Видео про Кутузова (с) Encyclopedia channel Narration: Gorbenko Maxim. Text: Uralov Ruslan. Literary editor: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видео про Кутузова (с) Encyclopedia channel Narration: Gorbenko Maxim. Text: Uralov Ruslan. Literary editor:



Sheveleva Olga. Director: Slivko Yury. General producer: Naumov Oleg. Chef Editor: Putintsev Vitaliy.                                                http://toname.ru/teski/namesake.htm

                                         http://ezoezo.ru/about-dict.

Кутья́ (сочиво, укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. куця́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ) — поминальное (чаще ритуальное рождественское) блюдо славян (преимущественно восточных и южных), каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока.
Традиция готовить кутью, вероятно, имеет корни еще с языческих времен, когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков», поэтому является проявлением остатков культа предков.
Этнограф Дмитрий Зеленин писал, что по верованиям восточных славян «покойник имеет все те же потребности, что и живой человек, особенно — потребность в пище»
У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем блины, кисель с мёдом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины.
Существует также в Православной церкви обычай употребления кутьи (колива) в пятницу первой седмицы Великого поста, когда празднуют день памяти мученика Феодора Тирона и вспоминают совершённое им чудо.                                                                    http://vk.com/russculture

2. Кутья - традиционное ритуальное блюдо новогодне-рождественских праздников. Она представляет собой пшеничную или ячменную кашу, сваренную на воде, заправленную медом.

Мало кто знает, что Кутья готовится 3 раза в год: на Святой вечер (перед Рождеством – 6 января), перед Старым Новым годом и перед Крещением, а еще есть 4-я разновидность кутьи, которую готовят на поминках.

Кутья, приготовленная на Святой вечер называется Богатой. Она не готовилась просто так – это ритуально-обрядовое блюдо, к приготовлению которого относились очень серьезно. Этнограф Федор Вовк утверждает, что происходит это блюдо еще с неолита. Перед подачей на стол кутью ставили в угол, под образы икон, возможно, от этого и произошло само название. Там в углу под иконами блюдо должно было стоять от Рождества до Старого Нового года.

Также есть такая традиция, именуемая «Вечерей» - посылать своих детей к родственникам, угощая их кутьей. После ужина кутью не в коем случае не убирают со стола, а оставляют на ночь для умерших близких, которые по приданию приходят нею угоститься.

Кутьей также пытались задобрить силы природы, чтобы та наградила хорошим урожаем. Вечером хозяин семьи выходил во двор с набранной ложкой каши и обращался к морозу, три раза приглашая его разделить праздничную трапезу. Считалось, что таким образом хозяин уберегал озимые посевы от вымерзания.

Кутью готовили в глиняных горшках. В кашу добавляли мед, мак, грецкие орехи, распаренный изюм.
Если при варке каша хорошо подходила вверх – считалось хорошей приметой для всей семьи, и наоборот. При варке хозяйка кудахтала, чтобы ее куры хорошо неслись.

После приготовления, самый младший член семьи в новых рукавичках нес горшок с кутьей под образы. На это смотрела вся семья, которая обязательно должна была присутствовать в Святой вечер дома. Дождавшись первых вечерних звезд, все семейство садилось к предпраздничному столу, на котором должно было присутствовать 12 блюд вместе с кутьей. http://www.planetanovosti.com/

Курпей - овечья шкура; верх папахи
Кут, куток - угол уголок (справа сбочь кутка) - с правой стороны угла...

КУФА    бочка                                                                                                              

html

 

КУЧКОВО

 

   

 

Есть не мало исторических сведений, что г.Москва долгое время именовался как «Кучково». Дело в том, что за долго до Юрия Долгорукого на месте г.Москвы существовало большое поселение, владел которым местный мерянский боярин Стефан Кучко («Кучко» в переводе с мерянского означает «орел»).

В летописи записано, что Стефан Кучко не захотел раболепствовать перед пришлым князем Юрием Долгоруким, который желал завладеть родовыми землями Кучковичей. За эту дерзость Долгорукий убил Стефана Кучко и забрал его родовые земли, а двух сыновей и дочь боярина Кучко сослал во Владимир на службу к сыну, - Андрею Боголюбскому.

Андрей Боголюбский взял в жены дочь Кучко (Улиту), а сыновья Кучковичи стали придворными боярами Боголюбского.

