихов, обращаясь при этом "кума", "кумочка".

В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки - мед, "груздики", "орехи", водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети (орловск.). После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день.

Вторая часть обряда - раскумление, приходившееся в основном на Семик, Троицу, Духов день, представляло собой самостоятельное обрядовое действо, или отождествлялось с расплетением/обламыванием веток берез, или вовсе не оформлялось как ритуал. В назначенный день участницы обряда в том же составе собирались в месте кумления. Здесь девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в период закумливания, также отдавали своей куме яйца, которые перепекали и хранили до этого времени.
В Калужской губ. бывшие кумушки дарили при этом друг другу орехи, бусы, но несмотря на это установленные отношения прерывались. Кумовство прекращалось и в случае нарушения договора: возвращалась часть подарков, а яйца отдавались детям, чтобы те их съели, со словами: "На том и наша дружба кончилась".
Выплетая ленты из ветвей, снимая с них кресты, девушки таким образом раскумлялись с березой.

В некоторых местах не совершали каких-либо действий при раскумлении. По прошествии определенного срока покумившиеся переставали называть друг друга "кумами", на этом и оканчивался заключенный прежде союз.
В 19 в. у русских отмечено и кумление парней, хотя встречается оно редко. Молодые мужчины братались, т.е. клялись в дружбе, целуясь через березку целуя крест, повешенный на венке, и обмениваясь нательными крестиками, целуя крест, повешенный на косе под платком и троекратно целуясь друг с другом..

В народной традиции кумовство, приходившееся на весенне-летний период, связывали с урожаем льна, а также огурцов. В научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства, цель которого - подготовка девушек и молодых женщин к будущему материнству. Приобщаясь к единому божеству, они устанавливали и сестринские отношения между собой https://www.liveinternet.ru/users/-krasota-/blog#post307570425

 

КУНШТЮК — (нем. Kunststuck) фокус, ловкая проделка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КУНШТЮК (нем. Kunststuck, от Kunst искусство, проворство, и Stuck кусок). Ловкая штука, фокус.                                     Словарь иностранных слов русского языка

