Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кукуй (Иванов день). - Летний Солнцеворот
Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, и вскоре мы его будем праздновать, другой приходится — на середину лета. В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки), с него Начинается новый годовой цикл. А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День (У славян Купала). Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день. На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи... Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской, а также Тверской, Псковской, Смоленской. По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерянии, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье. Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски. На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.
В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем». В древности в этот праздничный день члены "мера" - территориально-родовой общины собирались у священного места, которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в мере старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь. Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. Народные приметы: В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы». В южной Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров. В Пошехонье верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится. В Поветлужье верили, что в каждом селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в полночь на Солнцеворот, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц. В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу.
В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут. Нерехтском уезде Костромской губернии в ХIХ веке еще за день до праздника девушки собирались вместе на беседе, толкли ячмень в ступе и пели песни. Утром, накануне праздника, готовили из этого ячменя обетную кашу, которую съедали вечером, в ночь на Иванов день, а затем все вместе бежали на речку купаться, умывались вечерней росой и шли жечь «огни». В Ярославской губернии считали, что деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом. В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом. В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому суждено умереть в текущем году. Арт: "Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день)". Из серии "Мерянский этнофутуризм" 2014-2021 гг.. Андрей Мерянин КУКСА - ж. (куча?) кулак, сжатая ладонь. | Рычажек или рукоятка для завертки винта, щурупа, как напр. у верстака, у тисков, у печатного стана; завертка, закрутник, за который берутся куксою, кулаком. | Новг. пирог с кашею, корельское. Кукиш м. указательный палец, особ. в знач. бранном, или выказываемый в виде брани, шиш; дуля, кулак с пропуском под указательным большего пальца, непристойное движение. | Лесная груша, дикая дуля. Вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь. Книга, а в ней кукиш да фига. Из кармана (в кармане, в рукавице) кукиш казать, грозить заглазно. У приказного за рубль купишь, да кукиш! Кукиш и без денег купишь, кукиш в кармане утаишь, а шила в мешке не утаишь. Кукишка ж. умалит. кукиш. | Твер. коса, косичка, пучек волос на эатылке у церковника, особ. свернутая комком; | твер. чесаный пучек льна, для насадки на прялку, мочка, кудель, кужель. | Тряпка, навязанная на больной палец. Кукыль м. новг. кукишка, свернутая пономарская косичка. Кукишный, к кукишу относящ. Кукса об. беспалый, у кого одна пясть, без перстов; кулак, сложенные персты; тычек, удар кулаком. Дай ему куксу! У куксы все кулак. Кукшить, кукать кого, пск. твер. бить кулаком; | горевать? Куксить глаза или кукситься, тереть глаза кулаком. | Пск. твер. усаживаться, гнездиться ёжась. Куковяка, куковка вор. костр. коковка, палица, долбня, южн. кий. | Куколка, неженка, баловень. Кукомоя об. новг. твер. неряха, чумичка, неумывака. Кукожиться вост. ежиться, корчиться, сидеть согнувшись от стужи, или в немочи. Куканець м. арх. овыдеик, житник, ячный хлебец. Кукобить кур. гоношить, гондобить, дбать. копить; | - кого, смол. изжить, холить, лелеять. Кукоба об. кукобник, -ница, кур. бережливый хозяин, скопидом; | кукоба, накопленное добро, пожитки, нажитое. Кукобный смол. бережливый, или | приветлияый, ласковый. Куковина ж. твер. бородавка. Куковина, куковяга твер. пск. дурно выпеченное тесто, с закалом. Кукореватый вологодск. волдыристый. Куканить пск. твер. ворчать (в куку, кулак?).
КУКШЕНИЕ - По Владимирской и Ивановской областям протекает река Кукса - приток Ирмиса. Необычное имя этой древней реки своими корнями уходит в дохристианское прошлое края. В «Словаре русского языке» «куксы» предположительно означают языческий обряд оплакивания покойника. Кукшение — действие того, кто плачет, оплакивает кого-либо. В качестве примера приводятся слова из молитвы (XVI в.): «Отгоните от себя зависть... волхвование, ворожа, куксы, рожаничную трапезу, моление короваиное...». Вероятнее всего, что возле речки находились курганные захоронения, где совершался обряд «куксы». Против этого обряда решительно выступала церковь. Меряне и славяне-язычники не редко связывали свои религиозные обряды с водой (вспомним «святые» колодцы, родники и пр.). Таким образом, в гидрониме Кукса кроется частица языческой истории края. В современном же языке (преимущественно в разговорном) «кукситься» — быть в подавленном настроении, хмуриться. К УКУШКА – птица Богини Живы. Что знаете о ней сегодня? Только истории о том, как кукушка бросает своих детей. А ведь видов этой птицы не мало и далеко не все так поступают. Предки наши знали о кукушке куда больше: Некоторые истории рассказывают, что кукушкой становится одинокая, несчастная женщина. Иной раз, это жена, чей муж не вернулся с войны, а то и невеста, отданная за нелюбимого. Вот и кличет она своего возлюбленного, да всё без ответа.
Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами. Обряд носит двухчастный характер: спустя некоторое время покумившиеся раскумляются.
В обряде участвовала обычно женская часть населения: девушки и молодые женщины, имевшие и не имевшие детей. Тайно от всех, они уходили в лес, к реке, на луг, на кладбище, собирались в снятом у кого-либо из крестьян доме, саду или во дворе. Уединившись, девушки и молодки разбивались на пары: каждая выбирала себе подругу по душе. Кумление пар происходило одновременно или по очереди. В последнем случае кумящиеся стояли в центре круга, образованного подругами, иногда скрытые от них большим платком, раскинутым над их головами. При этом остальные девушки исполняли песни, иллюстрировавшие ход обряда. Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все участницыобряда или только что образованные пары за пределами поселения или в саду.
Обмен приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли "покумиться". В некоторых местах при кумлении бились яйцами. Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами. В Даниловском у. Ярославской губ. девушки во время игры вылавливали себе подругу, под ручку с которой прохаживались по деревне, неся в руках завернутый в платок куличек с крашеным яичком наверху; это хождение и называлось кумлением. В Брянском у. Орловской губ. кумились сразу четыре девушки. Под пение песен они усаживались вокруг березки и начинали разговор. Одна говорила: "Куку", - другая: "Кума", - третья: "Откуль?", - четвертая: "Отсуль". Затем все четверо целовались между собой и присоединялись к хору, а их место занимала другая четверка. В ряде мест все девушки одновременно кумились друг с другом. В Дмитровском у. Московской губ. их союз скреплял венок, который по очереди одевали все участницы. После кумления участницы обряда называли друг друга "сестрами", "кумами" или "подругами". Сестринские отношения сохранялись на всю жизнь, на год, но в большинстве случаев они оканчивались при первой ссоре или после раскумления. Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд кумления заново. В ходе обряда обычно выделялись одна-две девушки, игравшие в нем особую роль. Это могла быть девушка, оставшаяся при кумлении без пары. С ней кумились все участницы действия; она же во время хождения покумившихся девушек по деревне возглавляла шествие и несла "красоту" - завитую березовую ветку с повешенными на нее венками или репейник. В Переславль-Залесском после кумления парами девушки выбирали самую худенькую и маленькую девочку-подростка, которую называли "оленем"; ее ставили под березу, а затем по очереди подходили к ней и целовали. В Саратовской губ. покумившиеся девушки выбирали старшую куму: они подбрасывали вверх свои платки: кто выше кинет, тот - старшая кума. В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки - мед, "груздики", "орехи", водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети (орловск.). После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день. В некоторых местах не совершали каких-либо действий при раскумлении. По прошествии определенного срока покумившиеся переставали называть друг друга "кумами", на этом и оканчивался заключенный прежде союз. В народной традиции кумовство, приходившееся на весенне-летний период, связывали с урожаем льна, а также огурцов. В научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства, цель которого - подготовка девушек и молодых женщин к будущему материнству. Приобщаясь к единому божеству, они устанавливали и сестринские отношения между собой https://www.liveinternet.ru/users/-krasota-/blog#post307570425
КУНШТЮК — (нем. Kunststuck) фокус, ловкая проделка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КУНШТЮК (нем. Kunststuck, от Kunst искусство, проворство, и Stuck кусок). Ловкая штука, фокус. Словарь иностранных слов русского языка КУПЕЦ – (КУПИТЬ, КУПЛЯ-ПРОДАЖА) В последнее время страну накрыла волна исков, связанных с нарушением бизнесменами данных ими обязательств. По данным Высшего арбитражного суда, в уходящем году на 66% выросло количество заявлений от зарубежных бизнесменов, жалующихся на неисполнение российскими партнерами решений иностранных судов.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.61 (0.032 с.) |