Андрей Боголюбский обладал жестоким нравом, за что его боялись и не любили. Местным боярам он не нравился также за то, что принимал многие решения единолично, без учёта мнения вечевого схода.

И вот, однажды, князь Андрей казнил одного из братьев Кучко. Это по-видимому привело в бешенство второго брата (Якима Кучко) и сестру (жену Боголюбского, Улиту). Как следствие, Кучковичи с единомышленниками жестоко убили А.Боголюбского, тем самым свершив возмездие за поруганную фамильную честь.

 

2. Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом, принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Слова «…приди ко мне, брате, в Москову» не оставляют никакого сомнения в том, что Москва была городом Юрия Долгорукого. Позже Москва неизменно оказывалась во владении также ростово-суздальских, а не рязанских князей, хотя ближайшие Лопасня и Коломна до конца XIII в. остаются рязанскими волостями. Когда же Москва перестала быть городом вятичей и перешла во владение суздальских князей, земли которых были заселены кривичами, как она попала в руки Юрия Долгорукого? Позднейшие московские легенды хорошо помнили о древнем московском владельце, боярине Стефане Ивановиче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насильственно ею завладевшего. Было время, когда на предания о Кучке ученые смотрели как на сплошной вымысел XVII в. и не видели в нем никакого зерна достоверности. Но народные предания имеют свою основу, нередко вовсе нелегендарную. Таковы и предания о Кучке, которые будут нами кратко изложены.

Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографическою повестью, другую – новеллой по характеру их содержания. Первая повесть носит название «О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся». Она начинается рассуждениями о том, как древний Рим и второй Рим – Константинополь возникли на крови, а потому и Москва как третий Рим должна была создаться «…по кровопролитию же и по закланию кровей многих». Таким образом, и при основании Москва во всем была равна своим предшественникам – Риму и Константинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем в переводе на современный язык.

«В лето 6666 (т. е. в 1158 г. – М. Т.) великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить»). Далее говорится, что Улита и ее братья Кучковичи устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел «…повесити на вратах и растреляти из многих луков». К этому рассказу прибавлен краткий летописец, оканчивающийся известием о смерти Ивана Калиты.

Прежде чем перейти к рассмотрению исторического значения повести о зачале Москвы, расскажем о содержании второй повести, которая носит все черты устного народного сказания, какой-то исторической песни, нередко сбиваясь на песенный лад, с типичными оборотами народной поэзии. Она так и начинается песенными словами: «И почему было Москве царством быть и хто то знал, что Москве государством слыти».

По словам повести, на берегах Москвы когда-то стояли «…села красны хороши» боярина Кучки и его двух сыновей-красавцев, «…и не было столь хороших во всей Руской земле». Князь Даниил велел боярину отдать своих сыновей к нему на службу. Кучка побоялся отказать и отдал их Даниилу, а тот взял их к себе во двор, пожаловал одного в стольники, а другого в чашники. Братья понравились княгине Улите Юрьевне и сделались ее любовниками. Преступная связь должна была обнаружиться, и Улита вместе с Кучковичами задумала убить князя. Братья напали на князя во время охоты, но Даниил ускакал на коне. Бросив коня, он побежал к реке Оке и стал умолять перевозчика перевезти его на другой берег реки, обещая подарить дорогой перстень. Перевозчик протянул за перстнем весло, схватил перстень, а затем оттолкнул лодку и оставил князя на берегу. В отчаянии Даниил побежал вдоль Оки. Наступил вечер «…темных осенних ночей». Не зная, куда укрыться, князь влез в сруб, где был похоронен мертвец, и заснул в срубе, забыв страх «от мертвого». Кучковичи испугались, что упустили князя живым, но злая княгиня Улита дала им любимого княжеского пса – «выжлеца» (т. е. гончую собаку). Пес стал искать хозяина и нашел дорогу к срубу: «…и забив пес главу свою в срубец, а сам весь пес в срубец не вместися». Кучковичи нашли и убили князя, а сами вернулись в Суздаль и стали жить с княгиней. Тогда верный слуга Даниила увез его малолетнего сына Ивана во Владимир к дяде Андрею Александровичу. Тот отомстил убийцам и воспитал Ивана Даниловича.

Какое же зерно истины найдем мы в обоих повествованиях?

Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков»,- лица исторические. Они составили заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 г. Начальник же убийцам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович, сообщает Ипатьевская летопись. Повесть о зачале царствующего града Москвы делает Петра и Акима братьями, называет и княгиню Улиту их сестрой, а их отцом боярина Кучку. Но можно ли сомневаться в том, что боярин Кучка действительно существовал, если нам известны его зять и сын? Видимо, это была сплоченная и сильная боярская семья, настоящий род Кучковичей, оставивший по себе прочную память в народных преданиях. Еще долго после убиения Андрея Боголюбского ходили легенды о Кучковичах, записанные не позже середины XV в. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата: «Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил». Предание о гибели Кучковичей прочно держалось в людской памяти, и даже в XIX в. поблизости от Владимира показывали болотистые озера, по поверхности которых передвигались плавучие торфяные островки – их считали коробьями с останками проклятых Кучковичей.

Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XV в. в Суздальской земле упоминается волость Кучка, в Москве тогда же хорошо знали урочище Кучково поле, находившееся в районе позднейших Сретенских ворот. Но самое важное то, что еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название: «Москва рекше Кучково». Иными словами: «Москва, то есть Кучково». Таким образом, предание XVI-XVII вв., рассказывающее об обычном московском эпизоде – преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами ее мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки. Боярина Кучку народное предание считало первым владельцем Москвы. Обратим внимание и на то, что само название Кучково оканчивалось на «о», как обычно называют до сих пор села в Московской области, да и вообще в России, по имени их владельцев (Федорово, Иваново, Петрово и т. д.), «Села красные» боярина Кучки («Кучково село») – это историческая реальность. Они говорят нам о первом владельце Москвы, боярине Кучке, вероятно, имевшем укрепленный замок-городок, который позже заменил княжеский городок Москва. Была ли с этим связана какая-либо личная трагедия первого московского владельца Кучки или нет, этого мы достоверно не знаем, но упорная традиция о насильственном захвате Москвы суздальскими князьями, возможно, опирается на действительные факты. Напомним здесь, что Кучково поле в Москве находилось поблизости от реки Неглинки и городища Николы на Грачах. Нет ничего невероятного в том, что легендарный Кучка был одним из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Юрия Долгорукого.

 

КУШ ДИЛИ - Необычный язык турецких "свистельщиков" "Нам невероятно повезло, что такой язык вообще существует, – говорит ОнурГюнтюркюн (OnurGüntürkün) из Рурского университета в Бохуме (Германия). – Он кажется необычным экспериментом природы". Куш дили – язык, в котором слова и буквосочетания были преобразованы в свист (по структуре и грамматике он идентичен турецкому). Это достаточно древний способ коммуникации – задолго до появления телефонов жители маленьких деревень, разбросанных по Турции, использовали его для общения на расстоянии. Сегодня "птичий язык" используется примерно 10 тысячами людей, проживающих в горах на северо-востоке Турции, и они практикуют такую форму общения, чтобы передать какую-то информацию на расстояние от 50-90 метров до нескольких километров. "Если вы посмотрите на топографию Турции, то поймёте, что общаться с помощью свистков тут весьма удобно, – объясняет Гюнтюркюн. – Вы не сможете кричать так громко, а вот свист будет разноситься на километры в этой местности с многочисленными крутыми каньонами и высокими горами". При этом учёный говорит, что язык "свистельщиков" не отличается от турецко-го – это одна из форм общения, как привычные для нас письменная и устная формы.