КУПЕЦ – (КУПИТЬ, КУПЛЯ-ПРОДАЖА) В последнее время страну накрыла волна исков, связанных с нарушением бизнесменами данных ими обязательств. По данным Высшего арбитражного суда, в уходящем году на 66% выросло количество заявлений от зарубежных бизнесменов, жалующихся на неисполнение российскими партнерами решений иностранных судов.
С наступлением осени 2008 года не платить в России по долгам опять стало “модным”. Статистика о более чем двукратном росте нагрузки на одного судью всего за несколько месяцев выглядит шокирующе. Растет и тяжесть нарушений. По данным РБК, сегодня за решеткой “томится” около 40 000 (!) предпринимателей.
Современный бизнес не любит делиться, его чаще всего интересует лишь собственная выгода. Сознание предпринимателя, как правило, уже давно воспринимает уклонение от налогов как свое “священное право”, а благотворительность — как непозволительную роскошь.
Недавние расследования Алексея Навального показали, насколько циничными могут быть те, кто сегодня стоит у руля флагманских компаний страны. Но вместо поддержки власти и возбужденных уголовных дел весь мир вдруг увидел целую кампанию по ограничению прав небольших акционеров. Не таким ли подходом умаляется доверие ко всей стране?
Репутация российского бизнеса за рубежом далека от идеала, если не сказать — кардинально испорчена. Многие зарубежные компании принципиально не хотят иметь ничего общего с Россией. Потому что не понимают здесь ни власти, ни бизнеса, а политика России для них давно стала непрозрачной и непредсказуемой.
Российские бизнесмены все чаще жалуются на дискриминацию: то антимонопольные власти Европы не дают согласия на покупку активов, то в СМИ выплескивают очередные обвинения в отмывании денег и подозрения в связях с мафией, то начинают третировать запросами о происхождении российских денег.
Кто виноват: государство или само российское общество? По данным исследования World Values Survey, International Social Survey и Life in Transition Survey, внутри страны ситуация пугающая: уровень недоверия к соотечественникам составляет 77% опрошенных. Это один из самых высоких показателей в мире. Увы, и сами россияне боятся друг друга. И надеются, голосуя за повышение централизации экономики, что только государство может изменить ситуацию. Выходит, что конкуренция в глазах общества является вредной, а демократическое управление — только препятствием для экономики. Самый высокий в Европе уровень расслоения в обществе между богатыми и бедными порождает все большую разобщенность и ожесточенность.
Мы как будто уже потеряли честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. А ведь совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еще в XIX веке те же французы восторгались “славянской душой”, чувствовали особую тягу к ней. Характерная цитата из журнала “История”: “Регулярное, пунктуальное и самое что ни на есть добросовестное поведение россиян в отношении займов, которые им выдавались, покорило французские финансовые и кредитные круги”. Французский аристократ, писатель того же времени Астольф де Кюстин отзывался о русских как о высококультурных и приветливых людях: “Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами”.
Итальянский историк Альберт Кампензе писал о высокой духовности и нравственности русского народа: “Они, кажется, лучше нас следуют учению евангельскому. Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением”.
В Европе по численности населения и военной мощи Россия была на первом месте, нас уважали и прислушивались. Экономика страны развивалась на собственном капитале купцов, имеющих прочные связи за границей. Основой этих связей была репутация. По большому счету верность слову была главным принципом. Обещание, данное предпринимателем, было во много раз ценнее современных бумажных документов. Русский купец не мог позволить себе хотя бы в мелочи нарушить данное им обещание. Это означало бы поставить клеймо на всем своем роде и деле жизни. Он умел заключать многомиллионные сделки за рубежом, поручаясь одним только словом.
Савва Васильевич Морозов, еще никому не известный, именно так смог создать в деревне Зуево свою фабрику. До этого весь текстильный бизнес страны работал на ручной деревенской технике. Морозов договаривается с немецким предпринимателем Людвигом Кноппом о строительстве машинной прядильной фабрики. Кнопп поставил Морозову из-за границы сто с лишним (!) новых прядильных машин под честное слово. Дело Морозова развивалось, и многие крестьяне, зная честность Саввы Васильевича, отдавали ему свои деньги на хранение. Такова была сила репутации.
Еще одним примером для подражания является Николай Александрович Алексеев. Московский городской глава (1885—1893), российский купец I гильдии, он стал инициатором полной модернизации города и вдохновителем создания архитектуры нового поколения. Известность принесло ему создание “с нуля” канализации (до этого москвичи пользовались выгребными ямами). По инициативе главы был создан и водопровод, были построены Крестовские водонапорные башни, которые снабжали водой центральные районы города.
Всем известный ГУМ (по старому названию — Верхние торговые ряды) — грандиозное сооружение с стиле empire со стеклянной крышей на всем протяжении, в том виде, каким мы знаем его сейчас, был построен по распоряжению главы города. Были приведены в порядок мостовые, выложены асфальтовые тротуары. Построены больницы и открыто более 30 городских училищ.
Писатель Амфитеатров вспоминал о нем: “Алексеев, едва ли не первый из представителей русской земщины, заставил заговорить о себе европейскую политическую печать, вообще мало интересующуюся и деятельностью, и деятелями нашего самоуправления”.
Авторитет в российском бизнесе было принято приобретать именно благодаря слову, которое держали свято. Это был один из догматов воспитания. Поэтому обмануть ближнего считалось большим грехом. Нравственное воспитание и педагогическое образование в России в своей основе всегда содержали христианскую философию. Вся империя воспитывалась по законам веры. Многие предприниматели были глубоко религиозными людьми, а их основу составляли старообрядцы.
Староверами были знаменитые Рябушинские, которые сумели выбраться из мелких лавочных торговцев в крупных промышленных магнатов, в дальнейшем образовав собственный банк. Их банк впоследствии стал крупнейшим банком и носил название “Московский”. Рябушинские не любили сорить деньгами. И все деньги, полученные от грамотного инвестирования, вновь и вновь направлялись на развитие. Эта черта была характерна для нескольких поколений рода. Ко времени кончины основателя династии — Михаила Яковлевича — его состояние уже превысило 2 млн. руб. Людей, обладавших подобным состоянием в то время, можно было пересчитать на пальцах. Второе поколение Рябушинских расширило дело отца и приумножило капитал до 5 млн. руб.
Не менее уважаемыми являются династии Морозовых, Гучковых, Кокоревых. Все эти купцы были староверами. По данным переписи 1897 года, старообрядцами было всего около 2% русского населения империи, тогда как Wikipedia приписывает староверам до 60% всех русских капиталов. В среднем получается, что средний старообрядец был в 73 раза богаче среднего россиянина.
Причинами подобного успеха старообрядцев в предпринимательстве — в их трудовой морали. Обладая ответственностью, усердием, усидчивостью, деловитостью, настойчивостью, они создавали корпоративную культуру трудовой активности. Для них работа вполсилы была неприемлема. С раннего возраста они впитывали принципы жизненного уклада: требовать от себя больше других, хранить чистоту культуры, нравственности. А принцип общения только с единоверцами — пожалуй, является ответом на вопрос об их успешности в бизнесе.
Русские купцы в своем большинстве были убежденные коллективисты. Невероятно развитая взаимопомощь внутри общины — вот, что спасало раскольников многие сотни лет. Предприниматель никогда не забывал, что вышел он из той же самой крестьянской среды.        СЛАВЯНСКИЕ КОРНИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.61 (0.032 с.)