КУШАНЬЯ - Многие традиционные старинные кушанья сегодня не только не употребляют в пищу, но о многих и не слышали. Готовились эти кушанья в русской печи.
В основном кушанья готовились из цельнозернровых продуктов, польза которых очевидна.
ТЮРЯ - Самое распространенное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды с плавающими в ней кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука.
В тюрю также добавляли сырые овощи, листья, коренья, травы, съедобные дикорастущие.
1 л воды, 2 ст. ложки мелких сухариков из ржаного хлеба, 1 луковица, 1 ст. ложка свежего мелко рубленного подорожника, 1 ст. ложка мелко нарубленной свежей лебеды, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
ПОЛЕВКА - Это похлебка из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста — расчины. Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. В горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали колотовкой (мутовкой). Полевку заправляли луком, сушеными грибами, вяленой рыбой, снятками.
СОЛОДУХА - Солодуху ели в дни Великого и Рождественского постов.
Это жидкое блюдо, что-то вроде десерта: кисло-сладкое на вкус. Приготавливалась из ржаного солода, т.е. ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смолотого и просеянного.
В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивали) мутовкой, чтобы не было комков.
Горшок ставили на припек, и, пока русская печь томилась, солодуха стояла в тепле.
В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась. При этом солодуха разжижалась, и в нее также время от времени добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Когда процесс соложения закончен (это расределяется по степени сладости), горшок ставят в печь, доводят до кипения, тотчас вынимают из печи, быстро охлаждают, опускают в горшок корочку ржаного хле6а и, прикрыв сверху чистым рушником, ставят в теплое место.
Солодуха настаивается, закисает, приобретает хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет.

КУЛАГА РЖАНАЯ
- Кулагу готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Впрочем, можно готовить ее и из ржаной муки.
В кипящую воду всыпают ржаную муку и проваривают до густоты киселя. Потом добавляют кусочек льда (в деревнях кладут чистый снег), закрывают плотно крышкой и ставят в русскую печь на сутки. Готовая кулага — розового цвета. По вкусу ее заправляют медом.
ЗАВАРУХА-ПОВАЛИХА - В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку, проваривают. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда топленое масло и запекают до румяной корочки. Подают с простоквашей.
ТОЛОКНО - В XVI и XVII вв. в большом употреблении было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою.
Это блюдо готовили из овса, выдержанно в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой водой, приправленной солью.
ЛОГАЗА - Это каша из ячменной крупы, варится она с чечевицей или горохом.
Разотрите горсть вареного гороха, разведите бульоном. Всыпьте ячменной крупы, соли, варите 20 минут. Кушают эту кашу с постным маслом, медом или сахаром.
КОЛИВО - Крупу ячневую промойте, отварите в воде на умеренном огне, снимая все время пену. Как только крупа начнет выделять слизь, лишнюю воду слейте, кашу переложите в другую посуду, добавьте молоко и варите до мягкости крупы и загустения, все время помешивая.
Мак подготовьте: залейте крутым кипятком, дайте распариться, через 5 минут воду слейте, мак промойте, вновь залейте крутым кипятком и слейте, как только начнут появляться капельки жира на поверхности воды.
Распаренный мак перетереть в ступке, добавляя по половине чайной ложечки кипятка к каждой столовой ложке мака. Мак смешайте с загустевшей, размягченной ячневой кашей, добавив мед, прогрейте 5 минут, непрерывно помешивая, снимите с огня, заправьте вареньем или медом.
2 стакана ячневой крупы, 3 л воды, 1 стакан молока, 0,75—1 стакан мака, 2—3 ст. ложки меда, 2 ст. ложки клюквенного или смородинового варенья.
ДЖУР (ЖУР) - Еще со времен Владимира Мономаха поселяне кушали джур - блюдо из овсяной муки (овсяный кисель). К джуру (журу) добавлялись сушеные яблоки, вишни, калина, иногда постное масло, мед. Кушали с молоком.
Овсяную муку разводят теплой водой и ставят в теплое место на 2-3 часа, чтобы поднялась опара. Затем процеживают и ставят варить, постоянно перемешивая кашу.
Мука овсяная — 800 г, вода — 2 стакана.
Как видите, еда наших предков была проста, но в тоже время ПОЛЕЗНА.                        https://vk.com/vpered_rossiya

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА - как переломный момент в национальном объединении (часть I)
Куликовскую битву лучше рассматривать в довольно хитром контексте того, что происходило в отношениях между Москвой и Золотой Ордой во второй половине XIV века. У нас Орду воспринимают как нечто единое целое, огромное и гнетущее: великая монгольская империя, которая как возникла при Чингисхане, так и сохранялась на протяжении всего периода своего существования. Однако это совсем не так. Александр Невский поддерживал отношения прежде всего с западным улусом Орды (если еще точнее- с частью западного улуса), а не со всей монгольской империей. А Дмитрий Донской имел дело с Ордой, которая уже претерпела серьезные изменения.
К тому времени, о котором идет речь, Орда уже не была монолитной, а разделялась на четыре враждовавших между собою части. И это, конечно же, создавало русским благоприятные условия для организации сопротивления ордынским отрядам.
Что касается самого Мамая, то необходимо оговориться, что никаким ханом он не был. По рангу своему он был темником, беклеребеком, и по тогдашним представлениям был ровней русским князьям. Поэтому в русских летописях сказано, что князь Мамай возгордился и возомнил себя “аки царя”. Согласно одному из источников, Мамай договорился с Дмитрием Ивановичем, который уже много лет не выплачивал ордынский выход, что тот заплатит ему какую-то сумму. Не совсем ясно, что это был за договор и о какой сумме шла речь, но как бы то ни было, Дмитрий Иванович решил этот взнос не делать. Иначе говоря, оказался не совсем добропорядочным налогоплатильщиком.
И вот тогда Мамай, к которому обещал присоединиться литовский князь Ягайло, организует поход на Москву. О планах Мамая Дмитрию Донскому сообщил Олег Рязанский, который впоследствии во всех учебниках и популярных изданиях будет фигурировать как предатель интересов русского народа: якобы он тоже хотел вместе с Мамаем ударить по Дмитрию Ивановичу. На самом деле непонятно, какую позицию занимал Олег Рязанский, но никаких действий он точно не предпринимал.
Дмитрий Иванович, узнав о походе Мамая, собирает колоссальное по тем временам войско-отряд тысяч в 15 человек (но никак не 50 тысяч, как часто пишут в учебниках). С достаточной уверенностью можно сказать, что Донской объединил полки ростовские, ярославские, белозерские, коломенские, владимирские, костромские, ярославские и –возможно-тверские. Кроме того, в сражении участвовали отряды под командованием Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Ивановича, а так же Андрея Полоцкого, Дмитрия Брянского (это литовские князья Ольгердовичи). Ягайло же объединиться с Мамаем так и не успел.

   

                                                                                                                                                      Дети Земли РУССКОЙ

1. Одной из загадок Куликовской битвы является более чем странная история с обменой доспехами и конями князя Дмитрия и боярина Михаила Бренка. Как мы помним, Дмитрий снял княжеские доспехи и, отдав их вкупе с конем Михаилу Бренку, оставил его под знаменем, сам уехал в передовой полк на чужом коне и в простых доспехах.
Что бы сие значило? Можно, конечно, допустить, что это очередное сочинительство безвестного автора "Сказания о Мамаевом побоище", благо с фантазией у него было все в порядке - и мертвый Ольгерд литовское войско на Москву ведет, и татарин-мусульманин Мамай к Перуну и Хорсу взывает.
Однако, вообще говоря, в его выдумках обычно прослеживается некая логика или хотя бы следование шаблону. Мамай поганый, значит, язычник, значит, должен к идолам взывать. Вон, у французов в "Песни о Роланде" мавры из Кордовского эмирата Аполлона и Юпитера славят. С Литвой Москва враждует за русские земли, значит, изобразим, как подлые литвины хотели нашим в спину ударить (а когда умер Ольгерд, во времена написания "Сказания, более чем сто лет спустя после Куликовской победы, уже мало кто помнил). Почитаемого в только что подмятой Моской Рязани князя Олега Ивановича сделаем из ведущего свою политику государя предателем. Александр Пересвет, боярин брянский, уже однозначно превращается в монаха и становится участником эпического поединка с печенегом (!!!).
И так далее.
Но какой смысл в истории с переодеванием, чего ради было ее выдумывать? Аналогов тоже не припоминаю. И простой небрежностью, вроде именования "князя" (темника) Мамая "царем" (ханом), чего современные битве русские источники себе не позволяли, тут тоже дело не решается.
Позднее изобрели дивное объяснение: оказывается, Дмитрий сделал это, чтоб войско не смущалось, если флаг упадет и сражающиеся под ним погибнут - мол, зато князь, может, и жив. У меня просто слов нет для определения гениальности такого объяснения. Нет слов и для описания того "воодушевляющего" эффекта, что окажет на войско факт бесследного растворения князя неизвестно где. Ну, или еще немногим лучше - факт нахождения его в первых рядах, среди, фактически, смертников.

На мой взгляд, многое объясняет малоосвещаемый официальной историографией факт: на момент битвы князь пребывал отлученным от церкви митрополитов Киприаном. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию - тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний "благословляющим" анафемствованного князя. (на случай, если кто станет твердить, что "Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил" - вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное как отлучение от Церкви.

На самом деле, как мы знаем из третьего письма Киприана Сергию, Сергий его анафему поддержал, и, по всей видимости, распространил - а об этом можно судить по количеству списков, в котором дошло до нас содержащее отлучение письмо Киприана.
Летом 1380 года Киприан находился в Константинополе, куда поехал жаловаться на Дмитрия. Снять оттуда отлучение он не смог бы даже при желании - не было еще ни телеграфа, ни радио, ни сотовой связи. Покинув Москву летом 1378 года, он прибыл в Константинополь весною 1379 - вряд ли обратно он мог добраться быстрей.
Хуже того, кандидат в митрополиты, выдвигавшийся самим Дмитрием, Михаил-Митяй, русский, а не грек или болгарин, выходец из белого духовенства, стоявший, в отличие от Киприана, епископа суздальского Дионисия и Сергия Радонежского, за независимость русской церкви от Константинополя, приплыв в Константинополь летом 1379 года, почти тут же умер.
О смерти, ожидавшей Митяя в Константинополе, перед его отъездом откровенно говорил тот же Сергий.
Итак, посмотрим теперь на начало Куликовской битвы с этой позиции.
Великий князь отлучен от церкви, его ставленник умер - что многими могло восприни-маться как доказательство неугодности Митяя - и его покровителя! - Христу. Сам Дмитрий Иоаннович не мог не чувствовать себя более чем неуютно.
Но Мамай и его орда не собирались считаться с этим. Орда шла на Русь. Орду надо было остановить - но как, если во главе войска стоит отлученный, неугодный богу князь-анафема?!
Сам князь Дмитрий, такой же средневековый христианин, как и большинство его подданых, не мог не думать об этом.
И вот, накануне битвы, великий князь решается на поразительный шаг. Он перелагает княжеские регалии на плечи друга, не задетого анафемой Киприана приближенного. Делается это в прямом смысле перед богом - перед ликом Спаса на черном московском знамени, ратной иконой Москвы. Теперь Христу не за что гневаться на московское войско - во главе его не отлученный, не анафема, а благоверный православный христианин. Сам же Дмитрий уходит простым воином в передний полк, отдавая себя на суд божий - не как князь, а как простой человек. Становится в один ряд с нехристями и двоеверцами с северного Белоозера и языческой Литвы.
После боя, очнувшийся, он наверняка испытал большую радость, чем мы это представляем себе сейчас. Не просто лично он уцелел, не просто войско выиграло битву - бог явил волю,вседержитель рассудил, и признал его, Дмитрия, правым. Отлучение снято - снято волею высшею, чем воля митрополита и самого патриарха. Не только жизнь, не только победа - примирение с богом.
Так - если он руководствовался предполагаемыми мною мотивами - должен был понимать происходящее князь Московский. Так это должны были воспринимать его православные подданные. Так, судя по всему, понял это и Киприан, в 1381 году вернувшийся в Москву и примирившийся с Дмитрием - ненадолго, правда, до своего бегства из оставленной на него Москвы перед наступающей ордой Тохтамыша.
Но те, кто сражались рядом с ним, подданные литовских и белозерских князей, может быть, обратили внимание на иное - израненного, упавшего князя прикрыла ветвями упавшая, срубленная в жестокой сече береза - одно из священных деревьев языческой Руси.

КУЛИЧ - История кулича уходит своими корнями в далёкое прошлое. Кулич часто упоминается в дохристианских обычаях православных славян. Он был символом мужского начала и плодородия, пробуждения Природы и начало посевов. Пекли его именно весной Богам плодородия.
Примерно в середине апреля (если переводить на современный календарь) славяне праздновали завершение свадьбы небес и земли, праздник раскрытия земли и её готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая.
Красное яйцо считалось в древности символом Солнца, пробуждающего Природу после долгой Зимы. Крашеные яйца, как символ зарождения новой жизни, дополняющие кулич. Расписные яйца находили в скифских курганах, в древнем Египте, легендарной Трои и эти символы были известны задолго до появления Иисуса Христа.
В ещё более древней Традиции крашеное яйцо являлось силой Даждьбоговой. Бились крашенными яйцами в честь победы Даждьбога и спасения от Потопа славянских и арийских народов, которое произошло 111 820 лет назад. В честь этого спасения был установлен праздник ПАСХЕТЪ: «Путь АСами Ходяше Есть Твердо Ъ (сотворяша) - день памяти о 15 летнем переселении наших Великих Предков из Даарии в Рассению и Беловодье и спасения от Потопа Великого.
Первый Великий Потоп на Мидгард-Земле произошёл в результате уничтожения её луны Лели, на которой сосредоточились представители тёмных сил из Пекельного мира — Кощеи для вторжения на Мидгард. Даждьбог Тарх, Перунов Сын, нанёс удар по Леле и уничтожил силы тьмы, но при этом разрушилась Леля. На Мидгард-Землю обрушились воды уничтоженной луны, а удары осколков сместили земную ось. Даария скрылась под водами Великого Потопа.
Но многие из родов Арийских успели спастись и перешли по каменному перешейку (Рипейским горам) на континент. 15 лет длился этот исход и на 16-е лето был основан великий город Асгард Ирийский (нынешний Омск).
«Помня из Вед о деяниях Даждьбога,
как он порушил оплоты Кощеев,
что на ближайшей Луне находились…
Тарх не позволил коварным Кощеям
Мидгард разрушить, как разрушили Дею…
Эти Кощеи, правители Серых,
сгинули вместе с Луной в получастьи…
Но расплатился Мидгард за свободу,
Даарией скрытой Великим Потопом…
Воды Луны тот Потоп сотворили,
на Землю с Небес они радугой пали,
Ибо Луна раскололась на части
и ратью сварожичей в Мидгард спустилась…»
(Сантии Веды Перуна, Саньтия 9, шлоки 11-12).

С тех пор на Пасхетъ принято красить яйца и при встрече бить их друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо считалось яйцом кощея (разрушенной Луной Лелей), а целое - Даждьбожьим (то есть силой Тарха Даждьбога, разрушившего пристанище кощеев).
Удивительно, вот уже несколько поколений русских людей не помнят, откуда появился этот обычай, но продолжают его исполнять. Хотя христианство на Руси вобрало в себя некоторые славянские символы, обычаи и названия (например, ранее христианство на Руси имело название правоверное, а не православное), но смысл празднования нашего праздника Пасхетъ и христианской Пасхи всё-таки разный.
Христиане празднуют воскрешение Господне со славянскими куличами и крашеными яйцами, хотя символом воскрешения Господня в христианстве является только творожная масса/пасха (примечание: до ХVIII в. н.э. пасха была жидкая!). Это специальное блюдо, изготовленное из творога со сливками или сметаной, и спрессованное в виде усечённой пирамидки. На боковых сторонах пасхи изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе».
Христианские священники говорят, что это символ Гроба Господня, который замещает на праздничном столе христианина пасхального агнца – ягнёнка, которого было принято приносить в жертву на иудейскую Пасху - Песах. Кроме того, пасхального ягнёнка предписывалось есть с пресными лепёшками и горькими травами, а сдобные изделия из теста употреблять в пищу категорически запрещалось, о чём даны прямые рекомендации в Ветхом Завете: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб». Исход 12:18-20
В соответствии же с текстом Нового Завета, Иисус Христос отпраздновал ветхозаветную Пасху с печёным ягнёнком, а затем ввёл новозаветную Пасху (1 Кор. 11:23-26) – есть пресный хлеб, как его тело, и пить вино, как его кровь.
Христианская церковь не смогла отвратить русских людей от привычных им праздников и обрядов. Сохранились документы, в которых приводятся сетования священников на то, что люди предпочитают языческие забавы и сборища посещениям церкви. Тогда священники поступили по-другому: они постарались подменить старые славянские праздники новыми, христианскими.
Теперь зная истинную историю происхождения кулича, творожной пасхи и крашеных яиц каждый может выбрать какой праздник будет отмечать по весне: славянский праздник ПАСХЕТЪ с куличами, крашеными яйцами; христианскую Пасху с пресным хлебом, горькой травой и творожной массой или иудейский Песах с опресноками и вином.
По Коляды Дару ПАСХЕТЪ празднуют 36 Дайлетъ. В 2018 году это 6 -7 апреля.

                                                                                                                                                      https://vk.com/vedicheskayakyltyra



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.5 (0.031 с.)